fantlab ru

Андрэ Нортон «Хрустальный грифон»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.84
Оценок:
329
Моя оценка:
-

подробнее

Хрустальный грифон

The Crystal Gryphon

Другие названия: Кристалл с грифоном

Роман, год; цикл «Колдовской мир»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 30
Аннотация:

Лорд Керован, наследник Ульмсдейла и леди Джойсан, племянница лорда Икринта, обвенчаны. Но начинается война и они расстаются, так и не увидев друг друга. Во время своих скитаний Джойсан встречает молодого разведчика и, не узнавая своего жениха, чувствует к нему больше, чем благодарность. Но Керован боится признаться ей в своей любви. Ведь на его ногах копыта — он проклят собственной матерью.

С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— антологию «Королева ведьм», 1992 г.



Королева ведьм
1992 г.
Год Единорога
1992 г.
Колдовской мир
1992 г.
Кристалл с грифоном. Волшебница колдовского мира. Да здравствует лорд Кор!
1992 г.
Гаран вечный
1993 г.
Год Единорога
1993 г.
Хрустальный Грифон. Берегись Ястреба. Кошачьи Врата
2001 г.
Колдовской мир. Хрустальный грифон. Грифон торжествующий. Гнездо грифона
2022 г.

Самиздат и фэнзины:

Колдовской мир-3
2018 г.

Издания на иностранных языках:

The Crystal Gryphon
1973 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пожалуй, одно из самых увлекательных произведений цикла «Колдовской мир», но даже и оно оставляет какое-то двойственное впечатление. С одной стороны, вроде бы, как интересная история с симпатичными, хорошо выписанными героями, да и построение романа, при котором повествование попеременно ведётся то от лица героя, то от лица героини, получилось удачным. Но, с другой стороны, в тексте опять встречаются вещи, несовместимые с понятием добротного произведения. Вот, например, явная то ли нестыковка, а то ли вообще нелепица: Роджер, уезжая из замка на острове, говорит что Джойсан(а) ему больше не нужна и её надо бросить здесь, а буквально через пару часов ей подкладывают магическую штучку, которая побуждает её всё бросить и следовать за Роджером. Или вот совершенно непонятная личность Невор, которая, похоже, всё знает и всё видит, возникая время от времени из ничего прямо перед Керованом. Похоже, что он опекает нашего героя, но вот помочь ему в его решающей битве с темными силами так и не собрался (хотя ему с его могуществом, похоже, надо было только пальчиком шевельнуть :)).

Как итог — читается роман прекрасно, но вот назвать эту вещицу добротно написанной рука не поднимается :).

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пожалуй, лучшее, что я читал у Нортон. Во всяком случае цикл «Верхний Холлек и Арвон» — это единственное, что в ее творчестве поднимается по моему мнению выше среднего уровня, выгодно отличаясь от ее же научной фантастики и основного цикла «Колдовской мир».

Конкретно в рецензируемом романе имеется и целостная фабула и хорошо проработанные характеры. Более того сюжет не линейный, как в большинстве произведений писательницы, а параллельный, когда одни и те же события мы видим глазами двух разных персонажей, выступающих рассказчиками, от чего книга очень сильно выигрывает. Кроме того внедрение научно-фантастического элемента в фэнтези мне нравится намного больше, чем обратный процесс. А здесь мы имеем как раз первый вариант.

Так например, украденная светящаяся драгоценность, вызывающая болезнь и смерть контактировавших с ней и с упоминания о которой начинается роман, наводит на мысли о радиоактивности, да и сами артефакты Древних выглядят поначалу свободными от магии, хотя она конечно же в этой книге еще будет.

Главный герой — мутант, у которого на ногах копыта, а лицо необычно из-за желтых глаз с вытянутыми вертикальными зрачками, тоже достаточно хорошо вписывается в такую концепцию. Будет в романе и любовная линия, и интриги, и война. Последняя даже с применением танков и стрелкового оружия, пусть и остающихся «за кадром», что для фэнтези по моему разумению довольно необычно.

