Павел Вежинов «Гибель «Аякса»»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое | Социальное | Производственное | Философское | Экологическое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы | Открытый космос )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Контакт | Спасение мира | Ксенофантастика | Терраформирование | Экспедиция/подготовка к экспедиции
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Роман рассказывает о полете межзвездного космического корабля «Аякс» к одной из ближних звезд, трудностях, пережитых экипажем в пути, исследовании планетной системы и открытии цивилизации на планете названной красивым именем Регина.
Входит в:
— антологию «Третье тысячелетие», 1976 г.
— сборник «Над всичко», 2017 г.
- /языки:
- русский (4), литовский (1), болгарский (2), румынский (1)
- /тип:
- книги (8)
- /перевод:
- В. Боровишка (1), А. Опульский (1), С. Плеханов (1)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
neli mustafina, 23 декабря 2023 г.
Это еще одна из книг сборника «Звёздный ковчег», которую я сейчас читаю. Светлое и чистое произведение с идеями коммунизма и коммунистическим обществом. Здесь не было поножовщины и драки за власть, как у представителей западной фантастики. Единственное — экипаж корабля испытывал депрессию. Несколько самоубийств произошло, несколько измен. И всё. Наивно конечно. Абсолютно всё наивно. Иногда кажется, что все эти авторы никогда не жили в своём доме, не занимались хозяйством, не содержали животных.
И поэтому их корабли населены тысячами людей, которые должны есть, извиняюсь испражняться, мыться, (а моются они там постоянно, причем иногда даже в бассейнах!), дышать наконец... Один человек в сутки производит килограмм какашек и мусора столько же...куда ж это всё девать и откуда восполнять (а не только топливо для корабля, которое всегда заканчивается)...
Ещё одно напрягает во всех этих старых произведениях — везде люди открыто идут на контакт с инопланетянами. Никто не боится чужих микробов. Никто не знает, что даже к чукчам ездить надо с осторожностью, ибо мы их заражаем...
В общем много вопросов. Скучно написано. Нет интриги.
Единственно — окончание. Это триумф альтруизма человечества. Но тоже вопрос: а если бы они встретили не таких симпатичных инопланетян, а например пауков, рептилоидов каких-нибудь или амёб?
Поступили они так же как в этой книге? Стали бы спасать их?
Или брезгливо отвернулись?
Ставлю 7 за альтруизм конечно же.
kavarkad, 24 августа 2022 г.
Моё отношение выразил сам автор в этой же повести:
В мое время это слово заменяло понятие «писатель», которое употреблялось преимущественно по отношению к творцам прошлых веков. Но на борту «Аякса» не было литераторов. Поначалу меня это удивляло. Позже, когда я без особого интереса знакомился с самой современной литературой, я до некоторой степени объяснил себе это явление. В то время писателей слишком мало занимали обстоятельства и активные действия людей. Их интерес сосредоточен был главным-образом на человеческой психике в ее самых глубоких и хрупких проявлениях. Их искусство было аналитичным по методу, очень изящным по форме и очень скучным по существу… Они не особенно занимались объективным миром — это было делом ученых и журналистов. Так что путешествие «Аякса» могло интересовать их только как отражение в сознании их современников на Земле.
Ещё бесило, что они там мрут от меланхолии и «герметичного невроза», хотя летят уже лет 10. Должны были привыкнуть.
mka, 29 июля 2022 г.
Автор серьезный писатель и язык написания этому соответствует. Но идея, что жизнь зародившаяся на других мирах может развиться до обычных людей, собак, рыб, капиталистов, работяг и прочих близких нам созданий, наивна и абсурдна и делает таковой всю книгу. Справедливости ради нужно заметить что партнеры по разуму не используют земных имен и говорят на незнакомом языке, как и подобает чужой инопланетной жизни.
igorgag, 2 марта 2018 г.
