Валерий Пылаев «Метро 2033: Выборг»
«Метро 2033» Дмитрия Глуховского — культовый фантастический роман, самая обсуждаемая российская книга последних лет. Тираж — полмиллиона, переводы на десятки языков плюс грандиозная компьютерная игра! Эта постапокалиптическая история вдохновила целую плеяду современных писателей, и теперь они вместе создают «Вселенную Метро 2033», серию книг по мотивам знаменитого романа. Герои этих новых историй наконец-то выйдут за пределы Московского метро. Их приключения на поверхности Земли, почти уничтоженной ядерной войной, превосходят все ожидания. Теперь борьба за выживание человечества будет вестись повсюду! Опустевшие твердыни могут ждать долго — столько, сколько потребуется. И их время пришло. Спустя двадцать лет после Катастрофы древний Выборгский замок снова служит укрытием для людей. После захода солнца за его стенами происходит что-то страшное, а то, что творится внутри, немногим уступает ужасам ночи. Но у тех, кому больше нет места в туннелях питерского метро, выбора уже не осталось. Чтобы продолжить свой путь на север, им придется вступить в схватку с хищниками, и сами опасные из этих хищников ходят на двух ногах. Можно ли остаться человеком там, где волчьи нравы? Только тот, кто правильно ответит на этот вопрос, сможет совладать с оружием, с которым не сравнятся ни острые зубы, ни смертоносная сталь.
Входит в:
— цикл «Вселенная «Метро 2033»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 247
Активный словарный запас: низкий (2547 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 61 знак — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 31%, что немного ниже среднего (37%)
Награды и премии:
лауреат |
Лучшая книга Вселенной, 2015 // 1 место | |
лауреат |
Лучшая книга Вселенной, 2015 // Ржавый Артём. Лучший злодей. Фенрир | |
лауреат |
Лучшая книга Вселенной, 2015 // Ржавый Артём. Лучшая мужская роль. Барс |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Miromarh, 10 января 2020 г.
у вот, за 7 часов отстрелялся я с «Выборгом» и могу сказать, что на данный момент для меня это лучшая книга ВМ. Опять постараюсь обойтись без спойлеров. Сюжет местами предсказуемый, но столько самых неожиданных поворотов событий я ещё не встречал. Очень понравилась вся эта мистика с Фенриром, вся его телепатия, контроль мутантов и перевоплощения, да и сам культ Зверя вцелом. Я заметил, что разные паранормальные явления отлично вписываются в истории постапокалиптсиса, и эта — не исключение. Интриги Варга добавили жести в и без того горячую обстановку и заставляли вчитываться в каждую букву на одном дыхании. Зацепила и философия о смысле жизни, долге и тд. Девочка-мутант, все время бывшая на втором плане и не цеплявшая внимание всю книгу, под конец стала чуть ли не главным персонажем всей этой истории. Этот писательский ход привел меня в восторг!
Книге однозначно ставлю 11 из 10. Перевариваю все впечатления и готовлюсь к чтению «Выхода Силой».
Vlad Tot, 29 октября 2018 г.
Эта книга выстрелила для меня по одной простой причине — накануне я отвез друзей в непосредственно Выборг, третий по значимости город в моей жизни. Книга серии «Метро» про место (да еще хорошо знакомое) без метро это уже что-то. Да и сам Выборг город столь уникальный, что его совершенно напрасно обходят вниманием фантасты. И конечно в романе сам город немного теряется, увы — и в силу небольшого объема произведения и по причине того, что автор выводит на сцену целую ватагу персонажей. Созерцательного элемента мне не хватило, признаю.
Но при этом меня совершеннейше покорило описание МАПП «Торфяновка» на котором я неоднократно бывал, равно как и в одноименном поселке. Это действительно очень сильный момент — описание следов той трагедии, что разыгралась на глазах тех силовиков, что заблокировали некогда столь «обжитую» границу.
В общем и целом мрачная книга, под стать мрачной выборгской твердыне. Ростки нового мира в ней почти не видны, деградация и запустение приносят в крепость воистину средневековый «темновековой» колорит. Мутирововшая фауна и свихнувшаяся погода — с этим стандартно для жанра. Типовой набор героев тоже достоинством не назовешь. Но наличие Выборга и Торфяновки оправдало для меня всё остальное. Субъективно, но как есть.