Что касается переводов, то их два и оба хорошие. Перевод Сагаловского aka Баканов очень хорош в литературном плане, но озадачивает изобретением некоего «кровосмешения с чужой расой» и упоминанием наличия в замке холла вместо более подходящего по смыслу зала, что можно отнести скорее на счет редактора. Переводы Т.Прониной в сборнике «Год единорога», включая и заглавный роман, тоже оставляют очень приятное впечатление.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если говорить кратко, то роман — пример весьма удачного spin-off'а «Колдовского мира». Его генеральная линия касается истории Западного континента — своеобразной доколумбовой Америки. Некогда тут жила могущественная раса Древних, но ее представители куда-то исчезли, и теперь от их цивилизации остались лишь руины да загадочные артефакты, назначение которых остается неясным. О двух таких артефактах и идет речь в романе: Хрустальном грифоне и серебряном браслете. Конечно, можно задать автору вопрос: каким образом Древние их обронили (или забыли), уходя из этого мира? Но, согласно канона, магические амулеты имеют свою собственную волю и судьбу (как тут не вспомнить знаменитое Кольцо Всевластия из толкиновской эпопеи!), поэтому вполне могли остаться в нужном месте до подходящего им времени. Вот так потомок Древних из рода Керованов нашел оба артефакта, а они, в свою очередь, помогли ему победить врагов и обрести настоящую любовь. Приключения героя просты и незамысловаты, но постоянно держат в напряжении из-за большой изобретательности автора на неожиданные повороты. Кроме того, довольно удачна и форма такого изложения — параллельно от лица двух разных персонажей. Это позволяет взглянуть на происходящее с двух точек зрения — мужской и женской. Мастерство автора позволяет сделать это правдиво, без натяжек и преувеличений. Кстати, многим современным авторам магия развязывает руки, и они начинают диктовать читателю свои собственные правила, крайне редко сочетающиеся даже с тривиальной логикой. У Алисии Нортон я подобной вольности, к счастью, не обнаружил — всё в повествовании происходит естественно, без не оправданных сюжетом событий. Единственная сомнительная сцена — это явление главному герою таинственного незнакомца, назвавшегося Нивором. Он помог Керовану добраться до своей невесты, но отказался информировать его о подоплеке всех событий, мотивируя это стандартной фразой: «Время еще не пришло.» В реальности такое вряд ли имело бы место, но мир магии диктует совсем другие правила: информация о прошлом может повлиять на будущее весьма негативно, если настоящее будет к этому не готово. Так что Нивор по-своему прав. Читатель сможет убедиться в этом ближе к финалу, когда накал страстей резко возрастает, и события начинают развиваться по экспоненте. Интриги добавляет не только военная интервенция Ализона, но и сход со сцены прежних ключевых персонажей (владыки Ульмсдейла и кузена Джойсаны). Похоже, писательница продумала все повороты заранее — сюжет только выигрывает от такого шага и закручивается еще сильнее. В последней трети повествования события ускоряются настолько, что время за чтением пролетает совсем незаметно. Сразу вспоминается известная поговорка про русских извозчиков, которые долго запрягают и быстро ездят. От такой езды читателя может и укачать...

Стоит отдельно упомянуть про карту Колдовского мира. В издании «Северо-Запада» она присутствовала, что позволяло читателю с легкостью отслеживать перемещения главного героя. В книге издательства «Флокс» карты нет, что несколько усложняет понимание романа, превращая его в самую натуральную выдумку. Для нормального восприятия карта всё же необходима и ее важно иметь под рукой. Один из ее вариантов можно найти в журнале «Мир фантастики» (или в Интернете по адресу: https://cdn.mirf.ru/wp-content/uploads/2019/02/west.webp).

-------------

РЕЗЮМЕ: «ответвление» «Колдовского мира», повествующее о завоевании Ализоном Западного континента задолго до появления в Эсткарпе Саймона Трегарта. По качеству роман где-то на уровне «Троих против Колдовского мира».

