fantlab ru

Франк Тилье «Головоломка»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.28
Оценок:
304
Моя оценка:
-

подробнее

Головоломка

Puzzle

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 31
Аннотация:

В новом триллере Франка Тилье «Головоломка» герои Илан и Зоэ, профессиональные охотники за сокровищами, внедряются в таинственную игру, где главный приз составляет триста тысяч евро, а цена ее — человеческая жизнь. Правила игры им неизвестны, они знают лишь ее название: «Паранойя». В горах на территории заброшенной психиатрической лечебницы восемь участников должны бросить вызов своим самым потаенным страхам. Чтобы обрести ключ от заветного сейфа с деньгами, нужно собрать десять черных хрустальных лебедей. Но осторожно: цена такой находки — жизнь. Ваша жизнь.

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (2)
/языки:
русский (2)
/тип:
книги (2)
/перевод:
Е. Клокова (2)

Головоломка
2015 г.
Головоломка
2017 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга — литературный сэконд-хенд, которая вызовет восхищение оригинальностью только у тех, кто не подозревает о более ранних воплощениях темы «много личностей в одной голове», вдоль и поперек перепаханной Голливудом (см. фильмы Identity 2003, Shutter Island с ДиКаприо 2010 ну и с нятяжкой кинем до кучи MindHunters 2004 года и «Особые Подозреваемые» с идеей названия виртуальных персонажей в честь марки сервиза или заголовка газеты и т.п.). Что же до антуража заброшенной психбольницы, то это настолько избито, что даже пошло, считается чуть ли не дурным вкусом в жанре ужастиков.

Главный герой, который подается как мега-спец по решению загадок, оказывается блеклым и даже тупым, который большинство загадок (а они чем дальше по сюжету, тем проще и примитивнее) решает в лоб. «Шифр», который подавался чуть ли не как достижение криптографии, оказался притянутой за уши цитатой из библии (опять, клюква-клюквенная триллеров и ужастиков). Идея умирающих по одному главных героев как минимум была обыграна в «Десяти негритятах» Кристи. И так вся книга — куда не плють, то есть не листни, везде заимствования и перепевки уже ранее использованных идей. Особую перчинку добавляет русский перевод — простая сумма в 300 тыс евро подается с эпитетами «огромные деньги», «главный приз жизни» и т.п. — или у автора, или у переводчика проблемы с осознанием порядка цифр. Для книги 1950-х, 300 тыс франков еще было бы гигантской суммой, но для книги 2015-го...

С середины книги не покидает стойкое ощущение, что конец уже известен из фильма ДиКаприо... собственно так оно и оказалось. Скучно, ожидаемо, и никак не раскрыты темы особых отношений например, с героинями, которые были полярны (любовь и ненависть). Собственно, банально и может только заинтересовать того, кто впервые столкнулся с идей множественных личностей.

Оценка: 3
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Игра без победителей.

02.10.2024. Головоломка. Франк Тилье. 2013 год.

В заброшенной психиатрической больнице «Сван-сонг» оказывается группа незнакомцев, решивших участвовать в таинственной игре под названием «Паранойя». Первоначальная мотивация — огромный денежный приз — быстро уходит на второй план, когда правила начинают меняться, и загадочная атмосфера вокруг поглощает их, превращая игру в кошмар. Чем дальше они погружаются в лабиринт больницы, тем глубже сомневаются не только друг в друге, но и в собственном здравомыслии.

Опять произведение Франка Тилье, и опять смешанные чувства. Начало обещает многое: напряжённая атмосфера, загадки, психологическое давление — всё это заставляет ожидать увлекательное погружение в таинственный мир. Автору действительно удаётся захватить внимание с первых страниц, особенно благодаря динамичному темпу и умению передавать гнетущее чувство изоляции и оторванности от внешнего мира. Так и чувствуешь, как каждый поворот сюжета оборачивается новым страхом или опасностью.

