fantlab ru

Иван Черных «Фантастика, 85»

Рейтинг
Средняя оценка:
5.62
Оценок:
44
Моя оценка:
-

подробнее

Фантастика, 85

Антология, год


В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу


  • Повести и рассказы
5.58 (42)
-
5.92 (45)
-
2 отз.
4.22 (42)
-
3 отз.
5.28 (44)
-
1 отз.
4.98 (43)
-
3 отз.
6.05 (44)
-
2 отз.
4.94 (41)
-
1 отз.
4.66 (42)
-
2 отз.
  • Сфинкс (1983) // Автор: Элеонора Мандалян  
6.21 (55)
-
2 отз.
5.36 (42)
-
2 отз.
6.29 (89)
-
2 отз.
  • Ключ (1985) // Автор: Роман Романов  
5.16 (40)
-
2 отз.
  • Внедрение (1979) // Авторы: Юрий Кириллов, Виктор Адаменко  
5.33 (58)
-
2 отз.
6.94 (74)
-
6 отз.
  • Голоса молодых
5.28 (40)
-
2 отз.
6.52 (64)
-
5 отз.
4.82 (44)
-
2 отз.
5.16 (39)
-
4.50 (41)
-
2 отз.
5.19 (40)
-
1 отз.
4.44 (40)
-
3 отз.
5.47 (55)
-
2 отз.
6.53 (61)
-
1 отз.
  • Я иду! (1985) // Автор: Людмила Козинец  
6.51 (70)
-
3 отз.
7.24 (119)
-
7 отз.
  • Гости «Фантастики»
7.81 (566)
-
18 отз.
  • Неведомое: борьба и поиск
4.65 (26)
-
  • Мечта прокладывает путь
5.04 (25)
-

Входит в:

— серию антологий «Фантастика года», 1962 г.



Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Фантастика, 85
1985 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как известно с 1973 года качество молодогвардейской серии «Фантастика» ощутимо снизилось, тем не менее ежегодные антологии продолжали издаваться вплоть до 1991 года, когда разверзлись хляби небесные, и книжный рынок заполнился обильным разнообразием зарубежной фантастики. Но до того момента читатели, как те мыши из анекдота, продолжали плакать, колоться, но читать то, что дают, ибо особого выбора не было. В данном сборнике можно выделить две основные части — творчество профессиональных фантастов и работы начинающих авторов. Взглянув на персоналии профессионалов у меня сразу возник вопрос «кто все эти люди?», из всего состава разве что имена А. Дмитрука и А. Балабухи были мне знакомы. По качеству материала «начинающие авторы» ничем не хуже, а местами даже лучше тех, на кого они, по идее составителя книги, должны вроде как равняться. В качестве дополнения к основному «блюду» в сборнике есть лишь один, причем не самый лучший и на тот момент уже известный читателю, рассказ Брэдбери, спорная статья на тему взаимосвязи обоняния и ностальгии, а также эссе о первом русском романе про путешествие на Луну.

Произведения первого раздела начинаются с рассказов, посвященных изобретениям и открытиям. «Невосполнимая потеря» Дм. Поспелова переносит нас в пушкинские времена, где великий поэт случайно знакомится с изобретением, немного опередившим время, а спустя сто с лишним лет свое открытие предстоит сделать уже нашим современникам — собирателю древностей и литературоведу. В «Феномене Лоскутова» И. Доронина молодой изобретатель, попавший на фронт, готовится явить миру своё «вундерваффе», способное как орехи щелкать танки противника. Шпиономанией и вестернофобией пропитан рассказ М. Беляева «Коричневые ампулы» — зарубежное лекарство от бессонницы, доставшееся главному герою от коллеги, хорошо помогает, но имеет странный побочный эффект, проявляющийся в реальности.

