Жюль Верн, Мишель Верн «Кораблекрушение «Джонатана»»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Социальное | Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Латинская Америка ) | Мировой океан, моря )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Робинзонада
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Таинственный белый человек поселился на самом краю света — у индейцев Огненной Земли. Убежденный анархист, он искал там свободы от всех властелинов мира. Но однажды привычный ход вещей был нарушен: в шторм на рифах архипелага разбился большой корабль, и более тысячи его пассажиров высадились в этом пустынном краю.
Роман, был написан Жюлем Верном в 1897-1898 годах. Уже после смерти писателя, его сын Мишель Верн основательно доработал рукопись и опубликовал под названием ''Кораблекрушение «Джонатана»'' (буквальный перевод названия — «Потерпевшие кораблекрушение на «Джонатане»).
В девяностые годы двадцатого века был издан и первоначальный вариант романа под названием «En Magellanie» (В Магеллании).
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Ученик Дьявола, 27 июля 2022 г.
Необычный, совсем не жюльверновский роман – возможно, по той причине, что он был существенно отредактирован и подготовлен к печати уже не самим писателем, а его сыном Мишелем Верном. Мы привыкли, что у Жюля Верна обычно имеется либо один главный герой – яркая личность (капитан Немо, инженер Робур, капитан Гаттерас), либо героев несколько, по отдельности они не слишком выделяются, но вместе образуют сплоченный, целеустремленный и оттого запоминающийся коллектив (колонисты острова Линкольна, члены «Пушечного клуба»). Здесь такой главный герой как будто тоже есть – таинственный аристократ-анархист по прозвищу Кау-джер, беглец из Европы, поселившийся на Огненной Земле. Для него этот архипелаг, на который еще не заявило права никакое государство, – единственное в мире место, где он, в соответствии со своими идеалами, еще может чувствовать себя свободным. Но дальше начинают происходить события, которые Кау-джер никак не мог предвидеть:
Обычно роман рассматривается с позиций именно этого преображения: как анархист-вольнодумец постепенно под давлением обстоятельств сам становится источником власти. Достаточно почитать послесловие Е. П. Брандиса в издании 1967 года в «Библиотеке приключений» – там история отступления шаг за шагом Кау-джера со своих позиций и связанная с этим критика анархизма в романе подвергаются самому детальному анализу.
Так вот, мне кажется, что Кау-джер – это все-таки не типичный жюльверновский главный герой, а своего рода инструмент, с помощью которого писатель, как под микроскопом, препарирует истинное главное действующее лицо – толпу. Свидетельство тому – название «Les Naufragés du Jonathan». Его русский перевод – «Кораблекрушение “Джонатана”» – не соответствует истине. Все дело в акуте над буквой «e»: если бы его не было, то слово «naufrage» действительно переводилось бы как «кораблекрушение»; но вот «naufragé» значит совершенно иное – «потерпевший крушение». К тому же здесь это слово употреблено во множественном числе, а крушение было только одно. Так что, по-моему, роман – не об анархисте-одиночке и не о кораблекрушении (которое составляет лишь краткий эпизод в самом начале), а о тысяче с лишним колонистов с «Джонатана» и о том, как это скопище самых разных людей можно подчинить себе и управлять им в своих интересах. Большинство его составляют, как неоднократно подчеркивается, простые люди, не отличающиеся большой энергией, безынициативные, нерассуждающие, легко впадающие в уныние и апатию, – в общем, та самая толпа, которой ловкий демагог может вертеть как ему вздумается. Так неоднократно и происходит, потому что Кау-джер вначале отказывается от свалившегося на него долга руководства, а свято место, как известно, пусто не бывает. Именно в этом я и вижу основной смысл одного из последних романов Жюля Верна – предостережение своим читателям: не быть такой толпой и не сажать себе на шею демагогов-политиканов, которые затем легко начинают совершать преступления в угоду собственным амбициям, заявляя при этом, что делают благое дело от имени народа. Ведь в реальности на них не найдется управы в лице своего Кау-джера…