Но чем дальше продвигается повествование, тем сильнее начинает раздражать одно — загадки. С каждой новой ситуацией, где должны были бы возникнуть сложные интеллектуальные вызовы, сталкиваешься с разочаровывающей простотой (например, «лестница Иакова» и шифр, основанный на библии, элементы, использовавшиеся в остросюжетной литературе бесчисленное количество раз). Роман, претендующий на звание триллера с гениальными головоломками, подсовывает довольно примитивные загадки, которые не требуют особого размышления. Слишком много избитых приёмов — это не то, что оставляют след и заставляют восхищаться.

Тем не менее, стиль повествования подкупает. Проза легка, энергична, её приятно читать. Однако авторский подход настолько киношный, что иногда кажется, что ты смотришь фильм, а не читаешь книгу. Это мешает погружению в глубину и атмосферу произведения. В какой-то момент события начинают походить на череду клишированных сцен — и это уже не тот триллер, который обещал быть оригинальным. Слишком много штампов жанра, которые нельзя не заметить: герои, загнанный в угол, заброшенная психбольница, типичные «рояли в кустах», излишняя театральность. Чем дальше продвигаешься по страницам, тем сильнее разочарование. Кажется, что автор недооценил своего читателя, предлагая поверхностные и избитые приемы там, где можно было бы уйти в глубину.

Сюжет теряет свою привлекательность не только из-за простоты загадок, но и из-за главного героя, который, несмотря на попытки автора преподнести его как человека с особым умом, часто действует вопреки логике. Там, где должен проявляться гений разгадывания головоломок, мы видим просто удобные сюжетные решения. Это не вызывает симпатии к персонажу и ещё больше усложняет восприятие его как центральной фигуры истории. Если создаёшь такого героя, и выводишь из него знатока и любителя разных квестов высокого уровня, то его интеллект должен вызывать уважение, а не недоумение.

И вот тут приходит финал — вместо ожидаемого кульминационного поворота он просто скомкан. После такого напряжённого нагнетания атмосферы, развязка не приносит ни эмоций, ни удовлетворения. Ожидание чего-то по-настоящему взрывного не оправдывается, оставляя чувство того, что всё это было лишь подготовкой к чему-то, что так и не случилось.

В итоге «Головоломка» Тилье — это книга, которая обещает много, но на деле страдает от чересчур простой конструкции загадок, штампованного сюжета и недостаточной работы над персонажами. Да, динамика и интрига местами подогревают интерес, но слишком частые шаблонные решения и отсутствие должной глубины делают её не тем произведением, которого хотелось бы ожидать.

Оценка: 5
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга захватывающая, читать было очень интересно, постепенно сюжет все более закручивался, все новые тайны, вроде что-то чуть выяснилось — но тут еще круче...

А вот конец слегка подкачал, ожидала чего-то другого, пожалуй, ожидала разгадку в нашей же реальности.

Понравилось, что практически все загадочки автор объяснил.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень средненько.

Во время чтения, в принципе, держит. Автор заваливает читателя интересными крючками: тут и сумасшествие, и игра, смешивающая реальность и виртуальность, и загадка смерти родителей, и заброшенная психушка в горах, и герметичный детектив. Но в итоге все они проходные, толком не раскрытые — одно мельтешение. Не погружает в параноидально-зыбкое ощущение мира, как хотелось бы. Слишком штампованно и киношно.

Плюс неубедительный финал в духе: «Эк какой я молодец, смотрите, какой твист припас!» (нет)

-----------------

«– А награда в триста тысяч евро – как минимум! – обещанная победителю, интересует? Деньги – вещь материальная.

– Нет ни трехсот тысяч, ни победителя. «Паранойя» – одна из городских легенд, путешествующих с сайта на сайт. Кто в ней участвовал? Кому известно что-нибудь, помимо обещания «пережить самый большой страх в жизни»? Милое дело… Мы больше года пытались найти хоть какую-нибудь лазейку, просиживали ночи напролет перед экранами компьютеров, сворачивая мозги набекрень, – и ничего не обнаружили.

