Николай Носов «Клякса»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Юмористическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Детская литература
Федя очень любит всех смешить. Даже лицо тушью готов измазать. Но тут ему говорят, что тушь ядовитая...
Входит в:
— цикл «Федя Рыбкин»
— сборник «Фантазёры», 1957 г.
— сборник «Весёлые рассказы и повести», 1959 г.
— сборник «Приключения Толи Клюквина», 1961 г.
— антологию «Весёлые рассказы», 1962 г.
— сборник «Повести, рассказы и сказки», 1964 г.
— сборник «Рассказы. Повести», 1971 г.
— антологию «Заколдованная буква», 1988 г.
Аудиокниги:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Бард Лучник, 19 июля 2014 г.
Продолжение рассказа о Феде Сорокине — том самом что у динамика радиоприемника любит решать уроки.
Но кроме того мальчишка любил и посмешить класс. Жизненно — в каждом классе да найдется шут что всех веселит и чаще всего это мальчик, и Федя как раз и относится к этой категории. Однако учительнице не оценила этого юмора и зло пошутила. Шоковая педагогика — при прочтении как то на ум ненароком приходят фильм «Место встречи изменить нельзя» где Жиглов перепугал своего помошника Шарапова пропажей документов. Тоже шоковая педагогика, а иначе не научишь уму разуму подчас)))
Крыльев Нет, 2 апреля 2011 г.
Один из самых моих нелюбимых рассказов Носова. Всегда было жалко таких людей как Федя, которые не понимают, что смеются над ними, а не с ними. Благо он в рассказе ребенок, а не взрослый человек. Уже лучше. Учительница так же не вызывает положительных эмоций своими педагогическими методами. Она должна была объяснить ученику, что так делать не нужно, а не буквально издеваться над ним. Конец в рассказе просто сверхпозитивный: ребенок больше не улыбается.
Стало быть что, все довольны и все счастливы от этого?
Sawwin, 8 февраля 2009 г.
Вот типичный пример педагогической несостоятельности. Прежде всего, эта с позволения сказать «учительница» самой себе сорвала урок. Никто уже не слушал её, все смотрели на Федю. Во-вторых, такого рода учительские провокации совершенно не действенны. Тут возможны два варианта: либо Федя станет неврастеником (это очень маловероятно, но забывать об этом не следует), либо через неделю он начнёт вести себя ещё хуже. А потом кто-нибудь из ребят узнает, что чертёжная тушь совершенно безвредна (копоть и клеевая основа), и авторитет такого учителя немедленно опустится, как теперь говорят, ниже плинтуса.
Я учился в третьем классе, когда узнал, что чернила, вредностью которых нас пугала Ольга Николавна, готовятся из железных опилок и отвара дубовой коры. С этого момента я бросил учиться: чему меня могла научить эта дура? Родителям пришлось переводить меня в другую школу, где Клавдия Степановна довольно быстро привела меня в чувство. Зато рассказ, который я прочёл впервые примерно в это же время, дико мне не понравился. Не помню, куда я зафигачил книжку. Хорошо, что в ту пору я не смотрел и не запоминал имён авторов, а то ведь и Незнайки бы не прочёл.
Alexandre, 13 апреля 2009 г.
Да, сложная педагогическая проблема. В любом случае надо было мальчишку отпустить помытся. Насчёт же безвредности туши и чернил — рассказ написан в 50-х годах 20-го века (после войны) в те времена, как мне кажется, чернила делались уж точно не из дубовой коры. А вот тушь — кажется и сейчас делается из сажи, а связующее там не может быть опасным, именно по причине возможного отравления.
Что же касается учителей — в те времена авторитет учителя традиционно был высок, и власть его (её) не подвергалась сомнению. Тем опаснее становилось злоупотребление этой властью. И высмеивание ребенка, даже совершившего дурной поступок (а что, собственно, особо дурного?), очень суровое наказание. В мои школьные годы прекрасный учитель и методист Владимир Васильевич позволил себе такой поступок — поднял на смех одного из учеников из-за ошибки при доказательстве формулы Герона. Многие смеялись, а я на учителя обиделся и до сих пор считаю, что многопытный преподаватель был неправ. Уже более 40 лет прошло, учитель уже умер (царствие ему небесное!) а обида за товарища в моей душе не угасла.
Так что стоит обижаться на писателя; думается описан был реальный случай, но ведь мы обычно нехорошую ситуацию в произведении относим на счёт автора, и, обижаясь на героев, осуждаем того, кто рассказ написал.
dydyka, 13 мая 2009 г.
Урок не только Феде, но и всему классу. Я бы тоже не отпустила: сам захотел быть измазанным, вот и сиди. Глупый герой в этом рассказе. Видимо, ничем другим не мог привлечь к себе внимания, вот и выдумал тушью лицо разрисовать. А его душевные колебания автором переданы превосходно. Один из лучших как в плане изложения, так и в плане морали рассказ.
В тему вспомнился афоризм: «Если бы в кабинете у врача, юриста или дантиста одновременно собрались 40 человек с разными желаниями и потребностями, а некоторые, не имея желания там находиться, постоянно мешали бы ему работать, а врач, юрист или дантист (без ассистента), должен был бы в течение 9 месяцев, применяя все свое мастерство, добиться высоких профессиональных результатов, вот тогда, возможно, он бы получил некоторое представление о работе школьного учителя»
(Дональд Д. Куинн).
кошка123, 8 апреля 2009 г.
Ага, типичная совковая идеология: напугать ребенка так, что он и смеятьсяперестанет, и вообше радоваться жизни. Увы, у меня у самой была подобная училка, что любила страху напустить на всю оставшуюся жизнь.
SwiD, 3 апреля 2008 г.
По-моему как то жестковато. Уж помыться то можно было отпустить, а то вдруг бы еще каким нить невростеником стал за этот урок...
viv, 5 марта 2008 г.
Неплохо придумала учительница — напугала пацана так, что он теперь и не смеется вообще... Впрочем, поделом ему!