fantlab ru

Жюль Верн «Чёрная Индия»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.47
Оценок:
245
Моя оценка:
-

подробнее

Чёрная Индия

Les Indes noires

Другие названия: Подземный клад

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 26
Аннотация:

В горах Шотландии расположена развитая система угольных шахт, названная «Черной Индией». В недрах отработанных шахт вырастает юная Нелль, никогда в жизни не видевшая ни дневного света, ни даже луны или звезд. Но с помощью неожиданно обретенных друзей ей все же удается однажды выйти на поверхность...

© Nog
Примечание:

В романе нашли отражение впечатления от поездки Жюля Верна с его другом Иньяром в Англию и Шотландию летом 1859 года. Во время путешествия автор в числе других примечательных мест посещал и угольные шахты. Из той – настоящей — поездки в роман перешло множество деталей: например, название корабля «Принц Уэльский» и скверная погода во время его плавания; посещение и путешественниками и героями романа вершины Трона Артура и «Ламберт-отеля»; и даже маршрут прогулки по стране озер.

Первоначальный замысел автора отличался большим размахом, вероятно его занимала идея целой подземной Англии. Но издателю Этцелю она не понравилась, и писатель ограничился пещерой.

Первая публикация романа – в газете Le Temps, с 28 марта по 22 апреля 1877 года. Первое книжное издание увидело свет 26 апреля 1877 года.

24 сентября 1877 года вышел двенадцатый «сдвоенный» том «Необыкновенных путешествий», в него вошел данный роман и роман «Ченслер». «Черная Индия» в этом издании содержит 45 иллюстраций Жюля Фера, гравированных Шарлем Барбаном.

В 1877 году роман вышел на русском языке в трех разных переводах.

Роман принадлежит к числу наиболее читаемых произведений Жюля Верна.

Современный американский исследователь творчества Верна Уильям Бутчер, изучая в нантском Городском архиве рукописи автора, обнаружил почти целую главу изъятую из романа по указанию издателя Этцеля. Перевод этой утраченной части на русский язык впервые был опубликован в Собрании сочинений Жюля Верна издательства «Ладомир».

© Евгений Борисов

Публикации в периодике на русском языке:

* 1877 — газета «Новости» (Санкт-Петербург), июль-сентябрь 1877 г. Переводчик не указан.

* 1877 — журнал «Живописное обозрение» (СПб.: изд. Н. И. Зуева), №№ 17-30

* 1877 — М.: изд. М. Каткова (Приложение к журналу «Русский вестник»), 156 стр.

* 1892 — журнал «Задушевное слово. Журнал для старшего возраста» (СПб.), №№ 1-47. Под названием «Подземный клад».



Черная Индия
1906 г.
Паровой дом. Черная Индия
1928 г.
Паровой дом. Черная Индия
1929 г.
Черная Индия
1945 г.
Собрание сочинений в двенадцати томах. Том 8.
1957 г.
Пятьсот миллионов бегумы. Черная Индия
1960 г.
Зеленый луч. Малыш. Черная Индия
1994 г.
Чёрная Индия
2016 г.
Черная Индия
2018 г.

Самиздат и фэнзины:

Пещера чудовищ
2016 г.

Издания на иностранных языках:

Les Indes noires
2009 г.
(французский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не совсем понимаю и разделяю мнение в некоторых отзывах на это произведение, что есть «дыры» в сюжете. На мой взгляд, если так придираться к сюжету, можно найти много несоответствий во многих книгах и даже в «великих». Тем более многие описываемые здесь «дыры» вполне объяснимы — например,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
чем они питались 10 лет — в книге было написано, что их сын Гарри обеспечивал их всем необходимым, и регулярно выходил на «поверхность». Где брали средства — ну можно предположить, что Саймон накопил за долгие годы работы шахтером, либо «халтурки» никто не отменял :) Такие нюансы во многих сюжетах не описываются. По поводу сумасшествия старика и почему он не убил их раньше — вообще, сумасшествие не развивается в одночасье, и вполне можно предположить, что изначально он не был настолько безумен, чтобы решиться на убийство, тем более массовое, но с годами сумасшествие прогрессировало. По поводу того где старик брал динамит — в книге говорилось, что он был обеспеченный. С чем точно можно согласиться — что человек, рожденный и выросший в пещерах и не видевший белого света, и возможно питавшийся не совсем правильно столько лет, наверное должен быть вырасти другим, с некоторыми проблемами, но тут нужно наверное иметь медицинское образование, чтобы утверждать точно, и даже если это так, можно списать на недостаточные знания в этой области на момент написания книги, либо вольное допущение автора.