– Что было, то было.

– А потом в один разнесчастный день загадочные незнакомцы, игравшие с нами в прятки, объявили, что «Паранойя» – обманка, миф! Они здорово повеселились.

– Заявление о том, что «Паранойи» не существует, было частью игры, Илан, своего рода отбором, игрой в игре. Многие – ты в том числе – разочаровались и отвалились, и теперь только самые упертые ищут настоящий вход в «Паранойю». Игра повсюду, нужно только вглядеться повнимательней.»

Оценка: 4
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Илан потерял родителей и теперь живет один. Он пытается протолкнуть свои идеи в игровой мир, но все время получает отказы. Мужчина ни с кем толком не общается, ему кажется, что его кто-то преследует, чтобы выведать тайны его погибших родителей. Он живет в своем замкнутом мирке, пока с ним не связывается его бывшая подруга Хлое и не уговаривает его ввязаться в игру «Паранойя». Чтобы начать игру необходимо найти в нее вход и Хлое как раз обнаруживает кое-что на просторах интернета. Выигрыш огромен и девушке удается уговорить Илана принять участие в таинственной игре. Никто не знает ни правил, ни места проведения, ни спонсора. С момента, когда Илан согласился на участие – игра началась. Помните, что бы ни произошло, что бы вам не пришлось пережить, это не реальность. Это игра.

Тилье как всегда умеет написать так, что первые сорок страниц книги ты ничего не понимаешь и задаешь только один вопрос: «А что вообще происходит?». Вот и в «Головоломке» сначала ничего не понятно. Но с каждой страницей начинаешь вникать в игру автора. Я не случайно написала «в игру автора», ведь автор как раз играет с вами, пытаясь запутать с самого начала. Думаю, что многие, кто читал до этого Тилье, сразу заметят маркеры, по которым автор дает подсказки читателю. И именно это мне и нравится у автора! Да, когда читала, постоянно думала, что это где-то такое было, что-то похожее видела. Когда герои приезжают в психологическую больницу, я, наконец, вспомнила, где же видела подобное.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В Деннис Лихэйн — Остров проклятых и немного похоже Франк Тилье — Головокружение

Не знаю, почему все ругаются на концовку. По-моему все логично и этого следовало ожидать. Правда не могу отделаться от мысли, что к концу автор как будто подустал и хотел быстрее закончить, вышло слегка смазано. Я снизила оценку за то, что мне не хватило напряженности и собственно какой-то игры; было бы хорошо, если бы автор чуть больше добавил страниц в книгу и написал больше подробностей игрового процесса. А то как-то вскользь сама игра прошла, подготовка и то длилась больше) . А в целом, мне понравилось. Хоть и сложно мне дается Тилье с его манерой выстраивать сюжет, но мне очень нравятся его идеи и закрученость сюжета.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эта история о том, как мозг рисует нам лишь приблизительную картину реальности, так как он смешивает новые знания с воспоминаниями из прошлого и хранит их как единое целое. В книге белое — это чёрное, а чёрное — это белое. Несправедливо, когда кого-либо обвиняют в преступлении, которого он не совершал, но что можно сказать о деле, в котором преступник, совершивший преступление, обвиняет в нём свою жертву? В данной книге человеку хочется быть великим, а он видит, как мал он; ему хочется быть счастливым, а видит, как он несчастлив; ему хочется быть совершенством, а сам он полон недостатков; ему хочется быть любимым и уважаемым всеми, а он своими недостатками вызывает к себе презрение и отвращение. Эта двойственность его положения порождает в нем страсти преступные и несправедливые по отношению к другим: в нем нарождается жгучая ненависть к горькой для него правде.

