Кейт Мортон «Когда рассеется туман»
Даже спустя семьдесят с лишним лет Грейс Ривз не может забыть об ужасной трагедии, произошедшей в имении Ривертон во время праздника летнего солнцестояния. В тот вечер известный поэт нашел свою смерть на берегу озера. Всю правду о том, что случилось тогда, знали лишь трое: две сестры-аристократки и Грейс, их горничная. И вот теперь, когда Грейс исполнилось уже девяносто шесть, к ней обращается за помощью известный кинорежиссер Урсула Райан, которая решила снять фильм о тех событиях. Старая история вновь оживает, и завеса тайны начинает приоткрываться...
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Wolf94, 12 мая 2020 г.
Я здорово разбираюсь в тайнах, они стали делом моей жизни. Возможно, мне казалось, что чем больше я знаю о секретах, тем легче будет прятать мой собственный.
Кейт Мортон — автор под настроение. До этого удачно попала в руки книга «Хранительница тайн» , которая, не смотря на затянутость — понравилась. Но вот с «Когда рассеется туман» произошло все наоборот.
Начну с того, что первые две части очень сильно затянуты. Конечно, я понимаю, что Мортон специально отравляет нас в прошлое, чтобы могли досконально рассмотреть детали из-за которых произошла трагедия. Читала по диагонали. Самое интересное начинается тогда, когда герои становятся взрослыми.
В 1924 году молодой поэт совершил самоубийство. Свидетельницы — Ханна и Эммелин, сестры, которые после того рокового события перестали общаться. Спустя семьдесят лет, кинорежиссер из Голливуда решила снять фильм о произошедшем. Один из живых свидетелей того времени — Грейс Ривз, в то время горничная Ханны, ныне уважаемый профессор археологии (если не путаю), 99 лет.
Призраки прошлого вновь пробудили тайну, которую Грейс хранила все эти годы. Честно говоря — Мортон на 544 страницы так разошлась, а тайно оказалась не самой интересной. У меня был лишь один вопросы — зачем было все усложнять? Сестра с бодуна не стала бы читать письмо и все прошло бы гладко...
В целом — не плохо. Просто книга попала не под настроение.
Календула, 22 марта 2020 г.
Романы Кейт Мортон как старинные особняки: полны тайн, недомолвок, призраков прошлого. Они неспешные и загадочные, не торопящиеся раскрыть все свои секреты. Семейные истории даются автору на удивление легко, только темы она поднимает непростые: война, борьба за права женщин, брак, неверность, слуги и хозяева. Повествование о далеких событиях прошлого подается через призму воспоминаний Грейс — горничной из богатого дома.
Книга повествует нам о жизни двух сестер — Ханны и Эммелин, — богатых английских аристократках, выросших в старинном родовом поместье Ривертон, и юной горничной Грейс, ставшей невольной свидетельницей их тайн и трагических событий. Удивительно то, как автор показывает нам эпоху на примере судеб своих героинь. Казалось бы, богатые девочки обладают свободой, могут делать всё, что захотят, выбрать любой путь. Но на деле по-настоящему свободна здесь бедная служанка: именно она может выбирать себе работу, мужа, образ жизни, а Ханна и Эммелин при всем своем богатстве заточены в золотую клетку и следуют традициям и устоям, принятым в их кругу. Срез Ривертона — это миниатюра английского общества начала прошлого века, где наверху обитают чопорные аристократы, а под лестницей — слуги, которые должны быть незаметны и которые в курсе всех событий жизни своих хозяев.
Герои, проходящие перед внутренним взором читателя, вызывают разные эмоции, но факт в том, что вызывают. Это не плоские картонные человечки, это люди со своей историей, своей судьбой, характером и личностью: чопорная леди Эшбери, вздорная Фэнни, преданный мистер Гамильтон, весельчак Альфред, добродушная кухарка миссис Таунсенд, ворчливая Нэнси, взбалмошная Эммелин, рассудительная интеллектуалка Ханна, загадочный Роберт С. Хантер.