Dobkachleo, 14 декабря 2015 г.
«Волкодав»
Рецензия на «Метро 2033: Выборг» Валерия Пылаева
Рано или поздно все литературные тусовки замыкаются в себе. «Вселенная Метро 2033» уже пережила год, когда из новичков оказались только Никита Аверин — хотя с серией он был знаком уже давно — и дебютанты «Сумрака в конце туннеля». И с той поры она вновь начала потихоньку размыкаться. Этот год подарил нам великолепное трио авторов «Джульетты без имени», шестерых новичков-«сказочников» и Анастасию Осипову. А ещё (моими стараниями, чего уж тут) русскоязычные читатели смогли ознакомиться и с творчеством польских поклонников серии. Теперь пришло время взойти новой звезде «Вселенной Метро 2033» — Валерию Пылаеву!
Только в мае в проекте вышла «Третья сила» Дмитрия Ермакова и Анастасии Осиповой, окончательно открывшая Петербургский метрополитен. Подземка Северной столицы раза в три меньше лабиринта под Москвой, и только теперь пришла пора «бежать» из этого города, узнавать, что находится за границами описанного мира.
Нет, ну, конечно, из Питера практически в каждой книги если не выбирались, то хотя бы выжившие петербуржцы нет-нет, а упоминали поселения за КАДом. А рассказ Дениса Дубровина «За закрытой дверью» вообще происходит чисто в Ленинградской области, в посёлке Лехтуси. Выборг же — довольно заметный город, и его следовало описать кому-то. Виктор Смирнов — так зовут Валерия Пылаева в реальной жизни, если кто не знал, — дал возможность читателям узнать, что же случилось с этим городом.
Я не случайно сказал, что пора «бежать» из Петербурга. Именно этим и занимается большинство героев романа. По причинам, о которых вы узнаете из текста, им пришлось покинуть привычную станцию и ринуться куда-то на север. Точнее — в Финляндию. И это ещё одна любопытная деталь, на которой остановимся чуть позже.
Пока же самое время поговорить о героях и городе. С самого начала из тумана неизвестности выплывает зловещий Выборгский замок. Замок, как он просто зовётся в книге. Древняя твердыня, приютившая людей и ставшая чем-то жутким для остальных выживших. Сам я в Выборге не был, но это не помешало мне ярко вообразить тёмные каменные переходы Замка, населивших его мужчин и женщин, улицы самого Выборга. Многое, конечно, осталось за кадром, ибо за двадцать лет каменные джунгли действительно сильно бы сдали позиции перед джунглями всамделишными, и окраину вообразить можно разве что в виде заросших руин. Но и приведённых описаний достаточно, чтобы представить, что к чему в городе к северу от Петербурга.
Сильнее образа города, безусловно, только образы героев. Даже, наверное, они затмевают Выборг. Читатель знакомится сразу с целым отрядом петербуржцев, а также с некоторыми жителями самого заглавного города. Об отрядах бравых и не очень сталкеров писали и раньше. И от каждого автора зависело, сможет ли он раскрыть максимально каждого или зациклится только на лидере группы. Что ж, Виктор нашёл «золотую середину». Главный герой ярко выражен (вернее, всё-таки герои, их двое — Барс и Алекс, но Барс всё-таки играет в повествовании более важную роль), он окружён некоторым ореолом загадочности и наделён многими умениями. Он и умён, и силён, и грозен. Но он не всесильный. Как ни крути, он всего лишь человек. Всего лишь?..
Спутники Барса получились по-разному прописанными. Одни, как, например, Королёв и Эдик, вышли весьма убедительными и даже колоритными личностями, а молчаливые Костя и В… девочка — любопытными приложениями к сонму действующих лиц. Хотя с девочкой не всё так просто, и о ней можно было бы долго рассуждать, но тогда читать будет неинтересно.
Не хуже вышли и злодеи книги, Фенрир и Варг. У каждого свои мотивы, каждый действует в соответствии с наделёнными автором умениями, и местами возникает некоторая оторопь, насколько порой коварными и безжалостными могут быть люди. Да полно — можно ли звать людьми тех, кто нарёк сам себя Волками?