Мне понравилась книга. Читается легко. Волшебно. Если поставить соответствующую музыку, то есть возможность стать участником «головоломки».

И напоследок — запомните: мозг – самый сложноорганизованный орган выживания. Все его механизмы служат одной цели – прожить достаточно долго.. .

Оценка: 7
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Обожаю книжки, где в главном герое узнаёшь себя. Шутка.

Из плюсов — увлекательный способ передохнуть от депрессии (ударение ставьте сами). Выходить из неё вовсе не нужно. Ибо атмосфера. Атмосфера зыбкости каждого поданного факта и действия — великолепна. Для тех, кто любит французский сеттинг (простите, антураж) — дополнительный плюс. Пожалел, что не раздобыл книгу в оригинале. С другой стороны, перевод убил ряд подсказок, а их и так перебор. И вообще столько заманух для читателя, высыпанных на первых же десятках страниц, — редкое явление. Особенно тот факт, что многие из них ну совершенно из разных опер и не стыкуются, хоть тресни — разве что в финале нам презентуют что-то гениальнее Эйнштейна, помноженного на Агату Кристи.

Из минусов — после входа в «игру» острота сюжета как-то сразу проседает, а спектр догадок сужается. Ну и развязка, такая предсказуемая, что не верилось, хоть моли «Франк, не делай этого, не надо!», ибо столько накручено ради... вот этого? Ну тогда это не паззл, где каждый кусочек равнозначен и незаменим, а какая-то другая игра, где 90% нажитого под конец просто выкидывается, потому что пустышки, не обязанные стыковаться, а обязанные лишь отвлечь внимание и усложнить диспозицию.

Впрочем, триллер — это переживание мгновений, а не анализ результатов, так что весьма годно.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не зашло. Тем более, что недавно наконец посмотрел «Memento» Нолана, и по отношению к историям с провалами в памяти центрального персонажа планка задрана очень высоко.

Если хотите почитать психоделически-параноидальный триллер ради самой жутковатой атмосферы – возможно, не будете разочарованы.

Если ждёте интересной интеллектуальной игры и желаете раскрыть, в чём состоит цель всемогущей организации устроителей квеста и что собой представляет научное открытие сгинувших родителей Илана, то

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
облом, так как развязка окажется вообще не об этом. Точно так же по итогу бессмысленными оказываются и попытки выяснить, кто среди восьмёрки «крот» и кто убийца...

Как бы и можно заранее понять, что происходит, но... ожидалось что ли более логичной подоплеки деталей действия, многие из которых по сути просто не служат ничему, кроме нагнетания и отвлечения внимания читателя. Есть отдельные удачные моменты, вроде таинственных шрамов у игроков, но вряд ли это именно находка автора, в жанре хоррора наверняка уже встречалось.

Оценка: 5
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Всегда приятно, когда реальность превалирует над ожиданиями. Покупка данной книги была сделана вслепую, не зная ничего ни об авторе, ни о сюжете, в довесок к остальным покупкам. И уже прочтя её понимаю, что приятно удивлен послевкусием. Обложка рекламировала о «новом Гранже», но сразу скажу, хоть и читал не полностью все произведения Гранже, это произведение явно отличается по стилистики, слог иной, нет такого психологического раскрытия героев, под которое отводятся целые главы (наверное модно всех неизвестных французских авторов триллеров/детективов для потребителей рекламировать через имя Гранже). Читается очень легко, начало сразу «с места в карьер», нет долгой преамбулы, всю историю героев мы узнаем уже по ходу, как бы невзначай, что очень хорошо поддерживает динамику повествования, не тормозя главный экшн в книге. Да и сама книга из-за этого не большого объёма. Сам сюжет можно условно разделить на 2 части, приключенческую-шпионскую и триллер-выживание, и сложно сказать, что какая-то из них слабее написана, чем другая. Большой минус — искушенный читатель (зритель) наверняка разгадает эту головоломку задолго до конца и на последних главах уже более важно для себя узнать верна ли разгадка, чем какое-либо сопереживание героям.

