Эрнст Юнгер «Гелиополь»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Антиутопия )
- Общие характеристики: Социальное | Философское
- Место действия: Альтернативная история нашего мира (Земли) (Другая география )
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Спецслужбы | Становление/взросление героя | Экспедиция/подготовка к экспедиции
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Написанный почти сразу по окончании Второй Мировой войны, роман показывает человечество далекого будущего, в котором полёты к звездам, иные достижения науки, техники и искусства соседствуют со средневековой деспотией власти и несправедливым кастовым устройством общества.
Входит в:
— антологию «Гелиополис», 1992 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
flying_kitten, 18 июля 2023 г.
Философско-фантастическое произведение, написанное непосредственно после окончания Второй мировой, по факту выглядит как попытка автора дистанцироваться от нацистов, оправдаться в глазах читателей. Действительно, несмотря на увлечение националистическими идеями в период между войнами, Юнгер в определённый момент стал относиться к НСДАП с некоторым скептицизмом, как и часть других представителей немецкой аристократии, но, как мы знаем, это ни на что не повлияло.
Итак, в книге мы видим некий мир будущего, переживший разрушительную войну, однако относительно неплохо справившийся с её последствиями. Человечество вышло в космос, обладает рядом высоких технологий, но при этом пребывает в некотором подобии феодализма. С государственным устройством вообще беда. Есть некая высшая власть в лице полумифического Регента, который по сути ни во что не вмешивается, есть Проконсул (армейское руководство), есть Ландфогт (исполнительная власть). Границы полномочий размыты, Проконсул и Ландфогт задорно грызут друг друга, периодически переходя к прямым боевым действиям, а Регент этот цирк с конями наблюдает, сохраняя нейтралитет и, видимо, получая эстетическое удовольствие (а возможно, и действуя по известному принципу «разделяй и властвуй»). Сторонники Проконсула — аристократия и интеллигенция (все в белом, разумеется), Лангфогта — быдло и лавочники. Ах да, есть ещё гонимое нацменьшинство, используемое в качестве разменной монеты в политической борьбе. Ничего не напоминает?
Книга наполнена пространными диалогами и морализаторством, нашлось место и фантастическому, причём есть весьма интересные идеи, особенно с учётом времени написания. Прочитать стоит как некий литературный памятник, делая скидку на исторический контекст и личность автора.
god54, 18 июня 2020 г.
Данное произведение читать, значит терять время, а потом сожалеть об этом. К чему я? Это предупреждение, что данный роман, это нечто непохожее на литературу, а потому читатель сто раз подумай. Является ли это фантастикой? Очень с большой натяжкой. Я не принимаю понятий утопия, антиутопия, есть фантастика, и есть фэнтези, ничего другого не существует, как не существует вообще литературы вне этих двух понятий. Данный роман, это набор огромного количества описательных красивых слов, которые вообще не несут за собой никакой смысловой нагрузки. Слова, слова, слова... Весь смысл можно уложить в 2-3 страницы машинописного текста. Одним словом не рекомендую.
igorgag, 12 марта 2014 г.
Эрнст Юнгер (1895 — 1998) — писатель, о малоизвестности и неширокой популярности которого у нас свидетельствует тот факт, что даже в первом положительном отзыве о нём в нашей печати указана была неверная дата его смерти ... — 1990 год. Такие сведения были приведены публикаторами сборника «Немецкая антиутопия», вышедшего в издательстве «Прогресс» в 1992 году «поразительным» по тем временам тиражом 25 тысяч. Помимо принадлежащего перу Юнгера романа «Гелиополис» туда входили также «Город за рекой» Германа Казака и «Республика учёных» Арно Шмидта. С тех пор переизданий этих произведений почему-то не было... Сам сборник стал раритетом.
Прежде Юнгера именовали только милитаристом, чуть ли не фашистом. Военная косточка у писателя действительно была ярко выражена. В молодости завербовался в Иностранный легион, участвовал в Первой Мировой, во Второй Мировой служил какое-то время на Кавказе, затем в Париже при штабе генерала-«диссидента» Штюльпнагеля, казнённого после неудачного покушения фон Штауффенберга на Гитлера. Юнгер же после этих событий ушел в отставку. Членом нацистской партии Юнгер никогда не был. Дослужившись только до звания капитана (хауптмана), был тем не менее неоднократно награждён высшими военными орденами Германии. Был энциклопедически образованным человеком, выдающимся энтомологом.
Роман «Гелиополис» (1949) считается одним из вершинных достижений немецкой литературы ХХ века. Мои личные впечатления от романа — да, можно назвать антиутопией, но это антиутопия, не преследующая никаких предсказаний и явных предупреждений. Можно назвать также и этаким мрачноватым фэнтези, которое мог бы написать ученик Ницше. Чем-то похоже на «Игру в бисер» Гессе, — действие происходит в мире, география и история которого не очень понятны (упоминается, впрочем, Берлин 1945-го, немецкие поэты и политические деятели); много внимания уделено именно духовной жизни людей, населяющих этот далёкий от нас мир. Но возникнет, наверно, и ощущение, что автор — во многом антипод сугубого гуманитария Гессе...
Единственным «прозрением» Юнгера можно назвать некий прибор фонофор — совмещающий в себе функции мобильного телефона, маячка пеленгации, электронного удостоверения и электронной чековой книжки... Такими приборами различного уровня наделены граждане Гелиополиса, в зависимости от кастовой принадлежности. Изъятие фонофора — приравнивается к поражению в правах...
Главный герой романа командор Луций де Геер является одним из высших офицеров Патрона, генерала, служащего Проконсулу (он же — Князь), в руках которого военная власть в городе. Патрону противостоит Ландфогт, в чьих руках сосредоточена власть политическая. Жертвой этого противостояния оказывается народ парсов, выполняющий в мире будущего роль этакого громоотвода, на который разряжается злоба черни и всяческий прочий негатив, накапливающийся в обществе.
Даже при чтении этого самого динамичного эпизода романа не покидало ощущение погруженности в какой-то сноподобный мир... Опять-таки повторюсь, это можно сравнить с очень мрачным ницшеанским фэнтези...
arhitecter, 29 марта 2014 г.
«Гелиополь» изумительным образом совмещает насыщенность идеями и живописность повествования, неожиданно красивый язык и яркая, светлая образность для немецкого автора, но удивляет произведение не только этим. Не смотря на возраст, роман ничуть не архаичен, хотя и повествует о многих современных нам технологиях воплотившихся иначе. Книга не пускается в мельчайшие подробности, — футуристический мир и отдельные его подробности носят больше декоративный, а точнее иллюстративный характер, а главную скрипку играют философские, политические, социальные и религиозные идеи, их развитие в обстоятельствах созданных автором условий. В то же время роль оказываемого влияния на развитие человека и социум со стороны технологий автор совсем не приуменьшает, особое внимание уделив изменениям сознания под влиянием информационных технологий, предвосхищая перемены произошедшие на рубеже ХХ и ХХI века и продолжающие стремительно менять наш мир.
Юнгер пишет не антиутопию, — он дает читателю думать и делать выводы самостоятельно, не пытаясь пугать его мрачными картинами мира победившего фашизма или предупреждать о тех ужасах которые несет милитаризм. Нет, разворачивая события автор сознательно дистанцирует смысл красотой мира, не случайно выбрав для этого курортные, эллинистические земли. Это отрезвляет читателя, отбрасывая эмоциональное восприятие и возводя в абсолют интуитивное, аналитическое мышление. Поэтому роман куда ближе чистой гуманитарной научной фантастике. Он очень созерцателен, вдумчив и несмотря на красноречие довольно лаконичен. Конечно же, наибольшее внимание Юнгер уделил идеям ницшеанства, и их воплощению на практике. Моделируя мир, он отразил в нем и то воплощение, которое сложилось в социал-националистической Германии, и противопоставил этому чистые идеи Ницше, вдобавок столкнув нос к носу размышления философа о морали и реального зороастризма, вовлекая в события парсов. Кажущаяся незавершенность, оборванность размышлений на самом деле логичное следствие взятого изначального курса, а сюжетный финал становится триггером к размышлению уже самого читателя. Вот и славно.