Тему взаимодействия человеческого и машинного интеллекта пытается раскрыть А. Валентинов, в его «Призвании» проводится эксперимент по обучению позитронных систем музыке, причем обычный сотрудник НИИ, в отличие от профессиональных музыкантов, достигает в этом обучении лучших результатов. «Зеленый забор» Г. Разумова представляет собой слегка закамуфлированный плагиат с рассказа Г. Уэллса «Зеленая дверь», хоть бы цвет своего забора поменял тов. Разумов, но ведь и так сойдет, верно? К сверхприродным способностям человека обращается В. Пронин, в его «Силе слова» на обычный завод устраивается обычная с виду ворчливая уборщица, после чего на предприятии происходит ряд очень странных происшествий. Рассказ средненький, но на контрасте с предыдущими хотя бы читабельный.

И снова к теме научных исследований возвращает нас «Нестандартный Егорыч» А. Морозова. В подразделение НИИ, занимающееся проблемой моделирования самоорганизации биологических систем, поступает новый сотрудник. Егорыч — талантливый кибернетик, но методы работы у него странные, вскоре он выбивает у начальства служебную командировку на юга, дабы поставить некий эксперимент, но уехав, перестает выходить на связь. Руководитель проекта отправляет на поиски Егорыча одного из сотрудников. Тема рассказа странная, методология спорная, да и вся история кажется какой-то несуразной. Ещё один наглый плагиат — рассказ Ю. Моисеева «Ангел-эхо», в котором мы без труда распознаем вольную фантазию на тему «Страж-птицы» Р. Шекли, как подобные работы «профессионалов» пропускал составитель, редколлегия, которые по умолчанию должны разбираться в зарубежной фантастике, хотя бы той, что издавалась в СССР? Мда, тайна сия велика есть...

Поблему научной этики поднимает Э. Мандалян в повести «Сфинкс», в которой зарубежный ученый, вобравший в себя черты Франкенштейна, Моро и Менгеле, ставит эксперименты на человеческом материале. А вот уже другие ученые из повести И. Фролова «Люди без прошлого» придумали прибор, позволяющий стирать людям память. Естественно правительству такая идея понравилась, был создан военный лагерь, куда доставляли разных диссидентов, и куда проникает главный герой — скандальный журналист под прикрытием. В производственном рассказе А. Балабухи «Время собирать камни» предлагается способ решения проблемы «парникового эффекта», но главная идея не в этом, а в отношении подателя идеи и тех, кто в течение 20 лет боролся за воплощение теории на практике, и теперь стоит на пороге успеха.

Рассказ Р. Романова «Ключ» — это история капитана рыболовецкой шхуны, рассказанная журналисту. Странную гибель корабля японских рыбаков капитан пытается связать со случаем из своего детства, когда в лесу он встретил незнакомца с необычным ранцем, т.е. очередная история на тему фантастических изобретений, но с претензией на «шутку юмора». Также иронический подтекст стал основным в рассказе «Внедрение» Ю. Кириллова и В. Адаменко, который описывает экспедицию землян на далекую планету, где им повстречалось первобытное племя аборигенов, внешне похожих на людей. Лучшим рассказом первого раздела, на мой взгляд, стала «Формика» А. Дмитрука. Рассказ представляет собой выдержки из уголовного дела об убийстве, но самое интересное заключается в научных интересах главного подозреваемого, который исследовал организацию жизни муравейников. На сходную тематику был написан рассказ Дж. Мартина «Песчаные короли».

Раздел молодых авторов открывает рассказ М. Глебова «Возвращение «Орфея» в котором постаревший смотритель заповедника «Байконур-3» вспоминает о своем товарище, покинувшем Землю на корабле «Орфей» и бесследно пропавшем. Повесть Г. Тёмкина «Кораллы Кайобланко» — неплохая планетарная фантастика, в которой группа земных ученых исследует коралловый риф на далекой планете, почти полностью покрытой океаном. Фанфик В. Потапова «Третий рассказ Аэлиты» пересказывает историю атлантов из оригинального романа А. Толстого, ничего принципиально нового данный рассказ в известный сюжет не привносит. По стандартным лекалам отечественной производственной фантастики написан рассказ В. Титова «В предгорьях Алтая». Персонажи рассказа, занимающиеся выращиванием ценного растения, должны спасти плантацию от сильного урагана, при этом силовые установки повреждены, помощи ждать неоткуда, надеяться можно лишь на извечную смекалку, ну и конечно без готовности к самопожертвованию не обойтись. Лирическая новелла А. Костина «Здравствуй» о встрече обычного парня с пришелицей из далеких миров очевидно написана в духе Брэдбери, но ожидать от рассказа многого не стоит, всё же это работа ученическая и по уровню до произведений Мастера тут очень далеко.

