Игорь Дубов «Харон обратно не перевозит»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Темпоральная фантастика, хроноопера )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Контакт | Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Вернуться в прошлое, чтобы встретиться с Дьяволом? Почему бы нет, если это не просто нечистая сила, а нечто другое? Нечто, ради чего можно рискнуть даже жизнью.
Входит в:
— антологию «Харон обратно не перевозит», 1994 г.
— журнал «Сокол 1 (16)», 1996 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
VovaZ, 17 марта 2019 г.
Жёсткий, до трагизма, боевик, в рамках жанра темпоральной фантастики.
Дубов доводит до крайности тему «трудно быть богом», превращая экспедиции во времени в работу для смертников, безжалостно используя линию непрерывного «жестокого романса» для эмоционального воздействия на читателей.
Сюжет крайне сложен даже для автора, потому не мало сюжетных и логических ошибок. Вместе с тем, замысел богатый, с фантазией. Жаль, что не удалось полностью реализовать.
Сценизм, как я уже писал, жёсткий, динамичный и безнадёжно кровавый. Дубов честно пытается передать колорит эпохи, нажимая на устаревшие обороты языка и на жестокие нравы. Мне кажется, было бы лучше не насиловать лексикон героев и уши читателей (полагаю, реального уровня языка эпохи достигнуть всё равно не удалось), а вложить больше колорита, замысла и логики в бытовые сцены, диалоги и мотивацию событий.
Не смотря на упомянуты огрехи, роман вызвал интерес.
Нескорений, 19 сентября 2016 г.
С давних времен человечество стремилось познать неведомое, в Средние века это находило свое воплощение в алхимии и оккультизме, в космическую эру, когда люди вышли за рамки Солнечной системы этот поиск продолжится на новом уровне — исследование планет в попытке найти равную или превосходящую нас по уровню цивилизацию. Путь к звёздам тернист и опасен, когда огромная масса людей стремится к Великой Цели, то зачастую на потери не обращают внимания, участь отдельного человека ничто в свете глобальной миссии. Тем не менее, право решать и распоряжаться жизнями своих товарищей, определять дальнейшую судьбу всей земной цивилизации, порой предоставляется конкретным людям, на которых это бремя ложится непосильной ношей. Повесть «Харон обратно не перевозит» — о проблеме Выбора, моральной дилемме главного героя.
У этого произведения есть свой порог вхождения, который необходимо преодолеть, чтобы в последующем получать удовольствие от чтения, втянуться в сюжет. Поначалу вообще непонятно, что происходит, но вникнуть можно после первых 10-15 страниц. По сюжету человечество уже давно ведет безуспешный поиск братьев по разуму, исследуя далёкие миры. Мало того, что человек покорил пространство, он раскрыл и секреты Времени, путешествия в прошлое стали возможны. Группа специалистов из Службы Времени, т.н. сантеров, отправляется в Москву 1638-го года, им предстоит осуществить довольно важную миссию. Есть мнение, что поиски иного разума могут увенчаться успехом в прошлом, именно тогда были зафиксированы попытки Контакта, которые в дальнейшем по какой-то причине сошли на нет. Ряд экспедиций потерпели неудачу, больше ошибаться нельзя.
Есть мнение, что чужой разум в представлении людей прошлого был проявлением Зла, отсюда все легенды о бесах, дьяволе и пр. Группе под руководством Старика предстоит войти в доверие и проникнуть на мессу тайного люциферианского культа, который может вызывать дьявола во время своих ритуалов, конечно, сантеры уверены, что под маской дьявола скрываются братья по разуму. Огромную помощь хрононавтам оказывает искусственный интеллект, благодаря вездесущим камерам наблюдения агенты могут следить за объектами, находящимися в разработке, получать предупреждения об опасности заблаговременно, также ИИ контролирует тела самих специалистов, превращая их в мастеров ближнего боя, которым, правда, нельзя убивать. Довольно интересная фишка автора — сделать ИИ предохранителем, не допускающим возникновения хроноклазмов.
