Егор Радов «Суть»
Опыт тяжелейшей зависимости помогает герою спасти мир от превращения в чистую энергию. В республике Коми журналист и бурильщик обнаруживают месторождение сияющей породы — субстита. Это чистая суть всех явлений — коровы, леса, Земли, мотылька, члена политбюро КПСС — первооснова бытия, избавленная от каких-либо акциденций. Суть постепенно поглощает и пространство, и людей, которые, сливаясь с ней, испытывают невероятный экстаз. Таким манером суть, казалось бы, постепенно должна была сожрать всю Вселенную, которая вернулась бы в изначальное состояние без времени и пространства, если бы ей не помешал человек, которому и без того было известно, что бытие может представлять собой чистейший экстаз.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
vfvfhm, 16 января 2018 г.
Это великая и ужасная книга! Может быть, (да конечно же да!) одна из самых главных русских книг начала 21 века. Первый в моем читательском опыте образец жанра менниповой сатиры, написанной на языке родных осин. Многие сравнивают Радова с Пелевиным и Сорокиным, не знаю, других книг автора пока не читал (теперь обязательно!), но в этом романе он поднимается до высот Пинчона и Уоллеса, не меньше. Потому что эта книга настоящая энциклопедия жанров — сатира, роман-катастрофа, философский роман, ужастик, политический триллер, научная фантастика, порнография, наконец. И все в одном невероятно смешанном коктейле, сконцентрированном вокруг крутейшего и эпичнейшего сюжета.
На Кольском полуострове на рубеже 1970-1980-х годов два обычных советских человека — репортер и бурильщик — случайно обнаруживают залежь т.н. субстита — первоосновы всего сущего. А сущее, разросшееся благодаря энтропии до размеров нынешней Вселенной, немедленно хочет вернуться к этой самой первооснове. Люди же становятся орудиями и проводниками этого процесса бытийной инволюции. И лишь немногие избранные могут противостоять этой поистине вселенской катастрофе. Предотвратить гибель всего человечества — вот о чем речь идет, ни больше, ни меньше. При этом, по ходу пьесы, герои пытаются прояснить один из глубочайших вопросов философии, сформулированный Хайдеггером: почему во Вселенной существует нечто, а не ничто? Почему что-то вообще существует? И художник в итоге дает свой ответ на этот вопрос, не слишком оригинальный, но от этого не менее интересный и важный.
В общем, если вы любите авангард, полижанровые романы, не боитесь обсценной лексики и порнографических сцен, если короче вам зашла Радуга гравитации Пинчона, то пропустить Суть Радова — просто преступление против собственного разума. Финал, например, мне кажется больше удался Радову, чем Пинчону в его магнум опусе. Он одновременно и комиксно-голливудский и шизофренично-экзальтированный.
П.С. Интересно, что параллельно Радову ту же тему катастрофического возвращения всего живого к примитивной первооснове, но в совершенно ином жанровом ключе решал любимый мной Питер Уоттс. А еще раньше разработал Баллард в Кристаллическом мире. В общем, русские левши могут не хуже, а то и покруче будут аглицких мастеров прозы.