По итогу перед выставлением оценки задумался: понравилась ли мне книга? Да, не надо обманывать себя, что читал с удовольствием. Сюжет не оригинален? Скорее всего, хотя сейчас сложно удивить неожиданной концовкой. Но он не провисает по ходу и нет нестыковок, обрубленных сюжетных линий, все гармонично вписывается в общую задумку. Возможно нужно было менее явно давать намеки и подсказки к разгадке, все таки читатель не настолько глуп, с другой стороны это же не совсем подсказки для читателя, но и для главного героя тоже. Главный герой раздражает? По мне так все типажи и поступки героев отлично вписываются в задумку автора. В итоге, возможно не идеальное произведение, и перечитывать не буду, но при этом, если попросит кто то посоветовать что-то из данного жанра, то Головоломка будет в списке рекомендаций. Поэтому пусть будет 10.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Чудеса маскировки

***

Тилье зарекомендовал себя жестким, бескомпромиссным автором. Его романы полны чернухи и напряжения. Этого у Франка не отнять. Поэтому от каждого нового (не по хронологии) романа ожидаешь всегда чего-то мрачного, тяжелого, психологически крепкого. С «Головоломкой» получилось как-то странно.

…Илан решает принять участие в «Паранойе» — закрытой игре, приз в которой составляет несколько сотен тысяч. Никто толком не знает правил, не знает спонсоров, не знает конкретных целей. Ясно одно – просто не будет никому. И Илан готов. К тому же у него есть союзник – Хлоэ – его бывшая девушка. Она тоже хочет поучаствовать в «Паранойе». И прежде чем это произойдет, нужно еще найти след этой самой игры. В итоге герои оказываются втянуты в лихой экшен, итогом которого может стать выигрыш. Или смерть. Ничего так альтернатива, не так ли?

Что в романе хорошего? Объём книги маленький, читается роман бойко, глав много, события сменяют друг друга с высокой скоростью. Это положительно влияет на книгу. Это же касается атмосферы. Тайны, интриги, заговоры, бегство и слежка, игра по жестким правилам. Всё это накаляет атмосферу. Плюс классика – закрытое помещение, заранее известное количество участников. Не зря сам Тилье словами своего героя вспоминает архетипичные «Десять негритят». В общем, по части интереса и драйва к роману вопросов нет. Саспенс давит, но далеко не так сильно, как, например, в «Головокрушении» Тилье. Но всё же накал присутствует.

А вот что не понравилось, так это композиция. Во-первых, автор не раз дает намеки. Порой слишком толстые, что совершенно убивает интригу. Во-вторых, намеки, увы, срабатывают. В итоге это порождает предсказуемость. А для такого жанра предсказуемость – зло. В-третьих, роман определенно далек до определений ровного. Начало интригует, но легко и беззаботно. Можно даже сказать, что начало буксует. В итоге первая треть – это лишь вступление. До яркого ему далеко, но в целом недурно. Середина выглядит мрачно и сочно. А вот финал из-за предсказуемости оказывается пресным и даже банальным. Сколько всего такого было в фильмах и книгах? Увы и ах. Твисты, короче говоря, не срабатывают. Конечно, неправильно сводить роман к твистам. Но Тилье умеет выдавать твисты. Рабочие и крепкие. Значит, спрос выше.

Заключение: в целом, «Головоломка» — крепкий роман, который обладает неровной структурой. Финал автор не вытянул, хотя могло бы получиться интереснее. С другой стороны, роман читается легко и быстро, что радует. Помогает скрасить пару вечеров. Но «Головокружение» понравилось больше.

8 головоломок из 10.

