Вячеслав Рыбаков «Давние потери»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Утопия | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное
- Место действия: Альтернативная история нашего мира (Земли) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Гротескный рассказ в жанре альтернативной истории о том, каким замечательным могло бы стать советское общество, если бы Сталин и прочие бандиты были замечательными гуманистами и мудрейшими руководителями, и о том, как несбыточна такая мечта; о том, каким колоссальным творческим потенциалом обладала поначалу коммунистическая утопия, и как понапрасну он был растрачен.
Входит в:
— журнал «Звезда 1989'10», 1989 г.
— сборник «Свое оружие», 1990 г.
— антологию «Цех фантастов 1990», 1990 г.
— журнал «Завтра. Фантастический альманах. Третий», 1991 г.
— журнал «Закамская сторона №№ 12-13, август - сентябрь», 1991 г.
— сборник «Пробный шар», 2001 г.
— сборник «Письмо живым людям», 2004 г.
Номинации на премии:
номинант |
Великое Кольцо, 1989 // Малая форма |
- /языки:
- русский (7), немецкий (1)
- /тип:
- книги (6), периодика (2)
- /перевод:
- Э. Симон (1)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Groucho Marx, 23 февраля 2020 г.
Удивительно глупый рассказ, который сводит историю к характерам царей и князей. Вот, был добрый царь — всем было хорошо. А вот, был злой царь — всем было плохо.
Самое смешное в этом рассказе — даже не он сам, а реакция на него дорогих читателей. Читатели воспринимают концепцию Рыбакова всёрьёз: злой Президент — и всё нехорошо. Но если заменить злого на доброго, всё будет замечательно.
И эта концепция у Рыбакова не пародийна, не сатирична. Это не стёб, не троллинг. Рыбаков чуть позже на полном серьёзе накатал целый роман про прекрасное правление доброго царя.
Вероятно, популярность Рыбакова как раз и держится на том, что он в интеллектуальном смысле полностью адекватен своей аудитории.
То, что Вячеслав Рыбаков смущённо называет искренний крик своей души «гротеском», связано лишь с тем, что позже Рыбаков, в связи с изменившейся коньюктурой, предпочёл бы назвать своего доброго и умного царя не «Сталиным», а «Николаем Третьим» или «Алексеем Вторым» или «Александром Четвёртым».
Да, и, между прочим, хороший Сталин в литературе был задолго до Славика Рыбакова. Петр Павленко свой роман «Счастье» написал как раз о том, как расцвел и похорошел в 1947 году СССР под властью хорошего, доброго, мудрого, ласкового товарища Сталина. Те, кто жалеют, что нет книг про страну, где царствует хороший Сталин, просто не очень хорошо знают отечественную литературу. Таких книг полным-полно. С 1937 по 1953 год в СССР издавались только такие «уютные», «занятные» романы, повести, рассказы. Многие из них написаны на несравненно более высоком литературном уровне, чем рассказ Рыбакова.
george1109, 30 мая 2012 г.
Сам автор характеризует рассказ, как гротеск. Но до гротеска он все-таки не дотягивает. Перед нами типичная утопия, с прямыми аллюзиями к Миру Полудня. Да, гротескные несуразицы есть. Как, к примеру, отмененные деньги при неотмененных паспортах. Но, думаю, в свете текущего ребрендинга имени Иосифа Виссарионовича, большинство читателей не обратит на них ни малейшего внимания, принимая все за «чистую альтернативку» из серии «как было бы здорово, если бы...». Но даже это самое «если бы» у Рыбакова не гротескно и не сатирично, а утопично и по нынешним временам покрыто флером ностальгии.
мрачный маргинал, 10 января 2011 г.
«Давние потери» — редкая метафоричная «альтернативка». Это, скорее, не сценарий «светлой реальности» с «добрым товарищем Сталиным», но символ утрат во всех сферах общественной жизни, всего того, что изымалось из реальной действительности, пока не получилось то, что имеется ныне.
В какой-то мере рассказ объясняет нынешнюю популярность «брэнда» (зарегистрированной торговой марки) «тов. Сталин» у многих современных авторов. Все эти задушевные беседы со Сталиным, Берией, попытки «переиграть» историю...
Другим аспектом альтернативки являются сценарии «естественного» развития истории: что было бы, если бы не досадные аномалии Клио. Сценаристы альтернативной истории утверждают, — в некоем будущем (в разной степени отдалённом) все «ветви» развития сходятся, — в некоем «инварианте»...
elsolo, 27 апреля 2011 г.
Отличный рассказ. Жалею что не повесть. И даже не роман. Очень уж уютный мир. И не хочется давать оценку возможности данного мира. Мог ли быть Сталин таким. И каким он был на самом деле? Злым ли, добрым ли гением ли, злодеем ли. Для меня главное, что это Россия и что люди в ней счастливы.
chupasov, 7 декабря 2007 г.
Потрясающий рассказ. Собственно, Рыбаков сам о нем все сказал: это было попыткой написать о том, каким бы был СССР, если бы пропаганда была правдой. И как же было бы все замечательно, если бы все так и было! И насколько острее на этом фоне осознается инаковость действительности.
Аналогичный ход используют Д. Быков и М. Чертанов в плутовском романе о Ленине «Правда».
Yazewa, 14 января 2008 г.
Да, «альтернативка» в чистом виде. И ведь симпатично. Даже не по содержанию, а по общей атмосфере. Занятно, право слово.
cherepaha, 14 ноября 2006 г.
Мне понравилось, что после исчезновения противостояния двух систем, автор прогнозирует угрозу терроризма в мировом масштабе.
ivanna33, 6 октября 2006 г.
Сначала добрый Сталин и ментоловые сигареты как-то настораживают, но к концу рассказа начинает казаться, что так оно и было...