И вот эта волчья тема идёт через весь текст. Если бы кто-то предложил придумать альтернативное название или подзаголовок для книги «Выборг», то, думаю, вариант «Город волков» подошёл бы неплохо. Автор не стал делать их бездумными тварями наподобие тех же собак Павлова, как не стал выписывать стандартных злодеев. Напротив, он сделал их умными, опасными животными, понимающими, когда стоит напасть на двуногую жертву, а когда лучше пожевать мёртвого собрата. А над всей стаей есть неведомая сила, мистический элемент, дополнивший сюжет особой изюминкой.
Однако Выборг — не только не начало пути для основной массы героев, но и не конец. Несколько глав под конец всё-таки посвящены выходу за границу. И вот такого толком ещё не было! Одно дело приплыть в другую бывшую страну или сказать, что где-то собрался народ отовсюду, и совсем другое — показать это прямо, честно, с мрачной иронией. По моему скромному мнению, события у финской границы вышли даже сильнее разнообразных действ в черте заглавного города. Напряжение от нависшей над героями угрозы дополняется описанием трагедии двадцатилетней давности, развернувшейся у русско-финской границы. Однако мир по ту сторону, как ни крути, такой же. Ядерная война действительно сровняла всех и вся. И в то же время провела новые границы там, где их раньше никогда не было.
Подводя итог прочитанному в целом и вышесказанному в частности, скажу, что «Выборг» — действительно интересный роман, с захватывающей историей, финал которой не терпится узнать. И теперь — самое время грезить о романах, посвящённых постъядерной Финляндии!
Bouquin, 3 февраля 2016 г.
На этот раз чтение книги получилось просто скоростным. Засыпая вчера, я начал читать и по пробуждению сегодня закончил, не вставая с кровати даже для завтрака. Роман действительно смог меня заинтересовать и прямо-таки затащил в себя. За совет в выборе литературы я благодарен Антону Салтыкову. Хотя, тут, конечно же, не могу обойтись без цитаты Denisa Morphine на портале «FAN-BOOK»: «Каждый советует только своих друзей.», тем не менее я рад, что совет имел место быть. И так, это третья книга из серии «Вселенная «Метро 2033», которую я прочел. До этого были отличный роман Илларионовой и неплохая книга Мельникова. Да, я до сих пор не осилил даже первую часть из оригинальной трилогии. За что мне бывает стыдно.
Стоит ли рассказывать о мире Метро? Серия книг существует уже не первый год, да и об оригинальном романе Дмитрия Глуховского слышали все, если и не слышали о книге, то играли в компьютерную игру. Данный роман, как многие могли догадаться по названию романа, затронет город Выборг. Для тех кто, как и я об этом городе ранее не слышал, хочу сказать, что он находится северо-западнее Санкт-Петербурга, и расположен близ границы России с Финляндией. Данный город и лег на пути группы людей, идущей из нашей северной столицы.
Для многих не секрет, что во Вселенной «Метро 2033» не все люди живут только в метро. Так и наши герои — группа из Санкт-Петербурга не могла больше оставаться в метро и покинула подземелье, ища для себя новый дом. Сюжет начинается с того как группа уже приближается к Выборгу дабы обменять вещи и запастись необходимым для дальнейшего путешествия. На пути им попадаются дети, мальчик и девочка, которые скрываются от людей с крепости Выборга. Командир группы решает помочь скрывающимся, а так как запасы все же необходимы для дальнейшего передвижения, группа решает задержаться в этих краях.
Автор пишет отлично, не хочется перехваливать, но это так. В данном романе хорош и сюжет, и герои, и даже их противники. Главное, что хотелось бы выделить, что автор отлично справляется с написанием группы — отряда героев. Про группы я читаю не часто, в основном потому, что авторы не справляются с большим количеством героев, которых хотят держать в центре сюжета. Здесь же с этим всё, по моему мнению, отлично.
Книга, как и ее автор, заслуживают похвалы. Рекомендовать ее можно всем любителям боевой фантастики без исключения будь то любитель «Метро» или сталкерских серий, а может и просто любитель боевика после апокалипсиса. Автору хочется пожелать творческих успехов и больше в библиографии, таких как эта стоящих прочтения книг.
Коварный Котэ, 9 января 2016 г.
В конце 2015-го года на полки книжных магазинов поступил роман Валерия Пылаева «Выборг» из серии «Вселенная Метро 2033». За довольно короткий срок книга набрала немало отзывов, причем по большей части положительных. Повторяться не вижу смысла, и потому хочется рассказать, как эту книгу понял лично я. Без спойлеров, если кто волнуется на этот счет.
В творении Валерия Пылаева можно выделить несколько основных вещей, делающих книгу, банально выражаясь, хорошей.
Во-первых, это сама История. Безусловно, написанная интересно и грамотно, написанная так, что читать ее можно как поклонникам постапокалипсиса, так и читателям, с жанром не знакомым. Кстати, первая же сцена получилась таинственной и интригующей: мрачный выборгский замок, из которого сбегает пятнадцатилетний парень, таща за собой какую-то девочку. Прямо скажем – нетипичное начало для книг серии, в которой люди обычно стремятся туда, где есть стены, а не туда, где радиация и мутанты. Что заставляет героев покидать место, которое, казалось бы, является единственным оплотом жизни в постапокалиптическом Выборге?..
Радует и то, что «Выборг» все-таки не стал пафосной книжонкой о подростках. Пятеро сталкеров, следующих из Питера в Финляндию, натыкаются на парня и странную девочку неслучайно. Похоже, Выборг – не тот город, который можно пройти, не вляпавшись в неприятности.
В общем, в плане остросюжетности здесь хватает всего – и вопросов, на которые хочется поскорее заполучить ответы, и драматических событий, от погонь и перестрелок до решений моральных дилемм, и особого северного колорита (с весьма крупными намеками на Скандинавскую мифологию). Желание перелистывать страницы не пропадает, сюжетные «крючки» – работают на полную, на протяжении всей книги преподнося читателю сюрпризы.
Во-вторых – это вопрос веры в романе. При этом автор не ударяется в религию или философию, а лишь рассказывает напряженную историю, в которой вера во что-либо преподносится всеобразно: кто-то религиозен до мозга костей, кто-то верит в силу науки, кто-то – в себя. А кто-то не верит ни во что. Автор очень смело и удачно показал, как может изменить человека не надежда, а абсолютная уверенность в том, что все, что он делает, не зря. На первый взгляд банальная тема обыгрывается в романе настолько глубоко и переплетенно, что все обвинения в наивности и занудности снимаются.
В-третьих – на протяжении всего романа происходит метафоричная борьба Веры и Хаоса в более широких смыслах. Ко всему прочему, в «Выборге» существует сильное, впечатляющее фантдопущение, не совсем свойственное серии, где порой, кроме постапокалиптических декораций, фантастики-то и нет толком. А здесь именно оно отождествляется с этаким стержнем Веры и ее противостояния Хаосу. При этом до примитивной борьбы «бобра с ослом» вроде дело не доходит. Некое второе дно книги, за развитием которым следить не менее интересно, чем за первостепенным сюжетом.
Конечно, книга не идеальна и без проблем найдутся те, кому она не понравится. Ведь в плане боевика есть и более динамичные жанровые книги. Кому-то может не прийтись по вкусу, например, четкое окрашивание героев: алкоголик не скажет слишком умную мысль, а ученый не ляпнет глупость. Возможно, местами эти рамки были чересчур жесткими. В романе хватает небольших подыгрываний героям (благо это всегда работает на сюжет или центральную идею) или неточностей, но придираться к ним будет только тот, кто ради этого книги и читает.
В любом случае, это действительно интересный роман. Помимо ярких постапокалиптических приключений с быстрой сменой обстановок мы можем насладиться интересным обыгрыванием вопросов Веры с психологической точки зрения – вне конфессий, вне взглядов на жизнь.
Подводя итог: роман написан гармонично, сильно, красиво. В каком-то смысле, его сюжет добротно построен на канонах драматургии голливудских киносценариев, однако при этом «Выборг» довольно уникален. Словом, книга может украсить полку не только поклонника постапокалипсиса, но и «обычного» любителя хорошей литературы. И тут, наверное, стоит отдать должное Выборгу реальному – за то, что он есть, и за то, что сумел вдохновить автора на написание такого потрясающего романа.
Knigolub282, 17 января 2016 г.
