Александр Шаров «Остров Пирроу, история его кратковременного возвеличивания и падения, составленная магистром историко-географических наук и членом-соревнователем Пирроуской Академии Фридрихом-Иоганном Таубергом»
- Жанры/поджанры: Сказка/Притча
- Общие характеристики: Сатирическое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не найденные (вымышленные) континенты, земли, страны )
- Время действия: Неопределённое время действия
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
На остров Пирроу, славящийся целебными водами, способными вымывать губительные камни, образующиеся в различных органах человека, и даже камни за пазухой, прибыл однажды джентльмен с бакенбардами, которого таможенный чиновник назвал в своём рапорте «персона, заключающая в себе нечто роковое». Началась новая история острова Пирроу...
Входит в:
— антологию «Фантастика, 1965. Выпуск II», 1965 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
astoun, 27 декабря 2024 г.
Посланец ада прибывает в строго локализованную местность, дабы продемонстрировать людишкам, какие они мелкие, жадные и глупые.
Ничего не напоминает? Но если Булгаков издевается над своими соотечественниками (множество персонажей «Мастера и Маргариты» имеют реальных прототипов), то у Шарова даже мысли не возникает «замахнуться на святое». Посему весь его сатирический запал направлен на жителей проклятого буржуинства, которых он откровенно высосал из пальца, ибо сам за границей не бывал, а о нравах тамошних обитателей мог судить лишь из официально признанных агиток.
Не берусь утверждать, но, возможно, это одна из причин, по которой роман Булгакова — классика, а повесть Шарова сразу же после выхода канула в Лету.
Добавлю, что автор, задумав фантасмагорию, перешел все разумные рамки. Гиперболизация у него достигла таких масштабов, что хочется не засмеяться, а покрутить пальцем у виска. На маленьком тропическом островке обжились миллионы птиц, один-единственный департамент размещается в 87 30-этажных зданиях, где трудятся 124 тысячи человек, падение одного камушка вызывает девятибалльное землетрясение...
Вот представьте, что в новой редакции «Барона Мюнхгаузена» герой уселся не на одно ядро, а сразу на десять, а вместо Луны побывал в Туманности Андромеды. Что, намного смешнее стало?
Стронций 88, 27 августа 2012 г.
Чем-то напомнило Одоевского (которого очень люблю), его пёстрые сказки – какой-то такой фантасмагоричностью, острым сарказмом, бодрым хитроватым языком. Читалось с большим интересом. Местами было смешно (юмор очень хорош – один «камень за пазухой» чего стоит), местами интригующе (кто же такой этот Жаке?). Сарказм – на высшем уровне – тут тебе и культ личности Плистерона, и поэты-лизоблюды, и многое-многое другое. Вообще, не смотря на то, что не нашёл я тут особо глубокого смысла – может только, как любили писать тогда, «памфлет на западную действительность» – рассказ на фоне остальных произведений сборника («Фантастика 1965, том 2») выделился ярким фейерверком. Читал я его с перерывами (так уж получилось), не все поэтому запоминалось очень хорошо (всё-таки рассказ лучше читать глотком, для полноты ощущений), но эта фантасмагоричность, язык, юмор – читалось с огромным удовольствием. Какая-то была яркая, хочется даже сказать праздничная, карнавальная пёстрость.