Сергей Лукьяненко «Сердце снарка»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Философское
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
На одной планете водится диковинный зверь — снарк, у него есть одно необычное свойство, его железа внутренней секреции, так называемая «Сердце снарка», является панацеей. На охоту за снарком приезжают очень богатые и очень больные люди, ну вот однажды на планету прилетела необычная пара.
Из комментариев в сборнике «Проводник отсюда»:
цитата С. ЛукьяненкоРассказ «Сердце снарка» написан для другого проекта Андрея Синицына – сборника «кулинарной» фантастики. Не удивляйтесь такой «приземленности» темы! Ведь еда – это достаточно важная часть нашей жизни. Попробуйте не есть хотя бы одни сутки – и Вы в этом убедитесь. (Не стоит, впрочем, опираться на этот сборник, когда вы собрались удивить гостей новым блюдом – результат может оказаться непредсказуемым).И еще одно маленькое уточнение о рассказе «Сердце снарка». Он написан мной (совершенно осознанно) в стиле (или в духе) знаменитого писателя двадцатого столетия, никогда не обращавшегося в своем творчестве к фантастике. Имени называть не буду, поскольку уверен – Вы без труда его опознаете. Этот писатель был большим любителем охоты, рыбалки, да и к кулинарии имеет самое непосредственное отношение – один из самых популярных в мире коктейлей придуман именно им. И то, что я воспользовался его стилем – знак моей признательности одному из величайших мастеров прозы.
Входит в:
— «Модель для сборки — Live», 2003 г.
— журнал «Если 2005'6», 2005 г.
— антологию «Поваренная книга Мардгайла», 2005 г.
— сборник «Проводник отсюда», 2006 г.
— сборник «Донырнуть до звёзд», 2008 г.
— сборник «Новая, новая сказка», 2010 г.
Награды и премии:
лауреат |
Сигма-Ф, 2006 // Малая форма, рассказы и циклы рассказов | |
лауреат |
Филигрань, 2006 // Малая Филигрань (рассказ) |
Номинации на премии:
номинант |
РосКон, 2006 // Повесть, рассказ | |
номинант |
Бронзовая Улитка, 2006 // Малая форма | |
номинант |
Интерпресскон, 2006 // Малая форма (рассказ) |
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
mputnik, 22 января 2020 г.
«...кубинский коктейль Дайкири, был любимым напитком писателя Эрнеста Хемингуэя, который любил неспешно потягивать по нескольку освежающих бокалов, спасаясь от карибского зноя. Традиционный коктейль Дайкири – это смесь из рома, сахарного сиропа и сока лайма. Но для знаменитого писателя, страдавшего диабетом, бармен его любимого бара Эль Флоридита готовил специальный Дайкири, заменяя в нём сахарный сироп небольшим количеством грейпфрутового сока и ликёра мараскино...».
У Хемингуэя — практически все «спешл», так же, как и одноименный коктейл. Потому как оный Автор — Икона Стиля.
Ваять фантЧтиво «под Хемингуэя» — это может быть либо хорошо (ежели Автор — профессионал), либо — отвратно (в противном случае). Лукьяненко может нравиться либо не нравиться, но отнести его к непрофессионализм не получится. Посему результат — очевиден.
НО. И ещё раз: НО. «Любить Хемингуэя» и «любить Фантастику» — это, все же, далеко не одно и то же. И вариантов, при которых эмоции оказываются разными — пруд пруди. Так что... эксперимент — удачный. Нравится ли итоговое фантЧтиво? Увы — нет. Предпочитаю ИНОЙ стиль. Но классика — она и в Африке классика. Посему — плечами пожму и... хаять не буду. Но и хвалить — воздержусь
god54, 10 ноября 2016 г.
Рассказ вполне оригинален и по идее и по сюжету: некое животное, сердце которого может излечить любую болезнь. И очень даже неплохой текст: море, охота, герои, даже описание крови не ранит и не раздражает. Автор признается, что писал в стиле известного писателя, но мне все-равно кто это был. Главное, что в этом случае, как мне кажется, получился другой Лукьяненко и читается произведение совсем по-другому. В итоге очень хороший рассказ.
