Юрий Погуляй «Экоцентр»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Постапокалиптика )
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Умирающая Земля
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Елена и Артём, так любившие друг друга, оказались по разные стороны баррикад после военной катастрофы, обрушившейся на мир. Они были выбраны для сохранения человеческого рода и оба должны были пересидеть последствия войны в Экоцентре, тогда как «неудачники» остались бы снаружи. Но слишком разными оказались их взгляды на происходящее, чтобы быть вместе.
Входит в:
— антологию «Новое тысячелетие», 2005 г.
— антологию «Фантастика. Конкурс «Золотая чаша — 2004», 2005 г.
— «Подкаст «МДС» для «Samsung Mobile», 2007 г.
— антологию «Raevu Päevad», 2019 г.
- /языки:
- русский (3), эстонский (1)
- /тип:
- книги (3), аудиокниги (1)
- /перевод:
- В. Белиалс (1)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Тиань, 2 сентября 2015 г.
Рассказ этот состоит как бы из двух частей. В первой рассматривается нравственная дилемма: если горит дом, можно ли спасаться одному или нужно погибнуть с теми, кого спасти невозможно. Герои — Лена и Артем, в недавнем прошлом влюбленная пара — оказываются по разные стороны нравственной баррикады. Лена спасается сама, Артем покидает безопасное место, чтобы присоединиться к тем, кто обречен и попытаться сделать хоть что-нибудь для их спасения.
С этим выбором все понятно. Погибать с обреченными глупо, но не каждый человек сможет жить с мыслью, что он оказался избранным счастливчиком, а другие люди, дети погибли, даже если он не мог их спасти. Лена поступила объективно верно, спасение таких, как она — молодых, здоровых — создавало мизерный шанс на сохранение человечества как вида. Выбор Артема продиктован эмоциями, он из тех, для кого нестерпима мысль жить самому, когда умирают дети, которым в жизни отказано, поэтому на этапе данного выбора парень вызывает симпатию, эмоциональный отклик.
По ходу дальнейшего развития сюжета нравственный конфликт героев переходит в парадоксальную фазу — начинается вторая часть рассказа. Эгоистичная Лена своим поступком никому не причинила вреда. Ее поимка и клеймо предателя кажутся чрезмерными. В конце концов, смерть из солидарности может быть только личным выбором. Выбор и поступок Лены касался только ее одной. А вот Артем в своем желании спасать других встал на путь благих намерений.
В надежном убежище — Экоцентре — есть десять свободных мест плюс места для взвода охраны. У группы изгоев есть танк, то есть инструмент давления при переговорах. Но они не пытаются договорится о приеме в Экоцентр хотя бы десяти детей из их группы. Артем, являющийся неформальным лидером группы, принимает решение отправить молодых и здоровых взрослых с детьми на поиски земли обетованной, которая якобы есть где-то. При этом люди получают билет в один конец, на обратную дорогу нет горючего, а пешком через зараженные территории не пройдешь. Но Артем и два его товарища, перешедшие к обреченным вместе с ним, скрывают данный факт от остальных, то есть принимают решение за других. Людей пытаются спасти, да, используют последний шанс, но делается это втемную, с обманом.
Далее парень и вовсе съезжает с катушек. В разрушении Экоцентра нет никакого смысла. Группа Артема не сможет воспользоваться зараженным убежищем для личного спасения. Получается, что четыре сотни человек, обитавших в Экоцентре, были убиты просто так. Рассчитанное на четыреста человек убежище технически не могло вместить еще двести или триста. Уничтожение Экоцентра видится как акт отчаяния или мести — уж если нам не дано жить, умрите и вы вместе с нами. Обитателям Экоцентра навязывается смерть из солидарности, которую Артем и его товарищи выбрали добровольно. Снова Артем принимает решение за других, навязывает людям свою волю, заставляет умереть не только тех, кто обречен, но и тех, кто мог бы жить, при том, что смерть этих последних не дает возможности выжить первым.
К финалу выбор Лены остается прежним — она просто хочет спасения для себя, а если спастись нельзя, то быстрой смерти для себя же, а выбор Артема меняется — ему уже мало сгореть с обреченными самому, ему надо, чтобы вместе с ними сгорели все те, кому посчастливилось оказаться вне горящих стен.
Идейно рассказ глубокий, трагический. Но эмоционально он меня совершенно не зацепил. Может, потому, что постапокалиптика уже оскомину набила, может, из-за некоторой надуманности конфликта, который реальным не воспринимается даже в рамках фантастики, может, потому, что не люблю анализировать заведомо безнадежные ситуации, из которых выхода просто нет, есть только выбор способа харакири.
Seidhe, 24 января 2016 г.
