Василий Мельник «Фэнтези-2006»
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Входит в:
— серию антологий «Фэнтези», 2003 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Seidhe, 1 декабря 2017 г.
Около полугода назад неожиданно попали мне в руки пять потрёпанных томиков из серии «Миры fantasy», а именно — антологии российского фэнтези 2003-2006 годов, составленные Василием Мельником.
Читал я их долго, никуда не торопясь, растягивая удовольствие, ностальгируя помаленьку, а потом ещё и отзывы объёмные писал, как на антологии в целом, так и на особо понравившиеся (или дико не понравившиеся) произведения, но вот «Фэнтези-2006» отчего-то не дочитал. А теперь, когда пришло время книжки возвращать, пришлось это быстренько исправлять. Ну и отзыв напишу — чтоб не нарушать, так сказать, отчётности =)))
Своё личное мнение выскажу сразу — антология получилась ничуть не хуже, а в чём-то даже и лучше своих предшественниц. Прежде всего — за счёт ударного начала, раздела под названием «Путь воина».
Открывает его отличная альтисторическая повесть Кирилла Бенедиктова «Восход шестого солнца». Данный автор для меня вообще является своеобразным локомотивом всей линейки данных антологий, поэтому приятно было отметить, что не подвёл он и в этот раз. Мир повести — альтернативная история, в которой мусульманское завоевание Европы продолжилось после победы при Пуатье, вследствие чего изменился общий ход мировой истории, и контакты с Америкой установили не испанца, а арабы. Действие разворачивается через много лет после этих событий, когда отряд Кортеса (да-да, того самого Кортеса) нанимают для сопровождения экспедиции родственницы эмира к таинственным городам в джунглях...
Получилась прекрасная приключенческая повесть в экзотических декорациях, и с весьма неожиданной развязкой.
Далее в антологии следуют три отличных рассказа от признанных мастеров — Андрея Уланова, Михаила Кликина и Олега Дивова. Вряд ли они оставят читателей равнодушными, будь то залихватское «пиратское» фэнтези от Уланова, пронзительная притча о поиске своего предназначения от Кликина, или состоящий большей частью из диалогов о цене ошибок рассказ Дивова.
Помимо произведений из первого раздела, понравилась качественная вариация на тему бегства от реальности от С.Логинова, трогательная (хоть и предсказуемая) история о том, что доброе слово и горгулье приятно от К.Непочатовой и Я.Кузнецовой и качественный фанфик по Брэму Стокеру (хотя этого почему-то не заметил практически никто из оставивших отзывы), приправленный британским фольклором от С.Легезы. Кроме этого, весьма необычным показался рассказ Михаила Сельдемешева «Фокусник» — эдакий лавкрафтианский хоррор в декорациях России середины XIX века. Ничуть не удивился, узнав, что позднее автор написал роман, действие которого происходит через несколько лет после событий «Фокусника», потому как в рассказе осталось слишком много недосказанного, да и поведение героев иногда казалось совсем уж неправдоподобным. Можете вы, к примеру, представить, что подчинённый не расскажет начальнику тюрьмы о том, что видел, возвращаясь из города, голову недавно сбежавшего заключённого, отгрызенную волками? Вот и я не могу. Однако, рассказ всё-равно получился запоминающимся, и вполне возможно, что к творчеству Сельдемешева я ещё вернусь.
Не без удовольствия перечитал и «Белую ель» Веры Камши, хотя и понимаю, что это благодаря всё тем же ностальгическим воспоминаниям — впервые читал эту повесть лет десять назад, когда ещё верил в то, что «Отблески Этерны» будут в ближайшее время закончены. Честно говоря, не знаю, как читалась бы повесть сама по себе, вне цикла — многовато в ней всё-таки непонятной мистики, да и с «балканско-венгерским колоритом» чувствуется некоторый перебор, поэтому и оценку поставил невысокую.
А вот «Пожиратель душ» Пехова не понравился. Написано, конечно, профессионально, но, во-первых, очень уж «перумовскими» выглядят попытки оправдать тяжёлую некромантскую долю, а во-вторых, не люблю я, когда нежить и нечисть чётко делится по классам и рангам — сразу возникает ощущение, что тебе под видом фэнтезийного мира новеллизацию стандартной компьютерной игрушки подсовывают. «Цена свободы» из предыдущей антологии зацепила, по крайней мере, гораздо сильнее.
Наиболее слабым показался «юмористический» раздел антологии. В кавычки взял не случайно, потому как никакого юмора я в нём не обнаружил. Олди, разумеется, великолепны, но «Девять таинственных историй» — лишь затравка для будущего романа «Приют героев». Затравка, надо сказать, весьма удачная — так и подмывает бросить всё, и начать читать цикл «Чистая фэнтези», потому как авторы, конечно, развлекаются, но литературное мастерство высочайшего класса никто не отменял.
Неудивительно, что на фоне Олдей фекально-алкоголые потуги на юмор от Бессонова выглядят совсем уж жалкими, а «Нулевой подвиг Геракла» кажется попросту убогим. Особенно если учесть, что автор, некто Сергей Туманов, ещё и подковырнуть Олдей попытался, написав вариацию на тему «не было никаких подвигов Геракла». Оригинально, правда? =))) Честное слово, не понимаю, что сподвигло составителя включить эти отвратительные писульки в состав антологии. Ну а про «Алмазный всплеск» Левицкого я уже как-то высказывался отдельно: проблема у автора только одна — слишком богатая фантазия и неумение вовремя остановиться.
В любом случае, три этих неудачи погоды не делают, и антология представляет собой отличный срез того, чем богат был жанр десятилетие назад. Как по мне — антология вполне заслуживает 8 баллов с огромным плюсом за первый раздел.
P.S. Где бы ещё теперь разжиться на бумаге подобными антологиями с 2007 по 2011 годы? Они хоть и стали выходить в «Боевой магии», но составитель-то остался неизменным. Надо будет пошукать по возможности у местных букинистов. Понимаю, конечно, что можно и в сети найти, но подобные книги предпочитаю именно на бумаге читать — ностальгию по переворачиванию пожелтевших страниц ведь никто не отменял...
Robin Pack, 30 июля 2010 г.
На сборники из серии «мэтры рядом с МТА» бессмысленно обижаться за неровность и разношерстность. На то они и рассчитаны: читатель купит ради фамилий Олди и Камши на обложке, а заодно ознакомится с молодёжью. Отличная площадка для выхода малоизвестных авторов на орбиту.
К сожалению, лучшие вещи в сборнике удались как раз «старикам» — Олди, Камше, а также Бенедиктову и Силину. Остальное — наполнители «средне» и «ниже среднего». Некоторых из новичков и вовсе теперь зарекся читать.
Плюс сборника — интересное деление на тематические разделы. Правда, суть названий этих разделов до сих пор не могу понять — звучат пафосно, но бессмысленно.
Nog, 30 января 2008 г.
Очень неровный вышел сборник, мои оценки располагаются в диапазоне от 2 до 9. Есть (и немало) хороших рассказов и повестей, но кое-что, особенно «умористические» творения Бессонова и Туманова, портит всю картину. Читать из-за этого лучше выборочно.