PS: собирать пазл нет смысла. Подсказку он толком не дает. А вот времени придется на него потратить много.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот читал и на моменте с приездом в психушку и дальнейшими близлежащими событиями подумал: хоть бы не такая развязка, как я думаю, хоть бы не она, ну пожалуйста. Мозг отказывался верить, что автор пойдет по этому пути. Но он, черт побери, пошел. Самым наглым образом. Для этого имеются все предпосылки. Например, недосказанность про тайну родителей — то, что я считал писательским ляпом и схематичным вбросом оказалось ляпом задумки (ляпом в «честном» смысле этого слова, достоверная такая штука).

Я не буду особо писать, что не понравилось, ибо триллеры такого рода не стоит воспринимать как художественное изобилие с красивым языком, выпуклыми героями и прочим. Здесь всё подано как киносценарий, всё кинематографично, всё видишь, чувствуешь, язык исполняет роль передатчика информации, сухого и прямого, без излишеств. Вполне себе, чего нет-то.

По плюсам: крутейшая атмосфера, много заморочек, несколько сцен прямо-таки до мурашек, серьезно (давно такого не было; очень рад был испытать такие эмоции и ощущения от букв). Хорошее взаимодействие между игроками — напряжение, недоверие, нервы, подозрения. Очень интересно следить за ВЗАИМОЛОЖЬЮ персонажей. Также очень напрягала бесхребетность главного героя, его неопределенность по поводу отношения к игре, игрокам и ситуации в целом: то он так, то он сяк (не косноязычие, просто избегаю спойлеров, а шарящие поймут), но все действия (в общем-то, АБСОЛЮТНО ВСЕ) оправдываются концовкой и развязкой. И это довольно-таки читерский прием, который несколько напрягает и служит очень большим минусом в романе. Слишком хоженая тропка, чтобы вновь топать по ней. Еще и отдающая дешевизной последняя фраза, которая весьма нелепо отсылает к

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
фильму «Начало» с обилием вложенных снов (сон во сне)
.

Исходя из вышеперечисленного, у меня остались некие вопросы:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

1. Почему именно 300 тысяч евро? Если даже имена барж были «прицеплены» к названием антидепрессантов и прочих лекарств. К чему это привязано?

2. Кто такая темноволосая женщина, которую освободил Илан? После того как она самовыпилилась, герой о ней не вспоминает. У меня есть предположение, что это олицетворение его души или здравого смысла. Тем символичнее, что она вскрыла себе глотку. Она была заперта и сидела обособленно, вдали от всех. Примерно как и Илан, который тоже в какой-то момент «закрылся», став затворником. В общем, интересно поломать голову над этим элементом символизма.

3. Концовка... Типа, а вдруг мы еще в игре. Автор очень простенько намекает, что, возможно, развязка с пациентом, больницей и «реанимацией» памяти — надслой, и всё намного глубже. Только вот если бы для этого были крючки, я бы еще допустил такой прием. Но, может, читал невнимательно и там оно есть.

В целом, вышло довольно неплохо и антуражно. Камерно, в меру психозно и психоделично, нервно и напряженно. Не особо фанат такой литературы, читаю ее не столь часто, но о прочтении данного романа не жалею.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Люблю всяческие головоломки, но эта оказалась слишком простой. Фактически, разгадка известна с самого начала, потом автор пытается от нее отвлечь всякими маневрами, как фокусник, но надолго его не хватает. И в результате под конец начинает нарастать раздражение — ну сколько можно терпеть эти шизофренические бредни? Пока самый тупой читатель не догадается? Я дочитывала с надеждой, что узнаю хотя бы мотив убийцы, но психу и мотив не нужен, очень удобно. Нет, все-таки по части головоломок со старой доброй Агатой Кристи никакие модные квесты не сравнятся.

