Михаил Раскатов «Кошмары»
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
![]() |
|||
|
||||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Walles, 6 июня 2020 г.
По всей видимости, существуют некоторые разночтения по составу сборника «Кошмары» литератора Максима Михайловича Асса, скрывавшегося под псевдонимом Михаил Раскатов. Достоверно известно о первом выпуске 1917-го года и в нем же был анонсирован выпуск второй... «Кошмарные» рассказы получились у Асса достаточно ровные по содержанию, написаны (уж не знаю, умышленно или нет) крайне простым языком и, что характерно, помимо основной темы в большинстве из них упоминаются блуд и прелюбодеяния.
* «Камилла». Рассказчик знакомится на кладбище с девушкой с чудесным именем Камилла (как говорится, горячий привет далекому другу — Шеридану ле Фаню). Все бы ничего, ведь инфернальная романтика не самый частый гость в русскоязычной литературе тех лет, но концовка вызывает, мягко говоря, неприятное послевкусие.
* «Во тьме». Повествует о мести отвергнутого любовника, обладающего гипнотическими способностями. Автор справедливо решил, что действие рассказа лучше перенести куда-нибудь подальше, в Финляндию. Про концовку ничего говорить не буду, но лучше всего характеризуют рассказчицу ее собственные слова: «такой я была развратной».
* «Девять пальцев». Больше всего в этой лютой кошмарной истории мне запомнились имена дочурок главной героини — Майя, Тереза и Августа. Абрахам Стокер как-то раз использовал в сюжете руку с семью пальцами, но старина Раскатов по общему числу на два пальца его переплюнул.
* «Кло». А вот это, на мой вкус, один из двух лучших рассказов сборника. Хороший, запоминающийся образ некрасивой девочки с большими грустными темно-серыми глазами. И пусть разгадка сотни (если не тысячи) раз встречалась в хорроре (когда рассказчик к концу повести внезапно прозревает, что общался с призраком) текст все же оставляет доброе впечатление.
* «История одной пропажи». Лучший рассказ сборника. По тематике очень близко к детективу. Петербургский ювелир знакомится со странноватой парочкой — каждый месяц мать и дочь приходят в его лавку, часами перебирают украшения и берут только самые дешевые вещички. По стилю получилось нечто среднее между Морисом Лебланом и Александром Грином.
* «Человек и собака». Грустно и тоскливо. Про душевные переживания я привык читать у других авторов, увы.
* «Злое дело». Здесь Раскатов плюнул на тематику сборника и пустился во все тяжкие — т.е. вернулся к своей любимой лесной теме. Только вместо Антона Кречета фигурирует другой разбойник (но тоже с прозвищем из животного мира) — Терентий Лось.
* «Тук-Тук». Лошадка, ведомая возницей Онисимом заблудилась в степных сугробах. Получилось почти по-стокеровски, а ежели путники в ночи выбрались бы в итоге не на Быкинский заезжий двор, а к дому Дракулы, то было бы совсем хорошо.
* «Месть». Самое милое, что есть в данном рассказе — это имя главной героини (Грушенька).
Итого: в целом, несмотря на эксперимент Асса-Раскатова в редком для него жанре ужасов, все равно заметно, что это писал автор Антона Кречета. Но пара рассказов из сборника запомнились, что уже неплохо.
Лавкрафтианна, 10 февраля 2019 г.
Замечательный сборник талантливого писателя. Тут тебе и лирический рассказ о дружбе клоуна и дога, и психологический хоррор, и детектив о продаже рубина (короткий, но до чего изящный, оригинальный рассказ), и даже история о том, как «нечистой силой» оказалась обыденная вещица (а страху-то навела на героя рассказа немало).