Роберт Хантер действительно личность таинственная. Автор практически ничего не рассказывает о его жизни. Он неожиданно появляется в жизни сестер и также неожиданно исчезает, чтобы через несколько лет снова войти в их дверь. Он очаровывает и пугает. Мрачный поэт, герой девичьих грез, его мучают призраки войны, он пытается забыться в творчестве, он с пылкостью молодости влюбляется в Ханну. А что Ханна? Рассудительная, строгая Ханна, жена банкира, хозяйка большого лондонского особняка, бегает на свидания на старую лодку, совершенно не думаю ни о чем. Но трагизм этой истории ощущается с первых строк. Не такова Ханна, чтобы бросить комфортную жизнь ради любви. Создается впечатление, что для нее это просто игра, как тогда, в детстве, новая тайна, приключение. И вроде бы любит она Робби, но не в полную силу. Она любит саму идею любви, она любит себя в этой истории, но она не готова идти на жертвы. Ханна не пытается понять своего молчаливого любовника, проникнуть в его мысли, узнать о его прошлом. Ей достаточно настоящего, она не задается вопросами о будущем. Она не готова рисковать больше необходимого. Эгоизм? Нет, скорее издержки аристократического воспитания. Есть в этой истории и третий угол — Эммелин, — веселая, беззаботная любительница ярких нарядов и шумных вечеринок, ветреная и несерьезная сестра Ханны. Она так и остается загадкой, яркой звездой, чей путь по небу был коротким, но искрометным. Она маячит на периферии истории, и ее роль смазана.
В центре всего повествования Грейс — свидетельница и участница всех событий. Она знает тайну произошедшей трагедии, она знает всех ее участников, она сама приняла участие в развернувшихся событиях. Личность спорная и неоднозначная. Она не вызывает сочувствия или жалости. Всё, что она делала, — это ее собственный выбор, продиктованный ее же желаниями. Не совсем понятно, почему эта давняя история продолжает оказывать на нее такое большое влияние, почему она подчинила ей свою жизнь — только лишь из привязанности к Ханне? Вообще вопросов больше, чем ответов, и так часто бывает у Мортон. Она водит читателя по комнатам своей истории, ему кажется, что он увидел весь особняк, а на деле последний чулан остается запертым.
Большой плюс романа в том, что автор не забыла ни об одном из своих многочисленных героев и свела все нити — ни одна сюжетная линия не обрываются, все получили завершение. Остались вопросы к финалу — уж очень он обескураживает, выглядит нелогичным и натянутым. Можно было разрешить ситуацию массой других способов, и этот вариант финала не выглядит органично и оправданно. И тут на память приходят слова Грейс в начале повествования — о том, что финал этой истории будет непонятен современному человеку. И это действительно так. Вопрос «Почему?» остался без ответа.
Рекомендую любителям семейных саг и неторопливых историй с интригами и загадками.
ужик, 21 ноября 2020 г.
Первое знакомство с книгами Мортон не задалось. Отзывы и аннотация, на мой взгляд, интереснее самой книги и большой тайны, хранимой Грейс 70 лет.
Знаете, некоторые тайны со временем тоже портятся. Все герои событий мертвы. Фильмы давно уже снимают по мотивам произведений. Кому нужна правда?
Я ещё бы поняла если бы Грейс захотела рассказать правду Флоренс — невольной жертве тех событий. Наверное, человек всю жизнь мучился вопросом как это так ее отправили на ПМЖ в Америку. Но нет, тайны удостоен внук рассказчицы. Сама Грейс низводит чужую трагедию, доверенную ей тайну до забавного сюжета, который, может, вновь разожжет писательскую фантазию внука.
Ну такое... Местами нелогичное, с туповатыми героями, затянутое чтиво. Мне не зашло.
бибиба, 13 августа 2015 г.
Эту книгу могла бы написать Дафна дю Морье. Это увлекательная история о любви и страсти, о печали и страдании, о боли и отчаянии, о победе и неудачах. История о сестрах, на чьи отношения повлияла любовь, объединявшая и разлучавшая их. Повествование полно интриг и тайн. Эта книга способна заставить сопереживать, но не выворачивает душу наизнанку. Размеренная и спокойная история, передающая настроение, характер и возраст рассказчицы — старой служанки Грейс.
Семейные тайны, страсти, трагедии, слёзы, мрачные закоулки памяти — все это в полной мере соответствует стилю и манере Мортон. Атмосферное произведение, очень увлекательное, несмотря на неспешность, с глубокими и неоднозначными персонажами.