Итак, «Кораблекрушение “Джонатана”» – это не приключенческое, не «географическое» и не научно-популярное произведение, а социальный роман-предостережение. Он, как и многие поздние произведения Верна, весьма мрачен и этим разительно отличается от первых томов «Необыкновенных путешествий». Здесь даже окончание Верн написал совсем не в своем духе: в конце оригинальной версии, впервые опубликованной только в 1987 году под названием «В Магеллании», Кау-джер окончательно отрекается от своего анархистского прошлого и обращается к богу. Согласитесь, это совсем не по-жюльверновски, чтобы герой отказывался от своих убеждений. Возьмем тех же Немо, Робура и Гаттераса. Первый умер стариком в одиночестве, пережив всех своих товарищей, второй погиб при крушении своего универсального аппарата, третий сошел с ума – но ни один из них не изменил себе. И я думаю, что столь смиренное и добропорядочно-буржуазное окончание истории Кау-джера вызвало бы еще больше нареканий со стороны Брандиса, попади роман к нему в руки в таком виде. Но в то время оригинальная рукопись еще не была найдена и опубликована, и даже во Франции никто не знал, какие именно правки были внесены в роман Мишелем Верном. А им можно только порадоваться: сын оказался здесь бо́льшим Жюлем Верном, чем сам Жюль Верн, изменив конец на именно такой, какой можно было бы ожидать от великого романтика дальних странствий и сильных людей:
Читается роман, несмотря на тяжелую атмосферу, которая в нем создана, довольно легко. На фоне главного конфликта разворачивается множество историй меньшего масштаба, заметно обогащающих и оживляющих повествование: тут и становление музыкального таланта у одного из юнг «Джонатана», и история любви индейца и итальянки, и битва с захватчиками-патагонцами, и многое другое. Остается только пожалеть, что роман «Кораблекрушение “Джонатана”» не вошел в известное двенадцатитомное собрание сочинений Верна 1954-1957 гг., а был издан у нас впервые только десять лет спустя и широкой известности не получил: по моему убеждению, места в двенадцатитомнике он безусловно заслуживал.
Konbook, 17 июля 2020 г.
«Ни Бога, ни властелина!».
Под таким девизом в течение десяти жил на острове Огненной Земли человек прозванный Кау-Джером. Можно было догадаться, как он туда попал, но сложнее было ответить на вопрос: каково его настоящее имя, национальность и уроженцем какой страны является.
Высокий, крепкий человек, обладатель недюжинного здоровья и несокрушимой силой живший по своим непоколебимым принципам, которые никто не мог заставить его пересмотреть.
По крайней мере, так думал этот человек, сбегая ото всех на край Земли, и тихо и мирно живя здесь, тесно общаясь с индейцем Кароли и его сыном Хальгом, которого стал считать и своим сыном.
Появившийся на горизонте корабль в апреле 1880 года поставил под угрозу счастливую жизнь отшельника, которому во имя спасения тысячи людей придется пойти супротив своим желаниям, законам и принципам и стать властелином несчастных колонистов с «Джонатана»…
Шикарная книга. Смесь робинзонады и утопии действительно необычна и очень свежа. Наблюдать за возникновением Либерии было невероятно интересно.
Роман, который можно смело поставить в ряд с самыми известными творениями Жюля Верна, горячо любимого писателя десятков тысяч читателей. Один из перлов великого француза, увлекательный, динамичный и актуальный, даже в наши дни. Успех романа — не малая заслуга и Мишеля Верна.
Великолепен образ Кау-джера; таких сильных образов у Жюля Верна не так уж много. Все созданные персонажи, несомненно, принадлежат воображению Верна, их ни с кем не спутаешь.
Рука Мишеля Верна в романе чувствуется. Судя по всему, он серьезно переработал рукопись отцовского произведения. Это чувствуется по динамике книги, по жёсткости и жестокости некоторых сцен,
Недостатков при прочтении не обнаружил.
Финал логический, проникновенный и сильный.
Итог: 10 из 10.
P.S. отмечу двух замечательных персонажей, двух милых и обаятельных юнг по имени Дик и Сэнд. Это вам ничего не напоминает?.. Очень символично, вам так не кажется?)
tapok, 27 ноября 2015 г.
Кораблекрушение Джонатана – вот тот «малый» Жюль Верн, с который я решил познакомиться до «большого» (20 000 лье под водой, Дети капитана Гранта и так далее).