У нас в стране болгарский писатель Павел Вежинов наиболее известен повестью «Барьер», в которой явно присутствуют элементы фантастики. Вообще-то я называю этот цикл произведений «паранормальным» — он включает в себя повести «Барьер», «Белый Ящер», «Озёрный мальчик» и лучшую повесть этого цикла «Измерения». Тем не менее у себя на родине Вежинов был всё-таки не фантастом, а классиком литературы, быть может, вроде нашего Леонида Леонова. В романе «Ночью на белых конях» никакой фантастики нет. И всё же, и всё же! Вежинов писал и детективы, и фантастику, «чистую» фантастику. Например, такова замечательная новелла «Синие бабочки», посвященная одной из главных тем НФ-литературы — теме контакта с иным разумом. Но сюда же, по этому же «департаменту», можно отнести и повесть «Гибель «Аякса»».
Работа эта вызвала у меня противоречивые чувства. Сначала привлёк язык, проникновение в психологию. А затем, сколько-то страниц спустя, напротив разочаровали довольно дежурные описания приближения к чужой планете, посадки на её поверхность...
В общем, «Гибель «Аякса»» — это такой микс, различных тем и разных уровней мастерства. Тут и путешествие на звёздном «ковчеге», и интересная проблема, с этим путешествием связанная. Но потом — несколько банальный, хотя и довольно подробно, зримо описанный контакт. Довольно оригинальная, интересная внеземная цивилизация (или если угодно, культура). Довольно оригинальный финал. В целом более высокий уровень нежели в дилогии чеха Бабулы (об этих книгах я вообще не делал поста). Но подозреваю, работы этих двух авторов разделены и двумя добрыми десятками лет. Вежинов писал свою повесть позднее. Может, и оттого она смотрится убедительнее.
мрачный маргинал, 1 февраля 2011 г.
Некоторые добротные Н-Ф произведения находятся как бы в тени прогрессорской идеи Стругацких. «Навскидку» можно назвать незавершённый роман Давыдова (Я вернусь через тысячу лет) и — Гибель «Аякса» Вежинова. Но если Стругацкие в конце-концов декларировали порочность прогрессорства как идеи, у Вежинова всё же предложен оптимистический вариант «космологического прогрессорства», — спасения от холодной смерти целой планеты. (Стоит сравнить также с «Гелликонией» Олдисса, где земные наблюдатели просто бессильно регистрируют с орбиты чудовищные климатические циклы планеты, находящейся в экзотической звёздной системе). Вежинов нашёл сюжетный ход, позволяющий выстроить вполне достоверный «хэппи энд» для целого инопланетного человечества...
Евгений Борисов, 3 ноября 2010 г.
Вполне интересное фантастическое произведение. Далекая планета открывает свой особенный мир, сложившийся в результате катаклизма. Впрочем, ряд моментов вызывает вопросы.
Тем не менее, мне показалось что автор с надеждой смотрит в будущее, не забывая лишний раз напомнить нам о неотъемлемом праве каждого на свободный выбор.
Петров Эдуард, 1 августа 2009 г.
Эта интереснейшая повесть Павла Вежинова состоит из двух частей. В первой части, описывается межзвездный перелет на досветовых скоростях, занимающий двадцать семь долгих лет. Эта часть мало динамична, но насыщена интересными психологическими наблюдениями. В полет отбирались энтузиасты и первые несколько лет проходят относительно спокойно. Но дальше начинают развиваться фобии, боязнь закрытого пространства, просто различные формы депрессий. Людям невыносимо ждать десятилетиями окончания полета — жизнь становится пустой и скучной. С этими явлениями пытается бороться судовой врач, иногда применяя довольно экстравагантные способы, например такой:
Наконец цель полета достигнута и повесть из психологической переходит в категорию приключенческой, оставаясь при этом интересной, а временами и захватывающей. И еще интересное наблюдение: земляне, стремясь помочь цивилизации, попавшей в беду, принимают определенное (прогрессорское по сути) решение, забывая, что бОльшая часть населения планеты отлично приспособилась к существующим условиям, и любые изменения для них будут катастрофичны. Да, вернуть status quo, не всегда идеальный вариант.