По самой книге хочу сказать, что в целом повествование увлекает, местами держит в напряжении, желания отложить книгу не возникало, читалось легко и быстро, хотя конечно это не одно из самых увлекательных произведений автора :) Еще в книге конечно хватает патетики, иной раз было чересчур,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
особенно между отношениями Гарри и Нелл
, но, насколько я могу судить после прочтения с десятка произведений автора, это ему характерно :)

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Чувство вкуса напрочь изменило Жюлю Верну при написании этого романа (вернее большой повести). Автор на протяжении всей книги постоянно нагнетает напряжение: таинственное письмо; бросок камня в безлюдной шахте; заделанная щель; обрушенный проход; сожженная лестница; наводнение. И кто же здесь выступает в роли злодея? Сумасшедший девяностолетний старик вместе с гигантской совой! Повторяю ещё раз: девяностолетний старик!! Большего бреда придумать сложно.

Ну, а раз главный злодей сумасшедший, то тогда не надо заморачиваться логикой происходящего. Например, кто может объяснить, зачем антагонисту были нужны полумеры в виде письма-предупреждения или броска камня? Если Сильфакс так сильно не хотел, чтобы Новый Эберфойл был обнаружен, то почему он задолго до начала романа не убил семью шахтёра Джемс Старра? У безумца было в запасе десять лет, да и способов расправиться с теми, кого он считал врагами, было хоть отбавляй. Например, для него не составило бы никакого труда взорвать подземный коттедж в котором жила семья горняка пока все его обитатели спали, благо у злодея всегда было полно динамита (кстати, откуда он его брал?). Правда в этом случае действие романа закончилось бы не успев начаться, поэтому Сильфакс ведёт себя в духе карикатурных злодеев из латиноамериканских сериалов.

А ещё в романе есть неимоверно тупая любовная линия. Скажете, разве может быть лучшей спутницей жизни для молодого шахтёра (сына Джемса Старра) нежели восемнадцатилетняя девушка, выросшая под землёй и никогда не видевшая ни людей, ни Солнца? Прелестное очаровательное создание, робкое и немного наивное, но с жадностью тянущее к новым знаниям и влюблённая в человека, который спас её от смерти – так описывает её автор. А давайте подумаем, как НА САМОМ ДЕЛЕ должно было выглядеть существо, выросшее под землёй на скудном пайке, который приносил ей безумный дедушка? Авитаминоз, артрит, рахит, выпадающие волосы, дурная кожа. А ещё непереносимость света и букет таких психических заболеваний, на фоне которых Каспар Хаусер должен был казаться более-менее вменяемым человеком. Вот она – героиня романа, о которой Жюль Верн писал столь восторженно!

Таким образом приходится констатировать, что литературные достоинства романа ничтожны, ибо феерические герои и абсурд в виде сюжета книгу никак не украшают. Немного спасает ситуацию образы заброшенной шахты и гигантской пещеры, которые удались автору на славу. Конечно, Жюль Верн слишком восторженно описывает быт рудокопов (его пассажи про здоровый климат в угольной шахте многие из горняков восприняли бы крайне негативно), но всё же чувствуется, что этот энтузиазм не наигран. В XIX веке шахтёры выступали в роли атлантов, держащих на своих плечах всю промышленность, ибо без угля остановились бы заводы, поезда и пароходы. Своей книгой Жюль Верн отдал честь этой тяжёлой и опасной профессии, так что часть литературных грехов, совершённых им в «Чёрной Индии» искупается тем уважением, с которым он пишет о горных рабочих.

