Александр Шаров «Мальчик Одуванчик и три ключика»
Для каждого однажды приходит время отправиться в путь. Настало оно и для Мальчика Одуванчика, и вот три гнома выковали для него три ключа. Только не ошибись, сказали Мальчику гномы, только не заглядись на сундуки с драгоценными камнями, что тебе попадутся, — не для них эти ключи. И мальчик пустился в дорогу. Справится ли он, избежит ли соблазнов?
Публикация — «Пионер», 1968, № 6, с. 2-11.
Входит в:
— журнал «Пионер 1968`6», 1968 г.
— сборник «Мальчик Одуванчик и три ключика», 1969 г.
— сборник «Мальчик Одуванчик и три ключика», 1972 г.
— сборник «Кукушонок, принц с нашего двора», 1983 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Bluegrass, 17 июня 2022 г.
Даже странно, что на эту сказку до сих пор нет отзывов, ведь она такая мудрая, такая страшная. Может, поэтому и нет. Раз так, напишу я.
Упоминание об этой истории мне попалось в «Тайном русском календаре» Дмитрия Быкова. Так что финал для меня не был открытием. Немного даже жаль.
Еще довелось увидеть мультфильм. Он сильно смягчен по сравнению с первоисточником, потому что действие происходит во сне. Хотя если считать основной историей рамку про рассказчика и его сына, то суть примерно та же – это сказка-наставление, сказка-предупреждение. Правда, непонятно, зачем было зарифмовывать ее, она и так была хороша.
Итак, аллегория жизненного пути, на котором мы можем допустить ошибки – предпочесть важному неважное, вечному временное (вот что там ни говори, а есть у Шарова христианские мотивы, есть). Итак, что же у нас важное? Дружба и благодарность. Любовь. И милосердие, а может быть, подвиг. Герою трижды приходится выбирать, и трижды он совершает неверный выбор – бросается к «дурацким сундукам» с сокровищами, которые вовсе не сокровища. Звезда, его провожатый и маяк, с каждым неправильным выбором тускнеет, а сам мальчик чувствует себя все тяжелее и печальнее… К финалу он приходит стариком, который просит у гномов три новых ключа, как будто собирается начать жизнь сначала. Но это никому не дано, даже в сказке есть определенные законы. Сцена возвращения, встречи с бабушкой-черепашкой, которая сама уже старая и дряхлая, выписана коротко, но пронзительно. Бабушка так надеялась, что мальчик приведет принцессу и маленьких принцев, которые станут опорой в старости и ему и ей, а теперь вынуждена заботиться о престарелом внуке. Хотя как знать, что он сделает, когда проснется. Может быть, потеряв ключи и шансы, сможет сделать что-то для бабушки… хотя вряд ли, тому, чего не узнал в юности, трудно научиться в старости. Бабушку очень жаль. Не только из-за ее немощи, но и потому, что она винит себя в судьбе внука, думает, что он бросился к сундукам, потому что знал слишком мало сказок и в то же время слишком мало правдивых историй. Очень, кстати, верно выражено – мало научиться мечтать, нужно еще и уметь думать. Мы знаем многих любителей сказок, которые правдивые истории как-то позабыли.
Жаль также и всех зверей и птиц, которые ждали от мальчика не то чтобы ответной благодарности, а просто доброго слова. Не получили их и решили, что он «обыкновенный», «не чудесный». Как мало, если подумать, нужно, чтобы быть чудесным, и как много.
Последнее испытание вызывает уже не жалость, а трепет, и не только потому, что люди там много и тяжко страдали, но и потому, что они внезапно исчезли. Даже при всей условности сказки неизвестность пугает.
Но все же мальчик, сын рассказчика, крепко запоминает сказку и не хочет сломать свои ключи. Только вот финал открытый. Шаров никого не успокаивает и не устрашает. А может быть, он задает вопрос читателю.
В общем, еще одна сказка на вырост. Такая, которую детям читать нужно, но невозможно. Если приучать их к счастливым концам и всецелой правоте героев. Это сказка, но и правдивая история. Ее надо рассказывать, но очень осторожно.
sindefara, 31 июля 2022 г.
Хочу сказать спасибо всем родителям, которые НЕ дают эту сказку детям.
Я её прочла в школьной библиотеке лет в 10-11, и она произвела на меня жуткое впечатление. У меня ощущение, что эта история всё время после была у меня где-то на заднем плане, словно какой-то злобный голосок — «вот видишь, как оно бывает? видишь? видишь? видишь?».
Возможно, мы должны порадоваться, что «сын рассказчика» извлечёт из этого урок, но читатель — не рассказчик, и не сын рассказчика, читатель проживает эту «сказку» вместе с главным героем и вместе с ним гибнет в океане безнадёжности и отчаяния. У читателя нет второго шанса, второй жизни: он есть только у какого-то постороннего мальчика.
Я до сих пор вспоминаю эту «сказку» с ужасом и сейчас мне кажется, что моя собственная жизнь сложилась именно так, как в ней — всё упущено, всё плохо, ничего не вернёшь, и я не могу не думать, что всё было бы иначе, если бы я это не читала. Понимаю, что это звучит как-то странно, но я убеждена, что если есть на свете вредные, реально вредные книги (их на самом деле очень мало) — это вот оно.
Я не за сплошные счастливые концы, но даже мысль «человек прожил бесполезную жизнь и всё упустил» можно выразить по-человечески (как Чехов), а не так, как это сделал автор сказки о трёх ключах.