Кстати, в ряде рассказов Брэдбери основная тема — путешествие во времени, где герой знакомится с известными писателями и, опционально, пытается им как-то помочь или спасти от смерти. В этом плане рассказ «Фирдоуси» А. Зиборова, тоже можно считать попыткой закоса под Брэдбери. Антиутопия Н. Лариной «Проект Гименея» переносит нас в будущее, где высокоразвитое человечество постепенно исчезает, т.к. никому уже не хочется рожать и воспитывать детей. В «Работе по призванию» Б. Руденко открытие прибора, позволяющего переместиться в подпространство, дает шанс обычному регулировщику движения в тишине и покое поработать над своими стихами, но с распространением изобретения в массы покой главному герою снова начинает только сниться, и он задумывается о своем истинном призвании.

В жанре экофантастики написан рассказ А. Столярова «Право на самозащиту». В городе начинается эпидемия странной болезни, пострадавших всё больше, больницы переполнены. Милиция и медики — все пытаются узнать, где находится очаг заражения, как излечить пострадавших. Немного идеалистическая и прямолинейная, но в целом читабельная вещица получилась. Л. Козинец переносит действие своего рассказа «Я иду!» в Латинскую Америку, где ушлый авантюрист встречает племя, живущее в дебрях Амазонки. Старейшина племени обладает одной уникальной способностью, которая интересует главного героя, привыкшего из всего извлекать личную выгоду. Тематика «исполнителя желаний» всегда звучит интересно, но в данном случае историю портит навязчивый морализаторский подтекст. Завершает раздел лучшее произведение сборника — повесть В. Пирожникова «На пажитях небесных». Это довольно качественный фантастический детектив, совмещенный с социально-философской фантастикой. Автор поднимает вопросы духовного развития общества будущего, задается вопросом о сложностях коммуникации человеческого и машинного интеллекта.

Порекомендовать этот сборник к прочтению я не могу, основная масса текстов — довольно проходные, ничем не примечательные работы, имя коим — Легион. Встречается даже неприкрытый плагиат, что и вовсе недопустимо. Если для чего и брать эту книгу в руки, то лишь ради рассказа А. Дмитрука «Формика», ну и, конечно, повести В. Пирожникова «На пажитях небесных» — очень интересный образец отечественной интеллектуальной фантастики, не известный широкому кругу читателей.

Оценка: 5
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Абсолютно разноплановый и поэтому очень интересный сборник.Все рассказы отличаются друг от друга по стилю и по жанрам. И именно по этому читать не скучно и очень интересно.Не буду выделять ни какой рассказ.Здесь если и есть минусы — то они компенсируются огромными плюсами других рассказов.Очень рекомендую.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

По-моему очень удачный сборник. Есть даже шедевры на мой взгляд.

Шедеврами я называю рассказы, после которых было сильное впечатление. Это «Формика», «Сфинкс», «Возвращение Орфея», «Кораллы Кайобланко» и «На пажитях небесных». Последний до сих пор ещё эхом звучит в моей голове. «Кораллы» совершенно обалденный рассказ по духу напоминающий фильм Abyss Джеймса Камерона.

Есть хорошие интересные боевички: «Феномен Лоскутова», «Люди без прошлого».

Нашлось место и юмору (пускай и черному): «Сила слова», «Внедрение», «Я иду»

Есть грустные и филосовские : «Проэкт Гименея» про мрачное будущее без детей, «Фирдуоси» с идеей обратной рассказу «И грянул гром». «Невосполнимая потеря» про единственную пластинку с голосом Пушкина, которая дошла до наших дней.

Единственный рассказ, который совершенно мне не понравился это «Здравствуй».

Остальные рассказы на 7-8 баллов. Прочитал и забыл, как говорится.

Но те что я отнёс к «Шедеврам» настоятельно рекомендую прочесть.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх