Н. Н. Холодный «Борьба миров»
«Борьба миров» написана как своеобразная антитеза популярным в самом конце XIX века апокалиптическим романам, вроде «Войны миров» Герберта Уэллса или «Конца мира» Камилла Фламмариона. Многословной патетике западных романистов Холодный противопоставляет легкий ироничный стиль в духе знаменитого «Сатирикона» с использованием современных автору идиомов, словечек, выражений. ... Роман «Борьба миров» можно воспринимать по-разному (что предполагал и сам автор, давая ему сложный подзаголовок): это и сатира, высмеивающая негативные стороны жизни российского общества конца XIX века, и роман-катастрофа с подробнейшим описанием деградации общества, и социально-психологическая фантастика с небольшими вкраплениями популяризации астрономических открытий. Но несомненно одно: ее автор вполне мог стать родоначальником жанра, на десятилетия вперед установив правила игры и задав довольно приличную высоту литературной планки, ниже которой его последователям нельзя было бы опускаться. Очень жаль, что роман и его автор забыты. ... Один-единственный (и даже очень приличный текст) не мог сделать Н. Н. Холодного всенародным любимцем. (Из статьи А.Первушина).
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
stax, 22 мая 2018 г.
Несомненно, комета Беллы оставила яркий след не только в небе, но и в произведениях русских фантастов — от Одоевского до Бельского. Угроза ее столкновения с Землей вдохновляла писателей на создание не только ужасных апокалиптических фантазий, но и водевилей, фарсов и анекдотов.
Н. Н. Холодный, о котором мало что известно, судя по стилю изложения, был фельетонистом. Его роман «Гибель Петербурга» («Борьба миров»), выпущенный в последние годы сразу тремя микротиражными издательствами, представляет собой своеобразную «комедию нравов».
Некоторые, ошибочно исходя из названия «Борьба миров», сравнивают роман Н. Холодного с романом Г. Уэллса «Война миров» или даже (как в аннотации изд-ва «Тардис») с повестью Стругацких «Второе нашествие марсиан». Это в корне неверно, поскольку никаких марсиан и прочих пришельцев тут и в помине нет. А вот гибель Петербурга есть — и то как-то вскользь. Сотни трупов на вокзалах и вдоль проселочных дорог, мародерство и оргии в дворцовых интерьерах — тоже вскользь. Ведь в центре сюжета — фривольный любовный роман главного героя с сослуживицей на фоне глобальной катастрофы. Поэтому «бутоны страсти» периодически вылазят в тексте на первый план.
И это вполне объяснимо. Потому что здесь не позиция автора, а взгляд типичного обывателя, от лица которого ведется повествование. Обывателю нет дела до какой-то там кометы. Грохнется — и ладно. Ему важнее, воспользовавшись всеобщей паникой, прильнуть к прелестям возлюбленной и поваляться с ней в богатых чужих апартаментах, да под хорошую дармовую закуску. Как говорится, «помирать — так с музыкой!».
В этом смысле автор саркастически точен в своих описаниях. Но никакой глубины и научно-фантастической начинки в романе нет. Так, просто занятная безделица. Можно читать, а можно пропустить, — это уж как изволите...