Валерий Цыганов «Последний из марсиан»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Планетарная фантастика )
- Общие характеристики: Философское | Производственное
- Место действия: Вне Земли (Марс, спутники Марса )
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Ксенофантастика
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Последний марсианин, не умеющий умереть, потому что забыл, как это делается, с неудовольствием наблюдает за шумливыми пришельцами с Земли, которые, не замечая, уничтожают остатки великой цивилизации.
Входит в:
— серию антологий «Фантастика года», 1962 г. > антологию «Фантастика, 73-74», 1975 г. > цикл «Марсианские рассказы»
— журнал «Знание — сила», 1926 г. > Знание-сила, 1973 год > журнал «Знание-сила 1973'12», 1973 г. > цикл «Марсианские рассказы»
— антологию «Groźna planeta», 1980 г. > цикл «Марсианские рассказы»
— журнал «Antarès Volume 12», 1983 г.
— антологию «Aliens, Travelers, and Other Strangers», 1984 г.
- /языки:
- русский (2), французский (1), польский (1)
- /тип:
- книги (2), периодика (2)
- /перевод:
- Т. Госк (1), А. Кабаре (1)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 19 июня 2021 г.
Весьма неплохое подражание Брэдбери. Здесь почти полная аналогия с его новеллой «Ночная встреча», которую автор не зря сделал своим эпиграфом. В исходной новелле человек и марсианин смогли увидеть друг друга, а в новелле Цыганова старый марсианин так и остался невидим для осваивающих планету людей. Как, впрочем, и руины его угасшей цивилизации, которые люди приняли за причудливую игру природных стихий. Кто знает, что останется от нашей цивилизации на закате ее лет. Согласно авторам документального сериала «Земля после людей», уже через две сотни лет различить на ее поверхности какие-либо следы человеческой деятельности будет практически невозможно. Природа не терпит пустоты, говорит известная поговорка. Именно поэтому археологи вынуждены заново открывать нам некогда существовавшие на Земле цивилизации. Вплоть до XIX века шумеро-вавилонская культура считалась в Европе мифической, т.к. единственным документом, где она упоминалась, было Святое Писание. Стараниями представителей Ост-Индской компании Хартфорда Бриджа, Клавдия Рича и Роберта Мигнама былая могущественная держава начала постепенно обретать свою явь и плоть, возвращаясь во всемирную историю подобно Одиссею. Природа устроена так, что легко разрушает все следы присутствия человека, но отдавать назад их вовсе не стремится. Мы вообще ничего не будем знать о стране или народе, о которых нет упоминаний в хрониках. Яркий тому пример — самобытные культуры гуанчей, майя, инков и ацтеков. Мы мало что знаем об их внутреннем мире из-за излишнего «усердия» католической церкви, уничтожившей как самих представителей указанных цивилизаций, так и все письменные свидетельства их существования. А ведь это всё случилось чуть более пятисот лет тому назад! Не ахти какая древность, и — почти полное забвение...
------------------
РЕЗЮМЕ: этюд о всемогуществе времени и преходящей роли человеческой культуры. Марс тут выступает только как аллегория.