Хорхе Луис Борхес «История ангелов»
В этом небольшом по объему эссе Борхес, казалось бы, вознамерился припомнить все известные ему тексты, где упоминаются ангелы. Начиная с Ветхого Завета, Откровений Иоанна Богослова, Корана и заканчивая Каббалой и Хименесом. Добавив к этому собственные умозаключения, Борхес приходит к некоторым интересным выводам...
Входит в:
— сборник «El tamaño de mi esperanza», 1926 г.
- /языки:
- русский (7)
- /тип:
- книги (6), периодика (1)
- /перевод:
- В. Кулагина-Ярцева (7)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
osipdark, 9 мая 2024 г.
Мы запоминаем начало и конец книги, две самые важные ее части.
«История ангелов» Борхеса — как раз такой образцовый пример эссеистики и вообще литературы, где отчетливо воплощен подобный принцип. Посмотрим на первое предложение, с которого начинает искусный аргентинец достаточно архивно-библиотечный (казалось бы) разговор о выдуманном «летающем народце» из верований Авраама:
«Ангелы старше нас на два дня и две ночи: Господь сотворил их в день четвертый, и они, между только что созданным солнцем и первой луной, поглядывали на нашу землю, которая тогда вряд ли представляла собой что-либо, кроме нескольких полей с пшеницей да огородов неподалеку от воды. Эти первоначальные ангелы – звезды. Древним евреям не стоило труда связать понятия «ангел» и «звезда»»
«Ангелы старше нас на два дня и две ночи». Магический реализм этим переплетением слов вторгается с самого начала в сухой и кабинетный фолиант. По крайней мере, таковым он обязательно стал бы у другого автора. Но не у Луиса Хорхе Борхеса. А теперь, посмотрев на первые фразы, перейдем без лишних пауз в самый в конец, оставив содержательную середину для последующих читателей и комментаторов:
«Мы приближаемся к тому почти что чуду, из-за которого и написан весь текст: к тому, сколь необыкновенно живучи ангелы. Человеческое воображение измыслило множество удивительных созданий (тритоны, гиппогрифы, химеры, морские змеи, единороги, драконы, оборотни, циклопы, фавны, василиски, полубоги, левиафаны и прочие, которых не перечесть), и все они исчезли, кроме ангелов. Какой стих отважится сегодня упомянуть о фениксе или о шествии кентавров? Ни один. Но любое самое современное стихотворение с радостью станет обителью ангелов и засияет их светом. Обычно я представляю их себе, когда смеркается, в вечерний час предместий или равнин, в долгую и тихую минуту, когда видно лишь то, что освещают закатные лучи, а цвета кажутся воспоминаниями или предчувствиями других оттенков. Не стоит зря докучать ангелам, ведь это последние божества, нашедшие у нас приют, вдруг они улетят»
В отличие от современной публицистики и тем более от нынешнего академического письма, которое, особенно на постсоветских землях, даже в самых гуманитарных из всех гуманитарных направлений намеренно делается абсолютно не интересным никому по стилю и изложению (чего уж, по содержанию тоже), в середине 1920-ых гг. Борхес оставляет цель своего маленького исследования, своей архивной интервенции не в криво приделанной аннотации выше текста, а в самом конце. И в финале мы, заинтригованные читатели, выясняем, что история ангелов — это история человеческого воображения и его извода в людской поэзии. Почему в этих двух удивительных и взаимосвязанных мирах лишь ангелам повезло надолго поселиться между умелых и не очень строчек? Неведомо, но не будем «зря докучать ангелам, ведь это последние божества, нашедшие у нас приют, вдруг они улетят».
jamuxa, 11 декабря 2010 г.
Первая фраза достойна заглавия: «Ангелы старше нас на два дня и две ночи...«!
Дальше уже можно не читать: история ангелов себя исчерпала и:
— дальше только Борхес и его страсть коллекционера: бестиарий, ангеларий, различные антологии, старательно отобранные и смешанные с не менее достойными собственными мистификациями книги :ада и рая, сновидений...;
— дальше только завораживающая логика построений Борхеса, когда совершенно не важно насколько достоверны и отстаиваемые или предполагаемые им смыслы, и приводимые им в подтверждение цитаты;
— дальше только магия фантастических слов, к примеру, эпилогом: «не стоит зря докучать ангелам, ведь это последние божества, нашедшие у нас приют, вдруг они улетят.»
duke, 8 марта 2008 г.
Хорошее эссе, мне понравилось. Собрать на пяти страницах все источники (известные Борхесу), где упоминаются ангелы – хорошая мысль. И особенно интересно было узнать его собственные умозаключения по этому поводу.