Василий Гроссман «Годы войны»
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Шербетун, 12 сентября 2016 г.
«Пусть не будет слова величавей и святей, чем слово «народ!»
Это не просто книга – это ода Народу, собственными кровью и потом отстоявшему свою землю! Можно сказать, что данный сборник – это хроника войны, своеобразный эпос, запечатлевший события с августа 1941 года и до взятия Берлина. И очень жаль, что этот сборник не переиздавался с конца 80-х годов. В том «Годы войны» включены повесть «Народ бессмертен», цикл рассказов и очерков, объединенных в художественно-документальное произведение «Сталинград», путевые письма «Дорога на Берлин» и подборка очерков, систематизированных в хронологическом порядке с 1941 по 1945 год включительно. Кстати, рекомендую читать издания 40-х годов, так как они отличаются по содержанию, включают в себя больше произведений, в отличие от «щербатого» одноименного издания 1989 года.
Произведения, написанные военным корреспондентом Василием Семёновичем Гроссманом динамичны, остры, мучительны и читать их невыносимо больно, но необходимо, ведь мы должны помнить это великое время, помнить, через какой ад прошли наши деды, и сделать всё, чтобы этот виток истории не повторился.
«Долг писателя рассказать страшную правду, гражданский долг читателя узнать её. Всякий, кто отвернётся, кто закроет глаза и пройдёт мимо, оскорбит память погибших. Всякий, кто не узнает всей правды, так никогда и не поймёт, с каким врагом, с каким чудовищем вступила в смертную борьбу наша великая, наша святая Красная Армия.»
Повесть «Народ бессмертен» повествует о первых месяцах войны — о судьбе попавшей в окружение части, о жизни в оккупированном селении, о жителях города, подвергающегося бомбёжкам. Повесть написана уже после расстрела в еврейском гетто матери Гроссмана, после отступления немецкой армии от Москвы, и передает всё горе первых поражений, рассказывает, как ломались и закалялись простые люди, ранее никогда не державшие в руках оружия.
Гроссман присутствовал во время уличных боев в Сталинграде, поэтому произведения, собранные под условным названием «Сталинград» — это свидетельства очевидца. Автор увековечивает на страницах своих записей подвиг народа, пронзительно и напряженно повествует о чудовищных боях, положивших начало перелому войны. Недаром, на мемориале Мамаева кургана выбиты слова из очерка Гроссмана «Направление главного удара»:
«Железный ветер бил им в лицо, а они всё шли вперёд, и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?».
Произведения 1943 — 1944 годов — это не только хроника боев, но и беседы с бойцами, картины их быта, их истории, воспоминания, мысли, надежды. В них нет главных персонажей, в них важно всё. В этом разделе особняком стоит одно произведение — «Треблинский ад». Гроссман вслед за воинами-освободителями вошел в польские лагеря смерти Майданек (здесь фашистами было уничтожено свыше 300 тысяч человек) и Треблинк (в двух лагерях Треблинки было уничтожено от 870 до 925 тысяч человек) и увиденные им ужасы «лагерей плахи» автор перенес на страницы очерка.
«Дорога на Берлин» — произведения данного раздела отличаются тем, что автор практически не присутствует на линии фронта во время боевых действий, а с января 1945 года в основном догоняет наступающие части и описывает увиденное в уже освобожденных городах Европы.
«Кто посмеет назвать безобразными эти развалины? Они величественный фундамент нашей сегодняшней победы.»
Путевые заметки уже сквозят предчувствием близкой победы и, несмотря на описание картин разрушений и рассказы о произошедших в этих местах трагедиях, сквозь мрачные пейзажи ярким лучом пробивается оптимистичный настрой автора, ведь люди возвращаются в разрушенные города и уже начинают восстанавливать потерянное.
«Таков закон бытия: созидательный труд торжествует над демоном разрушения, жизнь побеждает смерть, добро сильнее зла.»