Александр Куприн «Волшебный ковёр»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Латинская Америка ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Сновидения, формы изменения сознания
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Живущий в Бразилии мальчик Дюмон является владельцем старого ковра на котором обнаружены странные символы: жезл, птица и волшебное слово. Возможно это ковер-самолет...
Входит в:
— антологию «Фантастика, 75-76», 1976 г.
— антологию «Оборотень. Русские фантасмагории», 1994 г.
— антологию «Литературные сказки народов мира. Том III. Сказки писателей России», 2002 г.
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 3 июля 2021 г.
В предисловии составитель антологии сообщает, что это самый лучший из фантастических рассказов Куприна. Тут характерная ошибка в системологии, которую не мешало бы исправить. Во-первых, никакой фантастики Куприн не писал, ибо был «мастером литературного пейзажа и всего, что связано с внешним, визуальным, обонятельным восприятием жизни и характером человека» (Википедия). В крайнем случае, отдельные его произведения можно отнести к мистическому жанру (например, ту же самую «Олесю»). Да и то — мистика у Куприна какая-то понятная и привычная, как бы бытовая. Скорее, это где-то на уровне психоделики, но никак не фантастики. Во-вторых, сам рассказ также не имеет никакого отношения к фантастике. Это просто маленькая притча о юношеских фантазиях будущего пионера авиации Сантоса Дюмона. Один из гостивших в доме археологов внушил ему мысль, что старый ковер, годами висевшей в прихожей, на самом деле является волшебным ковром из «Тысячи и одной ночи». Возможно, из-за этой фантазии мальчик и стал одним из первых авиаторов нашей цивилизации. По поводу первенства Дюмона автор не совсем прав: 1) братья Райт совершили не планирующий полет, а самый что ни на есть настоящий управляемый полет с бензиновым мотором (в моем обозрении на тему истории космонавтики это можно четко увидеть из кадров кинохроники); 2) если уж говорить о приоритете, то первым был никак не Сантос Дюмон, а Густав Вайскопф (Уайтхед) — американский летчик немецкого происхождения, который полетел даже раньше братьев Райт, но его полет не был должным образом задокументирован. Детская мечта — это, конечно, хорошо, но не стоит подтасовывать факты. Даже если ты и известный русский писатель.
Чего-то примечательного и нового в рассказе я не нашел. Возможно, потому, что всё это уже много раз повторялось в других, по-настоящему фантастических, произведениях. Здесь же мы имеем дело просто с лирической зарисовкой о детстве будущего авиатора. Его полет на ковре-самолете — это даже не сон, а обычная детская греза, коих каждый из нас может припомнить с добрый десяток. Сто лет назад авиация казалась если не магией, то особым сортом развлекательного жанра наподобие циркового искусства или даже иллюзионизма. Сегодня, когда мы летаем за пределы атмосферы, она как-то незаметно потеряла весь свой танственный флёр, став обычным видом транспорта (хоть и самым дорогим). Возможно, очень скоро такое случится и с космонавтикой, если Илон Маск & Co реализуют свои угрозы «сделать рынок космических услуг доступным для каждого жителя планеты».
------------
РЕЗЮМЕ: лирическая притча о том, куда могут завести детские мечты.