А ещё бросается в глаза традиционный энтузиазм героев Жуль Верна. Герои работают на глубине в полторы тысячи фунтов, что для обывателя XIX века могло казаться немыслимой бездной (ещё немного и снизу постучат потревоженные черти!), однако как достоверно в их устах звучит призыв: «Проведем наши штреки под морскими волнами! Изрешетим ложе Атлантического океана! Пойдем навстречу нашим американским товарищам, прорубая себе путь под океанским дном! Пробьем Земной шар до самого центра, если нужно, чтобы вырвать оттуда последний кусок каменного угля!» (с)

Кстати, рука об руку с призывом пробить Земной шар до самого центра в поисках последнего куска каменного угля идёт авторский плач Ярославны о том, что рано или поздно уголь в недрах планеты закончится и тогда вся промышленность останется без топлива:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Однако природа, обычно столь расточительная, не похоронила лесов в таком большом количестве, чтобы их хватило на многие тысячелетия. В один прекрасный день уголь исчезнет — это несомненно. Машины во всем мире окажутся обреченными на бездействие, если уголь не заменят каким-нибудь другим видом топлива. Рано или поздно угольных залежей больше не останется, если не считать тех, которые покрыты вечными льдами в Гренландии, в области Баффинова моря, и разрабатывать которые почти невозможно. Такова неизбежная судьба. Добыча угольных бассейнов Америки, еще очень богатых, — у Соленого озера, в Орегоне в Калифорнии, — начнет когда-нибудь сокращаться. То же произойдет с угольными копями Бретонского мыса, бассейна Святого Лаврентия, с залежами в Аллегени, в Пенсильвании, в Виргинии, в Иллинойсе, в Индиане, в Миссури. Хотя угольные залежи Северной Америки вдесятеро богаче всех остальных в мире, но не пройдет и ста столетий, как промышленность, это миллионноголовое чудовище, поглотит последний кусочек угля на Земле.

В Старом Свете, конечно, этот недостаток станет заметен быстрее. В Абиссинии, в Натале, по берегам Замбези, в Мозамбике, на Мадагаскаре есть много угольных залежей, но правильная разработка их представляет величайшие трудности. Залежи в Бирме, в Китае, в Индокитае, в Японии, в Средней Азии будут исчерпаны довольно быстро. Англичане, конечно, извлекут из недр Австралии, довольно богатой углем, все скрытое там минеральное топливо, прежде чем Соединенное королевство начнет ощущать недостаток в угле. К этому времени угольные районы Европы, выработанные до последних пластов, будут заброшены.

Расход угля на промышленные и торговые нужды станет таким, что все эти богатства будут исчерпаны. Еще не окончится третье тысячелетие нашей эры, как рука шахтера опустошит в Европе эти склады, в которых, по одному меткому сравнению, накоплена первозданная солнечная энергия.

Апокалиптический прогноз, который должен сбыться то ли через тысячу, то ли через десять тысяч лет, дополняет диалог между главными героями романа, в котором они осуждают правительство Великобритании позволяющее экспорт угля за рубеж. В связи с этим хочется передать привет тем умникам, которые на полном серьёзе рассуждает о том, что зря наша страна распродаёт нефть и газ. Кто знает, возможно через сто лет углеводороды будут необходимы России не больше, чем сейчас собственный уголь нужен Великобритании.

Помимо блестяще провалившейся (и от этого весьма поучительной) футурологии, моё особое внимание привлекла научная часть книги, давным-давно утратившая актуальность, но от этого ставшая ещё более интересной. Например, для современного человека естественным является факт, что ближайшей от Солнца звездой является Альфа Центавра (4,3 световых года), однако во времена Жюля Верна это было ещё неизвестно, поэтому для героев книги в роли ближайшей звезды выступает Вега (25 световых лет). Но главной прелестью книги для меня стали представления науки XIX века о том, как выглядела Земля в каменноугольный период. Согласно тогдашним теориям триста пятьдесят миллионов лет назад суша материков гораздо более зыбкой и непрочной чем сейчас. Земная кора ещё не успела затвердеть, поэтому из недр планеты поднималось гораздо больше тепла и из-за этого на поверхности росло невообразимое количество тропических лесов. Поверхность Земли ещё не до конца сформировалась и едва образовавшиеся скалы с лёгкостью размывались реками ещё не имевших чётких берегов. В последствии бугры, которым посчастливилось уцелеть, застыли и стали горами, а пропасти заполнились океанами или морями. Ну а гигантские леса хвощей погрузились под землю и под действием чудовищного давления и высокой температуры превратились в уголь.