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Весь цикл «Колдовского мира» великолепен, но «Хрустальный грифон» это что-то невероятное, единственная книга которую я прочел раз десять. С детства раз в год ее перечитывал. Потрясающая атмосфера, великолепно прописанный мир. Помню, как уходил, окунаясь в его волшебный фэнтезийный мир. Главный герой комплексующий из-за своей уродливости располагал к себе, я как наверное и любой подросток, имел кучу комплексов и потому мог ассоциировать себя с ним. Роман входит мой личный топ-10.

Оценка: нет
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

А мне этот роман понравился, хотя, мне так кажется, что у Андрэ Нортон есть такая фишка оставлять свои произведения как-бы незакончеными. Это было заметно в 4-х первых романах Королевы солнца(пока только их прочитал) оба романа Янус, оба романа Астра, «Ледяная корона», «Тёмный трубач», и я думаю, большая часть того, до чего ещё пока не дошел(2 месяца только Нортон увлекаюсь). Хочется как минимум добавить одну-две страницы. Единственное что хочется сказать что из таких, которых можно назвать завершенными пока прочитал только «Гаран вечный» и «Тайна затеряной расы».

Незаконченые романы дейсвуют прям как в тексте у Tanzwut-Ekstase «Es ist die Leidenschaft die meine Leiden schaft» (это-страсть, которая причиняет мне боль).

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга о поисках себя. Неважно, каким хотели бы видеть тебя родители — важно, что выберешь лично ты. Не важно, сколько препятствий стоит на твоем пути — важно, как (достойными или недостойными методами) ты будешь добиваться решения своей проблемы. Даже, если еще до твоего рождения родители отдают твою душу темным силам — всегда есть шанс переиграть свою судьбу! И если все против тебя, всё говорит о том, что ты никогда не будешь счастлив, потому что ты — урод и изгой, не сдавайся! Мне кажется, что именно это — главная мысль книги. Или, переводя на язык старой песни: «Кто хочет — тот добьется!» Главное — захотеть и приложить максимум усилий.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Похоже, что Нортон не давали спать лавры мэтра Рождера: Керован по прозвищу лорд Янтарь (!), одного из злодеев прямо-таки Роджером зовут... Но — увы — в Колдовском мире это всё не вполне уместно.

Магия КМ всегда была целомудренной. Скромной. Негромкой. Не притязающей на многое (как в жизни и бывает). А в «Грифоне»... хм-хм... всё чудесастее и чудесастее, всё мистичнее и мистичнее. Еще чуть-чуть — и дошло бы до откровенного файерболометания.

Я уж не говорю о том, что это по сюжету типичнейший «лавбургер». («Год единорога» тоже, но там было что-то и от сказки. Тут — романтическая атмосфера улетучилась совсем).

Керован — типичнейший «крутой парень», уместный в любом триллере, но не в книгах ЭТОГО цикла.

Плюс какие-то боги, на которых раньше и намека не было (Корис в первой книге КМ говорит «я поклялся Норнами» — значит, в этом мире есть какой-то аналог скандинавской мифологии? Причём же тут «высосанные из пальца» Гуннора и Рогатый:confused: Нортон сама же и забыла, что писала раньше?)...

Одним словом — фактически, это совсем не тот мир:glasses:

Переживания Джойсан в какой-то мере напоминают о Джиллан из другой книги («Год единорога»), тоже оказавшейся в подобной ситуации, а потому возникает ощущение, что «мы это всё уже читали...»

Как love story эта книга, возможно, и хороша. Как фэнтези — достаточно банальна (герой-супермен против злодеев...)

Оценка: 3
– [  -2  ] +

Ссылка на сообщение ,

одна из немногих книг в этой серии которая действительно очень понравилась..герои хороши:super:

Оценка: 9
– [  -4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Красивая история:wink:

Оценка: нет
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень хорошая история. Герои действительно из плоти и крови, а не ходячее сборище всех добродетелей.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх