Лао Цзы «Дао дэ Цзин. Книга пути и благодати»
В произведение входит:
|
Входит в:
— антологию «Дао дэ цзин. Суждения и беседы Конфуция. Чжуан-цзы», 2022 г.
- /языки:
- русский (6)
- /тип:
- книги (4), аудиокниги (1), графические (1)
- /перевод:
- М. Бриге (1), Б. Виногродский (2), Я. Хин-Шун (1)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Нортон Коммандер, 16 марта 2021 г.
«Дао дэ Цзин». Один из возможных вариантов названия этого произведения — «Книга о пути и благой силе». Главная книга такого религиозно-философского течения, как даосизм.
Что большинство современных людей знают о даосизме? В представлении многих даосизм это некая экзотическая древнекитайская философия. Даосы представляются такими вечно спокойными, безэмоциональными людьми, плывущими по течению. Те, кто слышал об одном из главных даосских принципов — о недеянии, представляют его призывом ничего не делать, ждать, когда «река пронесёт мимо труп твоего врага». Также даосизм представляется одной из сторон восточной философии, как таковой в целом. И, наконец, эта философия кажется сегодня далёкой от жизни современного общества, а «Дао дэ Цзин» — сложным и туманным текстом.
Последнее утверждение о туманности «Дао дэ Цзин» возможно в чём-то и верно, но все остальные популярные мнения совершенно ошибочны.
При правильном понимании даосская философия помогает жить в современном мире, также, как помогала жить в древности.
За всю свою историю человечество придумало множество философских систем. Чем же даосизм отличается от них? Изначально философия была основана на законах природы, на мыслях людей о том, что происходит в природе и реальном мире. Даосизм сохранил эти изначальные принципы, в то время как многие более поздние концепции становились всё более далёкими от реальности. Философы стали говорить о том, что не существует выбора, не существует прошлого и будущего, что мир есть иллюзия. Все подобные умопостроения интересны, но какой в них толк человеку, который должен рано вставать, учиться, работать и т.д.. В даосизме нет понятия добра и зла. Зло для даоса это заблуждение, а добро — противоположность заблуждения — просветление. Поскольку в природе не существует таких понятий, как добро, зло, человечность, справедливость, то эти понятия придуманы одними людьми для манипуляции другими. Даосизм создан для помощи человеку, личности, осознать свои заблуждения и освободиться от всего, к чему принуждает общество в ущерб личности, и таким образом стать успешным. Собственно, поэтому даосизм никогда не был государственной религией, как буддизм или конфуцианство. Причина этого в том, что даосизм был не выгоден тем, кто правил в обществе; и вопреки отдалённой схожести с другими восточными религиями, даосизм в корне противоречит буддизму и конфуцианству.
«Я имею три сокровища, которыми дорожу: первое — это человеколюбие..» — пишет Лао Цзы.
Кажущиеся в даосизме безэмоциональность и бездеятельность в реальности оказываются своей противоположностью. Даосская философия учит быть максимально чувствительным, чтобы замечать любые изменения и иметь возможность влиять на них ещё в зародыше. Принцип же недеяния означает не делать ничего лишнего, а в случае необходимости быть готовым сделать всё возможное. Для классического даоса всегда было обязательным изучение боевых искусств, все они обязательно были воинами; и большинство научных и технических открытий в древнем и средневековом Китае были сделаны именно даосами. Всё это опровергает мнение о них, как о людях, плывущих по течению в привычном понимании.
Книга «Дао дэ Цзин», конечно, не так проста. Она была изначально написана в поэтической форме, на древнекитайском, и стопроцентно адекватного перевода на русский язык не существует. Самым лучшим из существующих, по моему мнению, является классический перевод Ян Хин-шуна, который печатался ещё в СССР. Всё-таки в Советском Союзе ответственно относились к переводам. Популярный более современный перевод Кувшинова мне не понравился — в последующих изданиях Кувшинов изменяет отдельные места и толкования «Дао дэ Цзин», зачастую сам себе противореча и тем более противореча истинному тексту.
Неоценимо полезной книгой для изучения даосизма и «Дао дэ Цзин» является «Даосизм для Запада» Алекса Анатоля. Автор книги — наш соотечественник, который учился ещё в Союзе у настоящего даосского Мастера, позже стал даосским священником, эмигрировал в США и основал там даосский храм. В своей книге он объясняет суть даосизма и то, как использовать эту философию на практике в современном мире.
Приведу цитату из «Дао дэ Цзин», которая забавным образом кажется будто бы созданной для сегодняшнего дня и похожа на свод правил в период пандемии:
«Пусть государство будет маленьким, а население редким. Если [в государстве] имеются различные орудия, не надо их использовать. Пусть люди до конца своей жизни не уходят далеко [от своих мест]. Если [в государстве] имеются лодки и колесницы, не надо их употреблять. Даже если имеются воины, не надо их выставлять. Пусть народ снова начинает плести узелки и употреблять их вместо письма. Пусть его пища будет вкусной, одеяние красивым, жилище удобным, а жизнь радостной. Пусть соседние государства смотрят друг на друга, слушают друг у друга пение петухов и лай собак, а люди до самой старости и смерти не посещают друг друга.»
Но нужно заметить, что поскольку мы, живя в обществе, настолько привыкли к его неестественным заблуждениям, которые стали казаться нормой, что слова истины кажутся нам нелепыми, а естественная философия — парадоксальной.
«Великое совершенство похоже на несовершенное, но его действие [не может быть] нарушено; великая полнота похожа на пустоту, но её действие неисчерпаемо. Великая прямота похожа на кривизну; великое остроумие похоже на глупость; великий оратор похож на заику.
Ходьба побеждает холод, покой побеждает жару. Спокойствие создаёт порядок в мире.»
Ivan Chis, 2 июня 2023 г.
Такое произведение и комментировать нечего. Одно из лучших философских произведений, что удалось вообще прочесть. Определенно читать и перечитывать!