Андрэ Нортон «Хрустальный грифон»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Параллельный мир/вселенная
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Лорд Керован, наследник Ульмсдейла и леди Джойсан, племянница лорда Икринта, обвенчаны. Но начинается война и они расстаются, так и не увидев друг друга. Во время своих скитаний Джойсан встречает молодого разведчика и, не узнавая своего жениха, чувствует к нему больше, чем благодарность. Но Керован боится признаться ей в своей любви. Ведь на его ногах копыта — он проклят собственной матерью.
Входит в:
— цикл «Колдовской мир» > цикл «Верхний Холлек и Арвон» > цикл «Грифон»
— антологию «Королева ведьм», 1992 г.
- /языки:
- русский (9), английский (1)
- /тип:
- книги (9), самиздат (1)
- /перевод:
- Т. Пронина (1), Б. Сагаловский (4)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
amak2508, 8 августа 2024 г.
Пожалуй, одно из самых увлекательных произведений цикла «Колдовской мир», но даже и оно оставляет какое-то двойственное впечатление. С одной стороны, вроде бы, как интересная история с симпатичными, хорошо выписанными героями, да и построение романа, при котором повествование попеременно ведётся то от лица героя, то от лица героини, получилось удачным. Но, с другой стороны, в тексте опять встречаются вещи, несовместимые с понятием добротного произведения. Вот, например, явная то ли нестыковка, а то ли вообще нелепица: Роджер, уезжая из замка на острове, говорит что Джойсан(а) ему больше не нужна и её надо бросить здесь, а буквально через пару часов ей подкладывают магическую штучку, которая побуждает её всё бросить и следовать за Роджером. Или вот совершенно непонятная личность Невор, которая, похоже, всё знает и всё видит, возникая время от времени из ничего прямо перед Керованом. Похоже, что он опекает нашего героя, но вот помочь ему в его решающей битве с темными силами так и не собрался (хотя ему с его могуществом, похоже, надо было только пальчиком шевельнуть :)).
Как итог — читается роман прекрасно, но вот назвать эту вещицу добротно написанной рука не поднимается :).
elias68, 7 мая 2021 г.
Пожалуй, лучшее, что я читал у Нортон. Во всяком случае цикл «Верхний Холлек и Арвон» — это единственное, что в ее творчестве поднимается по моему мнению выше среднего уровня, выгодно отличаясь от ее же научной фантастики и основного цикла «Колдовской мир».
Конкретно в рецензируемом романе имеется и целостная фабула и хорошо проработанные характеры. Более того сюжет не линейный, как в большинстве произведений писательницы, а параллельный, когда одни и те же события мы видим глазами двух разных персонажей, выступающих рассказчиками, от чего книга очень сильно выигрывает. Кроме того внедрение научно-фантастического элемента в фэнтези мне нравится намного больше, чем обратный процесс. А здесь мы имеем как раз первый вариант.
Так например, украденная светящаяся драгоценность, вызывающая болезнь и смерть контактировавших с ней и с упоминания о которой начинается роман, наводит на мысли о радиоактивности, да и сами артефакты Древних выглядят поначалу свободными от магии, хотя она конечно же в этой книге еще будет.
Главный герой — мутант, у которого на ногах копыта, а лицо необычно из-за желтых глаз с вытянутыми вертикальными зрачками, тоже достаточно хорошо вписывается в такую концепцию. Будет в романе и любовная линия, и интриги, и война. Последняя даже с применением танков и стрелкового оружия, пусть и остающихся «за кадром», что для фэнтези по моему разумению довольно необычно.
Что касается переводов, то их два и оба хорошие. Перевод Сагаловского aka Баканов очень хорош в литературном плане, но озадачивает изобретением некоего «кровосмешения с чужой расой» и упоминанием наличия в замке холла вместо более подходящего по смыслу зала, что можно отнести скорее на счет редактора. Переводы Т.Прониной в сборнике «Год единорога», включая и заглавный роман, тоже оставляют очень приятное впечатление.
Darth_Veter, 25 ноября 2021 г.
Если говорить кратко, то роман — пример весьма удачного spin-off'а «Колдовского мира». Его генеральная линия касается истории Западного континента — своеобразной доколумбовой Америки. Некогда тут жила могущественная раса Древних, но ее представители куда-то исчезли, и теперь от их цивилизации остались лишь руины да загадочные артефакты, назначение которых остается неясным. О двух таких артефактах и идет речь в романе: Хрустальном грифоне и серебряном браслете. Конечно, можно задать автору вопрос: каким образом Древние их обронили (или забыли), уходя из этого мира? Но, согласно канона, магические амулеты имеют свою собственную волю и судьбу (как тут не вспомнить знаменитое Кольцо Всевластия из толкиновской эпопеи!), поэтому вполне могли остаться в нужном месте до подходящего им времени. Вот так потомок Древних из рода Керованов нашел оба артефакта, а они, в свою очередь, помогли ему победить врагов и обрести настоящую любовь. Приключения героя просты и незамысловаты, но постоянно держат в напряжении из-за большой изобретательности автора на неожиданные повороты. Кроме того, довольно удачна и форма такого изложения — параллельно от лица двух разных персонажей. Это позволяет взглянуть на происходящее с двух точек зрения — мужской и женской. Мастерство автора позволяет сделать это правдиво, без натяжек и преувеличений. Кстати, многим современным авторам магия развязывает руки, и они начинают диктовать читателю свои собственные правила, крайне редко сочетающиеся даже с тривиальной логикой. У Алисии Нортон я подобной вольности, к счастью, не обнаружил — всё в повествовании происходит естественно, без не оправданных сюжетом событий. Единственная сомнительная сцена — это явление главному герою таинственного незнакомца, назвавшегося Нивором. Он помог Керовану добраться до своей невесты, но отказался информировать его о подоплеке всех событий, мотивируя это стандартной фразой: «Время еще не пришло.» В реальности такое вряд ли имело бы место, но мир магии диктует совсем другие правила: информация о прошлом может повлиять на будущее весьма негативно, если настоящее будет к этому не готово. Так что Нивор по-своему прав. Читатель сможет убедиться в этом ближе к финалу, когда накал страстей резко возрастает, и события начинают развиваться по экспоненте. Интриги добавляет не только военная интервенция Ализона, но и сход со сцены прежних ключевых персонажей (владыки Ульмсдейла и кузена Джойсаны). Похоже, писательница продумала все повороты заранее — сюжет только выигрывает от такого шага и закручивается еще сильнее. В последней трети повествования события ускоряются настолько, что время за чтением пролетает совсем незаметно. Сразу вспоминается известная поговорка про русских извозчиков, которые долго запрягают и быстро ездят. От такой езды читателя может и укачать...