Ну, и никуда не деться от вторичности. В голову сразу приходит парочка весьма известных фильмов, и исполнение там, кстати, получше, держит в напряжении до конца.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

За что я люблю детективы и триллеры, так это за историю, которая затягивает с первых же мгновений и несется на всех парах к развязке, не сбавляя оборотов, не провисая, а, наоборот, подбрасывая все больше мелких зацепок, отчего повествование становится еще более увлекательным, а ожидание развязки более желанным. Подарила ли Головоломка Тилье мне все это? Да, я получила от произведения ровно столько, сколько хотела. Ни больше, ни меньше. Отлично провела время с захватывающей историей, но к которой возвращаться не имеет никакого смысла.

Головоломка рассказывает нам о неком квесте, где победителю обещают очень неплохой денежный выигрыш, вот только попасть в игру не просто. Вместе с главным героем Иланом нам предстоит проделать нехитрые манипуляции по вхождению в состав играющих, а затем и попробовать побороться за приз.

Я сама просто обожаю всевозможные квесты и головоломки, поэтому сюжет меня заинтересовал. Особенно понравились загадки, которые необходимо было решить для вступления в основную игру. Не каждый человек сможет додуматься до столь изощренных решений.

Основная же часть триллера развивается в заброшенной психиатрической больнице. Восемь незнакомцев, каждый сам за себя. В этой части на первый план уже выходят человеческие отношения – недоверие между игроками, напряженные отношения, паранойя, а судя по подсказке от организатора, еще и крот среди участников. И все это приправлено навязчивыми мыслями о том, что по запертой клинике бродит психически неуравновешенный убийца.

По итогу, здесь есть все, что должно заинтриговать и не отпускать до последней страницы. И со мной так и произошло. Но почему же возвращаться к истории бессмысленно? Потому что развязка очень предсказуема, буквально с нескольких глав, как началась игра, все уже стало понятно. К чему приведет игра, кто тут злодей, а кто жертва. Но, повторюсь, чтение от этого не стало менее увлекательным, наоборот, было любопытно, как это обыграет автор и как подведет к развязке

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

В общем-то все ясно с самого начала, но автор сумел весьма интересно показать красивый и даже чуточку логичный бред. При этом написано очень хорошим, «вкусным» языком. Поэтому книга читается легко, мысль легко скользит мимо явных ляпов. Но они (ИМХО) нужны для демонстрации нереальности происходящего.

В центре событий игра с говорящим названием «Паранойя», победитель которой станет обладателем 300 тысяч евро. Почти половину книги занимает отбор к игре. Главный герой Илан Дедиссет изначально инфантилен, даже скучен. Какой-то непонятный заговор против него, тайна гибели его родителей, разбросанные по мере необходимости подсказки... Скучно. Но дальше бред становится все более жутким: странные организаторы, маньяк-убийца в сломанной полицейской машине и жуткий буран, заброшенная психбольница, в которой проводились секретные эксперименты по управлению памятью и разумом человека.... И эта жуткая смесь завораживает, следить за происходящим становится интереснее. Хотя, все это весьма наивно и явно. Многие действия героев просчитываются на десять ходов вперед. Думается, настоящему ценителю триллеров будет не так интересно, как любителю (мне).

Приятным плюсом книги является довольно неплохой текст. Читается он легко, хотя местами хочется перелистнуть (но это из-за предсказуемости сюжета). Главное в этой книге — отсутствие ожиданий, все известно изначально. Поэтому читатель может спокойно следить за ходом возникновения и развития бреда, часть отсылок разгадывается с ходу, все остальное будет объяснено на последних страницах.

В общем, книга будет интересна не ценителям ужастиков. Детективной линии тут тоже нет. Но почитать можно.

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Игры на выживание могут быть самыми разнообразными. На самом деле абсолютно не важно, во что вы играете (хоть в крестики-нолики), главное, чтобы в финале победителю была дарована жизнь и, опционально, приз, а проигравшим – смерть. Правила подобных игр зачастую довольно просты: остаться в живых, пережив всех соперников («Королевская битва» К. Таками, «Долгая прогулка» С. Кинга и т. д.). Однако, встречаются и более сложные вариации игр на выживание, в которых правила изначально неизвестны, а задания могут меняться по ходу дела. Именно к последним относится «Головоломка» Франка Тилье, автора более десятка успешных триллеров.