Итак, всё действие будет проходить на Магеллановой Земле (если слышите о ней впервые, то советую почитать о ней хотя бы на википедии, чтобы лучше ориентироваться) времен конца XIX века. Цивилизации тут практически нет, зато полно аборигенов и девственной природы. Верн верен себе – он снова прибегает к столь любимой его сердцу географии.
Главный герой – скрытный мужчина, выбравший жизнь в таких условиях, вынужден сражаться с тем, от чего и бежал с большой земли – с властью, с идеалами вседержателя. И в этом особая прелесть «Кораблекрушения», в этом главная трагедия и интрига. Кау-джер (ГГ) – анархист, при этом всесторонне развит, добродушен и приятен в общении. И когда волею судеб он спасает более сотни жизней в кораблекрушении, то люди закономерно хотят видеть его у истоков власти в их новообретенном мире.
Особый плюс состоит в том, что Верн показал модель становления и развития государства (общества, города, общины – выбирайте то, что вам больше нравится). Автор уделил этому аспекту немало внимания. Если бы, предположим, кто-то из авторов «ВМ-2033» сделал бы подобное (объем + качество), то франшиза бы выиграла бы, читатель оценивал её более лояльно. Это я к тому, что Жюль Верн описал, вероятно, довольно рутинный и, казалось бы, скучный момент, но вышло круто и интересно.
Заключение: хороший роман, немного грустный, но умный, живой и интересный.
StasKr, 15 июня 2011 г.
Я помню эту книгу об анархисте-идеалисте, который волею судьбы стал правителем колонии, стечением обстоятельств возникшей на той части Огненной Земли, что принадлежит Чили.
В книге очень хорошо показана вся тяжесть управления обществом. Люди существа очень своевольные, эгоистичны, корыстные, честолюбивые и главное — неблагодарные. Заставить их взаимодействовать друг с другом — задача не из простых. Особенно это важно в экстремальных условиях. Собственно вся история начинается с кораблекрушения, когда сотни людей оказываются на диких и не освоенных землях. Что бы избежать насилия и жестокости главный герой возглавляет толпу, постепенно превращая её в нормальное общество. Не потому что он стремился к власти (наоборот, она его постоянно тяготила), а потому что кроме него никто бы не справился. Жизнь последовательно разрушила все идеалы главного героя. Он был анархистом, но он же и возглавил государственные структуры. Он был за полную свободу, но создал тюрьмы и организовал полицию. Он был противником смертной казни, но не побоялся щедро пролить кровь. Он не придавал значения деньгам, но превратил своё поселение в процветающий город. Он не любил почестей, но в родной колонии его считали кем-то вроде и.о. Господа Бога (кто тут сказал «стихийно сложился культ личности!?»). Честно говоря, мне лично не понятно, как мог человек не нашедший места с такой жизненной позицией в нормальном человеческом обществе, адекватно (да какой там «адекватно»! Более чем успешно!) руководить колонией, но, тем не менее, читать про душевные терзания героя было довольно интересно.
Итог: хорошая книга о бремени власти. Пожалуй, всем подросткам 10 — 14 лет стоило бы прочитать этот роман. Глядишь тогда бы и людей, понимающих, что власть — это не только Привилегии, но и Ответственность было бы побольше. Присутствие роялей и не слишком достоверный главный герой книгу портят не сильно.
uralov, 3 сентября 2013 г.
Отличный роман о том, как русский анархист, движимый любовью к несчастным людям, вынужден был пожертвовать своими убеждениями. Современники писателя узнавали в Кауджере колоритную фигуру князя Кропоткина...
Умный и немного непривычный для Ж.Верна роман — о свободе, о харизме, о мере ответственности сильного лидера... и о человеческой природе.
Всем, кто мечтает переделывать мир — особенно рекомендую!
kkk72, 29 января 2008 г.
Из поздних произведений Жюля Верна этот роман — один из лучших. Интересное описание робинзонады неожиданно превратилось в достаточно сильный психологический и социальный роман. Главный конфликт романа происходит в душе главного героя. Неожиданно для самого себя он вынужден переступить через собственные убеждения, чтобы помочь другим людям, и взять на себя ту ответственность, от которой он и бежал вокруг света. Читается книга довольно легко. Изюминка книги — описания Магелланова пролива и Огненной Земли. И все же лучшим книгам автора этот роман заметно уступает.