ЫМК, 12 августа 2015 г.
Минорная нота, на фоне бескрайней голубизны неба, переходящая к концу рассказа в зеленую тоску. Вечная проблема — зачем мы здесь, вся в брызгах морской пены, пропитанная океанским бризом, с легкой миндальной горчинкой и медным послевкусием свежей крови на губах.
Рассказ интересен и сам по себе и как одно из доказательств профессионализма автора. Каждый писатель должен иметь свой стиль — без уникального стиля, его произведения никогда не станут чем то цельным, и будут представлять собой просто набор разрозненных строк и абзацев текста. Но настоящее мастерство познается только по его способности стилизовать (не подражать, а именно стилизовать) собственные произведения под другого мастера. В данном случае это удалось. После прочтения, потянуло смешать дайкири, раскурить сигару и выйдя на балкон любоваться бездонной голубизной неба... благо сегодня погода это позволяет (в отличии от работодателя) :) .
Впрочем, кроме настроения в рассказе ничего и нет. Квест-классика с наградой, которая на поверку окажется пустышкой. Главный герой отработал свой гонорар — на охоту свозил, зверя добыл, а уж зачем этого зверя ехали добывать охотники — какая извозчику разница то? Зато национальность лоцмана не вызывает сомнений. :) Баварский егерь не стал бы озадачиваться зачем эти богатые идиёты пошли на кабана с арбалетом — голодные или им в замок срочно понадобилось чучело. :)
Denver_inc, 8 марта 2014 г.
Я подозреваю, что Сергей Лукьяненко решил написать текст в память о Хемингуэе, в стиле Хемингуэя и по крайней мере, не сильно хуже Хемингуэя. Что ж, на мой взгляд — вышло весьма неплохо. Более того, если из текста убрать всю фантастическую составляющую и на некоторое время представить, что действо происходит где-нибудь в Карибском море, и над головою жаркое небо, а вокруг солёное море и где-то вдали видны чёрно-зелёные скалы и ... Впрочем, обойдёмся без И, ибо это был бы уже рассказ не фантаста №1 России, а Эрнеста Хемингуэя, в переводе Лукьяненко, разумеется ))
замри и умри, 21 мая 2015 г.
Ну, знакомство с автором весьма удалось, рассказ мне понравился.
Так вот. Некая планета. Некие водные млекопитающие (наверное), почти как дельфин, только не дельфин, а некий снарк. Лурк говорит что этот снарк должен быть похож одновременно на змею и акулу. Ну может быть. Планета эта, собственно, и популярна-то только благодаря снаркам, туристы так и прут туда охотиться. Ну а чего нет, если свежевырезанное его сердце лечит любой недуг, вот абсолютно любой. Вот и приезжают богатеи подлечиться.
Главные герои. Вот с самого начала Александр казался мне каким-то мутным.
Про Алину вообще нечего сказать, как-то мало её было, да и не важна она в рассказе, не думаю что что-то особо изменилось, если бы её не было.
Рассказ жестокий. Вот сама сцена убийства, вроде и ничего особенного, а жалость к снарку вызывает.
Намерения Александра и Алины удивляют, на самом деле удивляют. Рассказ-то весьма короткий, и просто напросто не успеваешь лишний раз обдумать действия и намерения ГГ.
Концовка слегка разочаровывает, не стоило, наверное, настолько разжевывать посыл. Ну вот просто лишнее это.
svarga, 18 декабря 2011 г.
У каждой палки два конца.
Черное — белое, плюс — минус, инь — янь... Плохое — хорошее. В этом рассказе нет хороших и плохих. Есть те, кто зарабатывает деньги, и те, кто их тратит. Тратить деньги люди могут на свое здоровье или на свое удовольствие. А вот зарабатывают люди деньги в этом рассказе... Я бы сказал, что не очень-то высоко-моральными способами. И дело не конечном акте собственно охоты. А в предварительной подготовке, за несколько лет до этого, когда человеческие детеныши и детеныши снарков играют вместе. Привыкают друг к другу. Узнают друг друга получше.
И кто в конечном итоге хуже: турист, заказавший сердце снарка, чтобы получить жизнь или удовольствие, или же охотник?
alex1970, 20 марта 2011 г.
Отличный, хотя и жестокий рассказ о том, что человек — прежде всего подлая скотина.
Произведение перекликается с некоторыми мотивами в творчестве Эрнеста Хемингуэя.
Капитан охотничьего корабля вполне мог быть персонажем какого-то рассказа «певца потерянного поколения»
elsolo, 31 июля 2010 г.
Очень часто бывает у автора, начал за здравие а окончил за упокой. Красивая мужественная местами романтичная история, а по сути банальщина и бытовуха. Прямо не могу как расстроила. Вот бывают же такие обломы. Кто то ест что бы писать, кто то пишет что бы есть. Во истину так!
Shybzd, 25 января 2009 г.
Отчасти согласен с остальными. Рассказ замечетельный. Точнее почти замечательный. Концовку автор пролажал. Выпустил из цепкой словесной ловушки почти вытянутый нерв повествования. Скажем Шекли или Фредерик Браун такого бы себе не позволили.
Впрочем ознакомится с рассказом следует.
Yazewa, 8 марта 2008 г.
Неплохая история. Герои выписаны хорошо, настроение создано... Читала с удовольствием. И проблема — действительно, небезынтересная. Могут они себе позволить использовать волшебное лекарство просто ради наслаждения вкусом... Цинично это? Бесчеловечно? Или — есть товар, вот деньги, и никаких переживаний?
Взяли бы с собой хоть пару больных детей, думает читатель...
sham, 12 ноября 2008 г.
я присоединяюсь ко всем положительнвм отзывам.... отличный рассказ! Лукьяненко как всегда ставит сложные вопрос: цены жизни! ведь право излечиться имеют не все... а только богатые и знаменитые... жестокое убийство ради жизни! убийство ради вкуса мяса... что страшнее? на первый взгляд — второе, но когда выясняется ЧЬЯ жизнь спасена, то понимаешь, что однозначного ответа в нашем жестоком мире, где не спасают достойных, нет...
PS в предисловии написано, что рассказ стилизован под великого писателя 20 века, который был рыбаком и охотником... я естественно не узнал Хэмингуэя, так как читал его мало... но он ассоциируется у меня с рыбаком в первую очередь + его «Старик и море»... а также МОХИТО... это по-моему его коктейль ;)
be_nt_all, 5 декабря 2007 г.
Рассказ любопытен... остроумен... Что называется, поднимает важные морально-нравственные проблемы. Но, как показалось мне, цепляет не слишком то сильно и копает не очень то глубоко. Отсылка к Кэроллу в названии, думаю, не слишком уместна и по мне — ненужная игра в постмодернизм. Хотя в кои то веки кулинарные изыски С.Л. стали неотъемлемой частью сюжета.
ps. Так уж получилось что сразу вслед за этим рассказом прочитал «Эпос Хищника» Каганова. Тоже про хищную природу человека. Глубже. Тоньше. Оптимистичней.
Vendorf, 15 мая 2006 г.
Замечательное и глубокое произведение. Немного не похоже на дозорного Лукьяненко. Чем-то напоминает глубокую тоску Рэя Брэдбери и подводки Роберта Шекли. Очень хорошее впечатление осталось. Вечно буржуям чего-то не хватает...
duke, 24 июня 2008 г.
Сильный рассказ. Идея понятна, подана выразительно и вызывает сильные эмоции (по крайней мере, у меня). На мой взгляд — идеальная история!
alexey1978, 12 февраля 2008 г.
Рассказ, конечно, печальный, но... Мало ли животных убивает человек, чтобы употребить в пищу? Вот и снарк не стал исключением. Кроме необычных свойств самого снарка — ничего особо интересного.