Конечно, сейчас многое из того, что излагал Жюль Верн выглядит наивным и даже детским, однако это тот случай, когда не хочется ни смеяться, ни шутить по этому поводу. Да, учёные XIX века знали о каменноугольном периоде меньше, чем рядовой человек может сейчас почерпнуть из куцей статьи на Википедии, но они стремились познать мир и раскрыть тайны прошлого. И читая авторские пассажи про прошлые геологические эпохи я испытывал не самодовольство, связанное с чувством интеллектуального превосходства, а умиление от осознания того какой путь за сто пятьдесят лет прошла наука, в том числе благодаря тем людям, которые сформулировали столь забавную гипотезу про полужидкую сушу.

Итог: сколь бы хороши не были научно-познавательные вставки и сколь бы ярко не была описана профессиональная гордость шахтёров, большая часть романа вызывает у меня лишь жалось. Нет, возможно если бы мне было 10 – 12 лет, я бы прочёл эту книгу с большим энтузиазмом, однако для взрослого человека «Чёрная Индия» представляется крайне слабым произведением. Пять баллов по десятибалльной шкале – это тот максимум, который я могу поставить.

Оценка: 5
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Красивая, романтическая сказка. Книга вся пропитана Шотландией, шотландскими легендами и отсылками к произведениям Вальтера Скотта. Собственно, напиши её сам Вальтер Скотт — никто бы и не удивился, наверное... Это в каком-то смысле ему «трибьют». Поэтому, если вы — подросток, только-только прочитавший «Айвенго» и «Роб-Роя», и хотели бы ещё что-нибудь в том же духе, но не знаете, что именно — эта книга для вас.

«Вот эта башня, где колдуний

Зловещий ужин собирал;

Вот вересковые равнины,

Где бродит тень твоя, Фингал!

Сквозь тьму полночную несется

Здесь эльфов резвый хоровод,

А там из сумрака, суровый,

Лик Пуританина встает...»

Загадочная девушка, выросшая под землей и боящаяся выходить на свет (само собой, её появление окутано тайной — кто, когда и как воспитывал эту бледную чахоточную красавицу, кто внушил ей недоверие к людям?) А все-таки неведомому воспитателю не удалось привить Нелл свои собственные страхи и комплексы; пусть она себя чувствует уютно лишь в компании большой чудовищной птицы *вполне себе годный сюжет для современной ретро-стилизации под классическую «готику» * — все равно ее тянет к Гарри Форду и его друзьям. Ясно, что дальше будет — борьба молодых людей за свои чувства, острый драматический конфликт и приключения, леденящие кровь... Короче, антураж, не совсем типичный для Жюль Верна (а вот нагнетание suspense'a от главы к главе — это да, это его фирменный почерк). Но книга от этого не теряет, даже наоборот.

п. с.: Хорошее было время — викторианская эпоха. Невзирая на все рабочие бунты, плохо скрываемый разврат в верхах («О ужас: кровавой струею залит весь край королевской одежды!») и прочие родимые пятна благословенного XIX века, все-таки было к чему стремиться. Куда расти. Вера в прогресс была безграничной, а слово «физика» не ассоциировалось с чем-то странным и непонятным. Как ни удивительно, Жюль Верн в те времена не только считался хорошим писателем — он б ы л им. :shuffle: Эхх...

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Когда читал очень волновал вопрос что они там ели 10 лет? И как добывали себе пропитание нигде не работая и не получая денег? Это автор нам к сожалению не указал. Но если это отбросить, книга очень хорошая с захватывающим сюжетом. Стоит оценки 10 баллов.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень романитическая книга. В ней нет, как обычно бывает у Жюль Верна, ни НФ, ни путешествий, но эта книга захватывает больше своим содержанием, чем наличием в ней хоть какой-то фантастики.

Книгу стоит читать и думаю, что так же стоит перечитывать... Только ради гланой героини и ее приключения.

Ну а книга сама по себе — восемь баллов.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Собственно, здесь ни научной фантастики, ни путешествий нет, что не очень-то характерно для Верна. Даже те загадочные события, которые использует автор для обострения сюжета, в конце концов объясняются вполне реально. И тем не менее действие увлекает, и здорово увлекает!

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх