Дмитрий Мамин-Сибиряк «Золотуха»
Место действия — Урал второй половины 19-го века. Очерк показывает истории из повседневной жизни Паньшинского золотоносного прииска. Описания быта местного общества, их честной работы и хитростей, семейных неурядиц, отношения к себе и другим.
«Отечественные записки», №2, 1883.
Входит в:
— условный цикл «Уральские рассказы»
— сборник «Уральские рассказы. Том 2», 1889 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Siberia, 18 марта 2025 г.
«Прииск потонул в густом белом тумане, точно залитый молоком; огни у старательских балаганов потухли и только где-где глянет сквозь ночную мглу красная яркая точка...»
Один из очерков Мамина-Сибиряка, рассказывающих о приисковой жизни на Урале во второй половине 19в. О старателях занятых поиском золота и разных людях, которые крутятся вокруг — штейгерах, поденщиках, смотрителях и хозяевах приисков, их слугах и собутыльниках. Место действия — Паньшинский прииск. «Золотуха» входит в «Уральские рассказы», как и рассказ «Первые студенты», повествующий о жизни золотого прииска «Мочга».
Очерк понравился, но ожидала я немного другого. Автором показана тяжелая жизнь старателей, работающих всей семьей или артелью из нескольких бобылей одиночек. Несмотря на сложность и безрадостность рабочих условий есть тут место и толике поэтичности, и крупице загадки. Есть слабые отголоски знакомого с детства Бажовского духа, настроения (мне вот вспомнились «Огневушка-Поскакушка» и «Синюшкин колодец»). Красивые описания уральской природы и ее состояний.
В сюжете много всего, помимо лежащего на поверхности. За тяжелой жизнью спрятаны простые махинации рабочего люда и более сложные — смотрителей и хозяев приисков. Есть печальная любовная история и то, какой может быть месть. Показано прожигание жизни хозяевами приисков, какое-то бессмысленно-отупелое. Есть несколько рассказов в рассказе с интересными историями из того времени, не связанными с Паньшинским прииском.
Для меня «Золотуха» не закрыла пробел — показаны только старательские семьи, живущие безвылазно на прииске весь сезон и не ведущие своего подсобного хозяйства. Я знаю, что бывало и по-другому, потому что в моей семье были поколения старателей-кержаков. Они не были безграмотными (церковно-приходская школа — они уже отошли от старообрядства, но порядки в таких семьях были более строгие), не были нищими, держали свое хозяйство, а значит не жили весь сезон безвылазно в балагане. Подобных персонажей, к сожалению, в «Золотухе» нет, как и в «Первых студентах».
Очерк многоплановый и глубокий по содержанию. Это далеко не сказка и заинтересует он скорее взрослого, состоявшегося читателя, любителя неприукрашенного реализма, детальных описаний старого уклада жизни, традиций, истории или тех, кому эта уральская старина не чужая.