Отзыв по начальным главам, представленным в официальной группе серии «Метро» в социальной сети «ВКонтакте».
Так вышло, что начальные главы я прочитал еще в тот день, когда конкурс только упомянули. Несколько дней приводил мысли в порядок, взвешивая все «за» и против» и вот, наконец, настало время и мне кое-что сказать о дебютном романе Валерия Пылаева «Выборг».
Начну с обложки, ведь я якобы оцениваю то, что пошло в печать. Сказать, что мне понравилась обложка – солгать. Последние обложки серии вообще, не в обиду художнику, мне не нравятся, а почему – даже затрудняюсь ответить, ибо это, скорее всего, простая вкусовщина. Нет, нарисованы они здорово, профессионально, но в них нет изюминок. Они, словно под копирку, мало чем отличаются от сотни других обложек книг, которыми под завязку набиты книжные полки в магазинах. Так, чтобы не разводить бессмысленные предложение, скажу так: я считаю, что обложка оставляет желать лучшего.
Теперь приступлю к тексту. Уже в прологе мы видим интригу, что несказанно радует. Кто эта таинственная девочка? Откуда она? Почему Лешка рискнул все бросить, чтобы убежать из Замка? Очень хорошо. Многие авторы любят размазывать начало всяким ненужным описанием природы, к примеру, или тем, как герой ходит в туалет, а здесь автор хватает нас за шкирку и заставляет бежать вместе с Лешкой по темным ходам Выборгского Замка. Похвальный ход. Дальше идет какой-то непонятный мне эпизод, а именно тот, где фигурирует дозорный-истерик. Резкая смена настроения, неуравновешенность, так он еще и спит на посту, бросив автомат на внушительном расстоянии от себя. Хм, вряд ли бы такого допустили в дозор.
Написан текст легким языком, но порою натыкаешься на шелуху, языковые штампы и другое. Ну и еще, автор, почему нет сносок? Не все знают, что такое «ксюха», Вепрь» и другое. Так-с, сейчас приведем в столбик огрехи языка:
1. «Был человек – и нету». Просторечие в авторской речи не очень хорошо смотрится, почему нельзя написать просто «нет»?
2. «Видавшую виды карту» — видавшую виды – языковой штамп. Впредь советую автору не прибегать к этому. Можно же написать просто: «Ветхую», «старую», но не вот так.
3. Автор слишком часто грешит повторениями: «Спрут», «щупальце» и так далее, тут уж пусть редактор разбирается.
4. «Улыбнулся уголками рта». А как так? Разве улыбнуться можно как-то по-другому? Лучше тогда «криво».
Вернемся теперь к самой истории. Я бы, к примеру, прологом сделал первую главу, или же, без пролога вообще. Это ведь самая что ни на есть первая глава, а не пролог. Ну, снова фантастические мутанты, ага, скукота… Дальше. Тут вдруг выдает один из членов экипажа: «продолжение водных процедур». Они уже тонули, или как? Если эти приплывшие к берегам Выборга из Питера, то хотелось бы в дальнейшем какое-то пересечение с героями книг о Питере. Да, кстати, вот еще бы уточнить момент. «Возможно, первого для человечества за последние двадцать лет». Действия происходят до или после «Питера»? До – вопрос отпал. После – появился вопрос: а весть об Иване, преодолевшем расстояние до ЛАЭС на подлодке, команда яхты не слышала? Не стоит забывать и о подлодке из «Во мрак». Иногда происходит путаница в персонажах: в одном предложении он «Эдик», в другом «Вассерман», ну хоть хорошо, что автор хотя бы попытался добавить ребятам черт характера, в результате чего в дальнейшем путаницы не происходит.
Пора подводить итоги. Интересен ли сюжет? Мне на данный момент слишком сложно ответить на этот вопрос, однако есть подозрение, что сюжет может скатиться в банальное путешествие из точки А в точку Б. Мотивы героев, покинувших Питер невнятны, надеюсь, автор осветит их в будущем. Интрига есть, текст отторжения не вызывает, черт возьми, да даже возникло желание узнать, что же будет дальше, а только после этого ставить окончательную оценку. Пока она будет шесть с половиной. На продолжение с удовольствием потратил бы пару вечеров.
P.S: Завязка сюжета напомнила «Север» Буторина.