Ещё один отличный рассказ от Юрия Погуляя. Предельно жёсткий и эмоционально насыщенный постапокалипсис. Всегда удивлялся, когда авторы пишут романы-эпопеи и циклы в подобных декорациях. Зачем? Не спорю, в кучи постъядерного хлама попадаются и вполне приличные вещи, но для меня всегда идеальным форматом для этого жанра был рассказ, максимум — повесть. В «Экоцентре» на паре десятков страниц автору удалось воплотит картину страшную, жесткую, безысходную, но при этом психологически достоверную. Именно этого мне всегда не хватало в жанре, больно уж часто приходится вспоминать Станиславского с его «не верю!», когда читаешь про мутантов и банды озверевших каннибалов. А вот героям Погуляя — веришь. И от этого становится ещё страшнее, потому что он не упивается жестокостью и не живописует ужасы умирающего мира, он просто ставит своих героев в ситуации, когда каждому приходится делать Выбор. Пусть даже выбора этого и нет... Остаётся лишь повториться — отличный рассказ. И посоветовать всем авторам, которые собираются написать пару-тройку томов про «постъяд» — поучиться, так сказать. Рассказ этого стоит.
zdraste, 25 июня 2017 г.
Не могу сказать, что я в восторге. Далеко не в восторге, скорее всего наоборот.
Не знаю что там в романе (да и знать не хочу), но в рассказе тема детей не поднималась.
В остальном... Какая-то суета сует. Спасение утопающих, дело рук самих утопающих, вроде сюда не подходит, так как рано или поздно, судя по всему, таки все там утопнут, если не от холода-голода, так от заражения какого нибудь химического, биологического (та же инфекция), или перегрызутся между собой...
Не моё. Не люблю безнадежность. К тому же, перед лицом смерти, описанные герои топчутся на одном месте, автор ... не знаю, что он хотел этим показать, типа что мозг человека отказывается воспринимать окружающую действительность, и живет прошлым, какими-то обидами, воспоминаниями... какая то любовь-морковь...
короче... повторюсь — не моё.
в любом случае, спасибо за совет Тиань
god54, 2 октября 2017 г.
Похоже у автора все произведения заканчиваются одним: и все умерли. Тяжелые, мрачные, безысходные, вселяющие в читателя чувство безнадежности и мрачности. Разве можно такое читать на ночь, потом не уснешь, а завтра на работу, а вот там настоящая жестокость и безнадежность, предательство и безнравственность. Да, постапокалиптика, наверное, и должна быть такой мрачной, но что, это дает читателю? Где луч света в темном царстве?
aiva79, 16 ноября 2014 г.
«В общем, все умерли» — это если кратко о рассказе и кажется именно так говорят о такого рода историях. Но несмотря на такую характеристику в целом история совсем даже неплохая, а стиль изложения даже можно сказать, что замечательный. Повествование идет поочередно от лица нескольких героев, каждый естественно вещает со своей колокольни и каждый по своему прав. Да, совсем забыла, рассказ в жанре постапокалиптики и, как часто принято в подобных историях, все оставшиеся в живых после катастрофы делятся на группы, а именно на «Избранных», которые должны и обязаны спастись, поэтому для них создаются почти тепличные условия, «Второсортных», с которыми «как получится» и еще «Властедержащих», на которых как всегда ответственность за отбор кому в какую группу, а еще в этой истории есть любовь, правда не спасшая мир.
Mizraell, 26 октября 2012 г.
Крайне тяжелая история. Невозможно равнодушно сделать выбор для других — между бункером и смертью. А любовь умирает на фоне войны, ибо некому больше любить.
Доктор Вова, 25 июня 2010 г.
Жестко, где то даже жестоко! Но реалистично до дрожи. Упаси Бог от такого. И от развития событий, и от метаний, и от выбора, и от жертвы!
Автор не щадит героя, не щадит нас с вами. Нет никакой слащавости, все как в хроникально-документальном кино. А то, что спасать будут только избранных, не удивительно. События, описанные Погуляем, не предполагают иного сценария для стариков! Тяжелый осадок на душе после прочтения, но именно за правду и реалистичность, спасибо!
Yazewa, 16 ноября 2008 г.
Жутко. Но честно. В такое развитие событий верится, к сожалению. Человек человеку... — кто? Убить одних для спасения (причем, весьма сомнительного) других. Так можно? Дать шанс только молодым, отобрав его у старших. Так нужно? Отказаться от спасения любимого человека из-за невозможности спасти всех. Это благородно? Как много вопросов... А ответов не знает никто, потому что Там никто (слава Богу!) не был.
Ny, 14 марта 2008 г.
Отлично! Погуляй один из немногих авторов, которые сейчас касаются подобных тем, не бояться ставить своего героя в сложнейшие условия, жёстко раскрывающие его индивидуальность, без любомудрствований и спасений абстрактных миров от абстрактной угрозы. Четкая идея, твёрдые штрихи действия, внятные диалоги и отличный показ обстановки — что ещё нужно хорошему рассказу?