Что меня больше всего огорчило — слабо раскрыты образы сантеров, кроме главного героя и частично его пассии, все прочие специалисты так и остались для меня безликими статистами, хотя по сюжету очень важно сопереживать всем членам группы. У меня не получилось, эмоции вызывали только коллизии основной ветки Грига и Чаки, любовная линия не слишком впечатлила, будучи выстроенной по схеме «укрощение строптивой», она оказалась довольно короткой и бесхитростной. Боевых сцен хватает, они смотрятся вполне динамично, напряжение автор создает мастерски, с определенного момента от развития сюжета практически невозможно оторваться. Интересный ход — в повести две кульминации, которые развиваются параллельно, причем логически все оправданно — технические достижения позволяют главному герою, а вместе с ним и читателю, быть постоянно в курсе разворачивающихся событий и по необходимости переключаться, чтобы видеть происходящее глазами того или иного персонажа, находящегося в эпицентре.
Повесть полностью оправдывает своё название, она получилась достаточно мрачной и драматичной. Мне понравились эмоциональные описания переживаний главного героя, его муки выбора, когда было необходимо определиться, что важнее — личное счастье или благо всего человечества. Особое спасибо за реализм, за надрыв, который мог быть еще больше, если бы была возможность переживать за всех персонажей. Уже оскомину набили рассказы про накачанных космодесантников, которые оставляют за собой горы трупов, и всегда выходят из боя без потерь, чтобы в конце еще и насладиться приторным хэппи-эндом с кучей пафосных банальностей. Повесть в полной мере позволяет пережить чужие боль и страдания, понять, что ничто не дается даром, и плата за успех может оказаться непомерной. Довольно остроумно автору удалось обосновать невозможность Контакта в будущем и необходимость путешествий в прошлое. Да и вообще здесь есть где разгуляться, помимо темы Контакта, довольно подробно описаны ритуалы культа дьяволопоклонников, есть мощный артефакт, активно задействован искусственный интеллект. Мне очень нравятся подобные произведения, оставляющие по прочтению стойкий осадок депрессивности и безнадежности, заставляющие поверить в существование Фатума, который из всех возможных вариантов всегда осуществляет наихудший.
MarchingCat, 27 марта 2016 г.
Отличная идея сюжета, но крайне неправдоподобная и ненужно путаная реализация, наибанальнейшее объяснение происходящего и зачем-то настолько мрачный финал. Ну давайте посмотрим...
Целый институт времени всё просчитывает, людей готовят к проникновению (гибнут-то в прошлом по-настоящему), а толком ни защиты ни путей отхода. Все ведут себя как случайные гости.
То боятся сплюнуть не туда чтобы ход истории не изменить, а то творят чёрти что и с размахом — собаками людей травят, провоцируют погони чреватые гибелью стрельцов (да и наличие этой погони — уже изменение в их жизни) и так далее и тому подобное.
Кстати, а чего учёные историки на смерть идут с такой охотой, будто за Родину-мать или за Идею великую? Все как один, причём. И ведь не фанатики вроде бы, а именно что учёные... Девочка эта, Чака, вообще нафига в проникновение была отправлена? Вот зачем?? По сюжету она просто соплячка-малолетка, даже не учёный или хотя практикант исторической академии какой....
Много, очень много странного и необъяснимо ляпистого.
Основа сюжета, позволю себе напомнить, попытка контакта с дьяволом. Но при этом основная масса текста — слёзы-сопли-препирательства двух влюблённых, описания как местного пытали и что с этим делать и так далее. Про сам контакт — наименьшая часть произведения и объяснение происходящего наибанальнейшее.
И, собственно, финал... Кто читал — поймут мой вопрос: зачем?? Лишь бы не как у всех, лишь бы никакого хеппи енда? Ведь именно финал, за ним не следует ни продолжения ни морали.
Тема контакта толком не раскрыта, тема эффекта бабочки лишь для мрачности... Любовь-морковь дурацкая да трупов куча...
В общем, не понравилось.