Стоит отдельно упомянуть про карту Колдовского мира. В издании «Северо-Запада» она присутствовала, что позволяло читателю с легкостью отслеживать перемещения главного героя. В книге издательства «Флокс» карты нет, что несколько усложняет понимание романа, превращая его в самую натуральную выдумку. Для нормального восприятия карта всё же необходима и ее важно иметь под рукой. Один из ее вариантов можно найти в журнале «Мир фантастики» (или в Интернете по адресу: https://cdn.mirf.ru/wp-content/uploads/2019/02/west.webp).
-------------
РЕЗЮМЕ: «ответвление» «Колдовского мира», повествующее о завоевании Ализоном Западного континента задолго до появления в Эсткарпе Саймона Трегарта. По качеству роман где-то на уровне «Троих против Колдовского мира».
запад1313, 10 ноября 2018 г.
Весь цикл «Колдовского мира» великолепен, но «Хрустальный грифон» это что-то невероятное, единственная книга которую я прочел раз десять. С детства раз в год ее перечитывал. Потрясающая атмосфера, великолепно прописанный мир. Помню, как уходил, окунаясь в его волшебный фэнтезийный мир. Главный герой комплексующий из-за своей уродливости располагал к себе, я как наверное и любой подросток, имел кучу комплексов и потому мог ассоциировать себя с ним. Роман входит мой личный топ-10.
destrozer, 20 июня 2011 г.
А мне этот роман понравился, хотя, мне так кажется, что у Андрэ Нортон есть такая фишка оставлять свои произведения как-бы незакончеными. Это было заметно в 4-х первых романах Королевы солнца(пока только их прочитал) оба романа Янус, оба романа Астра, «Ледяная корона», «Тёмный трубач», и я думаю, большая часть того, до чего ещё пока не дошел(2 месяца только Нортон увлекаюсь). Хочется как минимум добавить одну-две страницы. Единственное что хочется сказать что из таких, которых можно назвать завершенными пока прочитал только «Гаран вечный» и «Тайна затеряной расы».
Незаконченые романы дейсвуют прям как в тексте у Tanzwut-Ekstase «Es ist die Leidenschaft die meine Leiden schaft» (это-страсть, которая причиняет мне боль).
Акулина-Макушка, 25 октября 2008 г.
Книга о поисках себя. Неважно, каким хотели бы видеть тебя родители — важно, что выберешь лично ты. Не важно, сколько препятствий стоит на твоем пути — важно, как (достойными или недостойными методами) ты будешь добиваться решения своей проблемы. Даже, если еще до твоего рождения родители отдают твою душу темным силам — всегда есть шанс переиграть свою судьбу! И если все против тебя, всё говорит о том, что ты никогда не будешь счастлив, потому что ты — урод и изгой, не сдавайся! Мне кажется, что именно это — главная мысль книги. Или, переводя на язык старой песни: «Кто хочет — тот добьется!» Главное — захотеть и приложить максимум усилий.
glupec, 16 января 2008 г.
Похоже, что Нортон не давали спать лавры мэтра Рождера: Керован по прозвищу лорд Янтарь (!), одного из злодеев прямо-таки Роджером зовут... Но — увы — в Колдовском мире это всё не вполне уместно.
Магия КМ всегда была целомудренной. Скромной. Негромкой. Не притязающей на многое (как в жизни и бывает). А в «Грифоне»... хм-хм... всё чудесастее и чудесастее, всё мистичнее и мистичнее. Еще чуть-чуть — и дошло бы до откровенного файерболометания.
Я уж не говорю о том, что это по сюжету типичнейший «лавбургер». («Год единорога» тоже, но там было что-то и от сказки. Тут — романтическая атмосфера улетучилась совсем).
Керован — типичнейший «крутой парень», уместный в любом триллере, но не в книгах ЭТОГО цикла.
Плюс какие-то боги, на которых раньше и намека не было (Корис в первой книге КМ говорит «я поклялся Норнами» — значит, в этом мире есть какой-то аналог скандинавской мифологии? Причём же тут «высосанные из пальца» Гуннора и Рогатый:confused: Нортон сама же и забыла, что писала раньше?)...
Одним словом — фактически, это совсем не тот мир:glasses:
Переживания Джойсан в какой-то мере напоминают о Джиллан из другой книги («Год единорога»), тоже оказавшейся в подобной ситуации, а потому возникает ощущение, что «мы это всё уже читали...»
Как love story эта книга, возможно, и хороша. Как фэнтези — достаточно банальна (герой-супермен против злодеев...)
mysik_eco, 5 февраля 2009 г.
одна из немногих книг в этой серии которая действительно очень понравилась..герои хороши:super:
elent, 27 августа 2006 г.
Очень хорошая история. Герои действительно из плоти и крови, а не ходячее сборище всех добродетелей.