Дж. Т. Макинтош «Бегство от бессмертия»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика ) | Детектив (Классический детектив )
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Бессмертие
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
В мире будущего всякий человек, набравший высокий балл по шкале ЦДО, может рассчитывать на перерождение. Оно дает человеку возможность прожить еще одну жизнь, никак не связанную с первой. Старина Бенни Райс работает привратником в здании Мьюзикосмоса, не испытывает энтузиазма по поводу перерождения, да и по всем формальным признакам он его не достоин. Но так ли Бенджамин Райс прост?
Макинтош Дж. Т. Бегство от бессмертия [перевод с англ. Н. Рейн] / Рис. Д.Лиона // Знание — сила, 1982, №7 — с. 46-48, №8 — с. 46-48.
Входит в:
— журнал «Astounding/Analog Science Fact & Fiction, March 1960», 1960 г.
— антологию «Вершина», 1963 г.
— антологию «Ветер чужого мира», 1993 г.
- /языки:
- русский (2), английский (2)
- /тип:
- книги (3), периодика (1)
- /перевод:
- П. Редкокаша (1)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
amak2508, 15 июня 2023 г.
Ну и накрутил уважаемый автор об этом самом бессмертии, вернее, извиняюсь, перерождении — личность, мол, уничтожается, а вот интеллект, способности, талант остаются нетронутыми. Впрочем, такая изощренная фантазия позволила автору затронуть интереснейшую тему — противоречия в интересах общества в целом и интересах индивидов, его составляющих.
Действительно, какой человек не захочет прожить свою жизнь полностью, до естественной смерти, и какое общество будет настолько бездумным, чтобы бросаться умными талантливыми людьми. А чтобы ими не бросаться, надо, пока такие люди еще крепки и здоровы, провести над ними это самое перерождение (в результате которого, напомним, стирается личность человека). Может ли победа в этом конфликте оказаться на стороне отдельного человека — об этом, собственно, и произведение Дж.Т.Макинтоша.
Написан рассказ складно, можно сказать профессионально, хотя пара-тройка проколов у автора всё-таки есть. Один из них — совершенно неправдоподобная история с инсценировкой убийства главным героем, другой — слишком низкий ай кью этого самого героя (в рассказе фигурирует несколько другой коэффициент, но роли это не играет), который сразу привлекает внимание. Все мы отлично знаем, что для того, чтобы быть незаметным, лучше всего болтаться где-то в серединке. Читается вещь в общем-то неплохо, хотя для такого объема (порядка 30 страниц) и несколько скучновато, но поднятая в рассказе тема, а особенно его финал, бесспорно стоят времени и энергии, затраченных на чтение.
god54, 21 октября 2023 г.
Просто отличная идея-проблема, что есть бессмертие, через перерождение? Можно, нельзя, теория и практика, роль государственного аппарата принуждения, а какова польза — ни одного слова об этом... А вот литературная интрига, психологическая составляющая, а концовка вообще ни к черту. Какая-то скоропись, словно автор спешил побыстрее сбыть с рук рассказ и особо не заморачивался над логикой событий и юридических доказательств. Жаль, очень жаль, рассказ не стал шедевром. Не хватило всего чуть-чуть, литературы.
Sawwin, 22 июня 2018 г.
Бессвязный и неубедительный рассказ. Уже в 1960 году первая же экспертиза установила бы, что стреляли в уже мёртвого человека. Подменить знаменитого профессора на его камердинера, такое разве что в восемнадцатом веке могло быть. С другой стороны, самый высоколобый спец по малярии не сможет обмануть тесты, составленные специалистами. Для этого надо быть не эпидемиологом, а психологом. История разоблачения главного героя исполнена таких роялей, что хоть в восемь рук играй.
И, конечно, вопрос о бессмертии. Никаким бессмертием там и не пахнет. Человек, которого подвергли перерождению, теряет прежнее тело, превращаясь в четырнадцатилетнего подростка. Но не это главное. Человек, это его память и немножко навыки былой жизни. Но и то, и другое у него отнимают. То есть, это не перерождение, а смертная казнь, к которой приговаривают людей, за то что были слишком умными. То, что государству достаются какие-то задатки, так в Освенциме государству тоже доставалась зола и содранная кожа. Серьёзной разницы нет.
В таких условиях практически невозможно дать сколько-то значимую концовку, и автор сдаётся обстоятельствам, прицепляя на последних двух абцацах совершенно левую окололюбовную фразу. Кстати, такая концовка полностью обесценивает линию Мариты, которая по-нистоящему полюбила главного героя.
С какой стороны ни посмотри, всё коряво, всё плохо, всё не так.
A.Ch, 22 июля 2018 г.
В далёком будущем людям будет доступно относительное бессмертие: особо талантливым, успешным и добившимся значительных результатов в какой-либо области науки, техники или искусства можно обнулить свои знания и переродиться в подростка. Это будет уже другой человек, но как бы продолжение бывшего Я.
Эта услуга доступна не всем, примерно 10% от населения Земли, тем, кто обладает определёнными высокими коэффициентами. Вот только один человек не хочет Возрождения, как ни упрашивайте.
Автор смешал детектив с роковой красоткой и философскую фантастику, часто небесшовно, вот только Джеку Вэнсу в романе “Кларджес” удалось раскрыть тему поиска и обоснования отказа раньше и интереснее.
iskender-leon, 21 февраля 2012 г.
Система рекомендаций предложила мне рассказ незнакомого автора, который к тому же оценило всего 8 человек. И что же — закончив чтение, смею утверждать, что рассказ сделал бы честь любому из великих фантастов-грандмейстеров!
Сюжет с бессмертием в фантастике использовался неоднократно, но такой вот вариант — в обмен на полную потерю своего я, попался мне впервые. Сильно сопереживаешь герою, который пожелал отказаться от этого фальшивого бессмертия и сделал это целью своей жизни. Автор до последнего момента сохраняет возможность верить в одну из двух возможных концовок.
Великолепное произведение!
Kalkin, 9 января 2009 г.
Одно из лучших произведений, вошедших в антологию «Ветер чужого мира» и, более того, знаковое для творчества самого Дж. Т. Мак-Интоша. Знаковое — и очень успешное! Достоинств у этого рассказа много. Во-первых, это закрученный сюжет. Такое количество сюжетных поворотов сложновато уместить на тридцати страницах, но Мак-Интошу это удалось. Более того, при столь высокой концентрации событий сюжет остается ясным, прозрачным и, как ни странно, логичным! Во-вторых, это четкость и сжатость изложения, не переходящая, впрочем, в сухой перечень действий. Описаний — минимум, они используются только тогда, когда без них не обойтись, и такой стиль лишь подчеркивает стремительность разворачивающихся событий. Лишь по мере действий главного героя раскрывается его прошлое, четкие, резкие мазки то там, то здесь: мысль, внешность, странные противоречия между архивными данными и деталями поведения Бенджамина Райса. Чувствуется уверенность автора.
История героя на первом плане, но если бы окружающее старика-привратника общество было другим, то не было бы ни завязки, ни первичного конфликта. Автор не выстраивает глубокого описания мира, да это в контексте расссказа было бы и невозможно. Выбор сделан, история мира и общества дается лишь наброском. Проблема перерождения оборачивается конфликтом свободной воли и государственных интересов. Несовершенные тесты — критерий определения того, достоин ли человек. Достоин чего? И для чего?
Вечные проблемы. И пусть тематика рассказа не нова, и Мак-Интош по сути не рассказал нам ничего нового. Неважно. Я готов перечитывать рассказ вновь и вновь, каждый раз замирая на изломах сюжета, ощущая события кожей. Странно, необъяснимо, ненормально. Но это есть.
Блестящий рассказ.