Илан – бывший заядлый «охотник за сокровищами». Иными словами, он был любителем совершенно особой категории квестов, походивших на игру «12 записок»: участники получают подсказку, где искать что-либо, отправляются туда, на месте выполняют какое-либо задание, получают следующую подсказку – и так, пока кто-то первым не доберется до главного приза. Долгое время Илан со своей девушкой Хлоэ пытались найти вход в полумифическую игру «Паранойя», но так в этом и не преуспели.

В начале романа Илан уже год как расстался с Хлоэ, он живет один и старается не думать о прежних увлечениях. Однако, прошлое все-таки настигает его: в жизнь Илана врывается Хлоэ, рассказывает ему о своих зацепках касательно «Паранойи» и подталкивает героя к участию в игре, которая явно будет очень сложной и запутанной. Главный приз – 300 тысяч евро, а все проигравшие – умрут.

Роман представляет собой довольно запутанный психологический триллер с элементами детектива. С самого начала автор водит читателя за нос, подталкивая к определенным выводам, чтобы через пару десятков страниц их опровергнуть и подтолкнуть к новым. Так и мечутся бедолаги-читатели от одной догадки к другой, пока, наконец, не добираются до финала. Разгадка оказывается простой. Казалось бы, самое время улыбнуться, хлопнуть себя по лбу и посетовать, мол, предполагал же нечто подобное. Но не тут-то было. Тилье даже в финале не изменяет своим привычкам, и последние две-три строчки вновь переворачивают сложившуюся картину с ног на голову.

Сюжетно роман делится на две неравные части: отборочный тур в «Паранойю», триллерная часть которого сильно разбавлена приключенческой, и непосредственно игра. Вот в ней-то как раз в полной мере раскрылись таланты автора по части нагнетания атмосферы. Альпы, заброшенная психбольница, вокруг на километры никого. Восемь игроков, кто-то из них умрет. Возможно, один из них убийца, а возможно, какой-то психопат бродит по округе. Рецепт «Десяти негритят» легко узнается, однако роман все равно впечатляет, причем, не только обилием загадок и сюжетных поворотов. «Головоломка» получилась настолько напряженной, что, читая ее ночью в одиночестве, вполне реально ощутить мурашки на коже от звука шагов в соседней квартире.

Персонажи вышли неоднозначными. С одной стороны, они хорошо и правдоподобно выписаны. С другой стороны, о них сложно сформировать целостное впечатление, так как все образы искажены восприятием главного героя, не очень надежного рассказчика. Сам Илан, кстати, идеально вписывается в сюжет романа. Чем глубже проникаешь в его мысли, тем чаще ловишь себя на сомнениях в адекватности персонажа, а «Паранойя» и жутковатая атмосфера только подливают масла в огонь.

К российскому изданию особых претензий нет. Разве что удивила аннотация, в которой имя девушки главного героя написано с ошибкой (Зоэ вместо Хлоэ). Приятным, но странноватым дополнением к книге являются кусочки пазла перед каждой главой. Это делает историю более осязаемой, но вряд ли кто сможет в уме этот пазл собрать. А если собирать головоломку в реальности, то или книгу придется изрезать, что плохо, или как-то эти пазлы распечатать и вырезать, что трудоемко и затратно. В общем, те, кому мало будет сюжетных загадок, смогут найти в книге дополнительное развлечение.

Хотя «Головоломку» нельзя назвать новым словом в жанре, она все же не является проходным романом. Это напряженный психологический триллер, который можно порекомендовать всем любителям запутанных сюжетов, авторских игр с читателем и гнетущей атмосферы заброшенной психиатрической больницы. Книга довольно концентрированная и вполне способна скрасить вечер-другой.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх