Энтони Бучер «Валаам»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Религиозное (Христианство | Иудаизм ) | Философское
- Место действия: Вне Земли (Марс, спутники Марса )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Контакт
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
На Марсе столкнулись две цивилизации — люди и чужаки. И раввин, как некогда Валаам, получает приказ: проклясть врага, чтобы тем самым поднять боевой дух. Но с Валаамом заговорила ослица...
Входит в:
— антологию «9 Tales of Space and Time», 1954 г.
— сборник «Far and Away», 1955 г.
— антологию «The Spear of Mars», 1980 г.
— антологию «Isaac Asimov Presents The Great SF Stories: 16 (1954)», 1987 г.
— антологию «Другое небо», 1990 г.
- /языки:
- русский (1), английский (7), итальянский (1), венгерский (2)
- /тип:
- книги (11)
- /перевод:
- А. Вельки (2), А. Корженевский (1), Д. Коссато (1), С. Сандрелли (1)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
omaksimov, 13 июля 2023 г.
Интересная попытка перенести религиозную притчу в научную фантастику. Из плюсов — необычные герои — священник и равин. Конец у рассказа достаточно неожидан. Из минусов — рассказ немного затянут и прегружен философскими диалогами.
artem-sailer, 12 января 2023 г.
Очень неоднозначный получился рассказ. Вообще, я слышал, что Бучер сам был набожным человеком. И следовательно, неплохо разбирался в библейских текстах, понимал иносказательность, завуалированный смысл. Соответственно, ему не составляло труда перенести сюжет о Валааме и его ослице в космическое будущее, примерить этот сюжет на гипотетически возможный контакт с инопланетянами. Однако...
Мне одному показалось, что данный рассказ... ну, как бы это выразиться? Немного дискредитирует христианскую религию? Мысль автора очевидна: раз инопланетяне разумны, то с точки зрения религии их можно назвать людьми, хотя по внешнему виду они от людей существенно отличаются. Автор как раз и подчёркивает, что внешний вид не имеет значения, главное — это наличие разума. Но тут в таком случае возникает сразу два неприятных вопроса.
Первый. Если даже инопланетяне для священника — люди и их проклинать нельзя, то чем занимались военные священнослужители в последние две тысячи лет? Благословляли на братоубийственную бойню, вместо того чтобы учить подставлять правую щёку после удара по левой. Да, собственно, в самой Библии множество войн, добро на которые давал Сам Он. Вот никогда этого не понимал, и в контексте данного рассказа не понимаю ещё больше.
Второй вопрос. Тот факт, что инопланетяне более приспособлены для жизни на Марсе, вовсе не даёт им права первородства, права считать себя правыми и уничтожать землян. Как-то логичнее и гуманнее было бы пропагандировать мирные переговоры. Однако священник совсем не сомневается в том, что при таком раскладе поддержать инопланетян — благой, богоугодный поступок. Понятно, что было пророчество и в пророчестве было сказано поддержать инопланетян. Такова Его воля. Но зачем тогда Он всё это устроил? Если Он всемогущ и Его воле должен подчиниться священник, то почему бы не продиктовать Его волю всем участникам, вплоть до последнего солдата? И почему Его воля требует именно военных действий, вместо того чтобы требовать мирных переговоров? И вообще, не могла ли Его воля проявить себя чуть раньше и не допустить эскалации?
Количество оставшихся без ответа вопросов свидетельствует о том, что теологические выкладки так и остались непонятыми. По крайней мере, мною.
amak2508, 15 июня 2021 г.
Автор совсем не пытается хоть как-то завуалировать ту идею, ради которой собственно и писался этот рассказ. Напротив, чтобы читатель ненароком не пропустил её, он вкладывает эту мысль в уста одного из героев произведения: все мы во вселенной дети одного Творца и негоже нам обижать (в нашем случае — проклинать) друг друга. Напротив, надо любить друг друга и, в конце концов, мы к этому обязательно придем.
Мысль прекрасная и вполне заслуживает того, чтобы ради неё был написан рассказ. Но вот беда — с точки зрения современного читателя эта вещица у автора как-то не очень и получилась. Во-первых, уж очень она наивна, если не примитивна. А во вторых, её просто неинтересно читать: действия кот наплакал, а разговор/дискуссию двух священников, раввина и католического, никак не назовёшь увлекательной :).
Тиань, 12 апреля 2018 г.
Рассказ о роли библейского учения в развитии отношений с представителями иных космических цивилизаций. На Земле религия скорее способствовала войнам, нежели предотвращала их. Военные капелланы возносили молитвы за победу оружия своего подопечного воинства, не принимая во внимание, что с другой стороны в войне участвуют такие же люди, созданные по образу и подобию...
Автор показывает преломление этой ситуации, ибо вдумчивое прочтение Священных текстов означает бережное отношение ко всем одушевленным подобиям, а значит и возносить молитвы только лишь за «своих» невозможно, поскольку для истинно верующего священнослужителя «своими» являются все разумные и неразумные. Осознание данного обстоятельства происходит лишь с двумя людьми. Вероятнее всего, они погибнут, не сумев донести до сознания других людей и не людей открывшуюся им истину. Но она была осознана. И это уже немало.
Библейские темы вплетены в научно-фантастический антураж весьма удачно. Конечно, аналогичный сюжет можно было бы расписать на примере любой войны. Но в рамках фантастики он особенно показателен, поскольку позволяет задуматься над вопросами: что есть человек, душа, в чем суть и где границы образа и подобия, по которому создавались люди в Книге Бытия.
Поднимается также вопрос соотношения приказа и личного убеждения применительно к армейскому священнику, который по статусу ведь военнослужащий и должен подчиняться воинскому уставу наравне с другими офицерами. Как всегда, в состоянии внутреннего этического конфликта двух долженствований, человек должен сделать выбор, сам, хотя именно для такой ситуации Священные тексты выбор подсказывают и направляют деяния последователей.
Чёткий антивоенный посыл, приоритет осознанной нравственной идеи над тем, что именуется воинским долгом, готовность принять на равных иного... Всё это осознали только два священника разных конфессий, и вряд ли они смогут повлиять на развитие военного конфликта, даже не подчинившись приказу, но Слово прозвучит, и будет услышано, и принесет плоды во время сбора камней...
Неожиданный рассказ, наполненный гуманистической философией и показывающий общность всего живого во Вселенной.
zmey-uj, 8 декабря 2008 г.
Чудесный своей противоречивостью рассказ. С одной стороны — величественный образ человека, поддерживающего не захватнические интересы соплеменников, а Справедливость, пусть она даже на стороне чужаков. С другой — ощущение, что «свои должны быть за своих». Но подобное ощущение может возникнуть у многих, поэтому и хочется поддержать героя. Желающих его осудить и так найдется достаточно.
Еще необычно, что очень многое зависит от проклятия, то есть просто от СЛОВ, что требует от героя еще большей твердости. Могут ведь найтись те, кто будет требовать: «Да прокляни, что с них, убудет?»
В любом случае, ясно, что раввину придется трудно. Да и его другу священнику. Остается только верить, что история все расставит по местам. А пока все будут делать то, что им суждено, потому что просто не могут иначе — солдаты воевать, генералы стремиться к победе, а ГГ — защищать идею, которую никому не понять.
god54, 8 декабря 2009 г.
Автор абсолютно прав, сначала в них нужно увидеть людей, осознать что они такие же как люди, и тогда один шаг до понимания иного разума и даже самого себя.
kkk72, 11 февраля 2008 г.
Хороший рассказ. Интересный взгляд на контакт с инопланетянами с религиозной точки зрения. Понравился образ священника-футболиста, сыгравшего весьма необычную роль в сюжете. И все-таки, концовка кажется несколько неправильной. Негоже так становиться на сторону чужих, какими бы знамениями это не сопровождалось.