Владислав Львович Гончаров «Чайки над Кремлём»
Альтернативная история — это наука.
Наука не о прошлом — о будущем. Ибо невозможно прозреть черты будущего, не поняв, почему наше прошлое и настоящее оказалось таким, каким мы его знаем, не проанализировав все возможные, хоть и несбывшиеся варианты уже случившегося.
Однако как отличить возможное от невозможного? То, что могло случиться — от того, чего ни при каких условиях быть не могло?
И здесь на помощь исследователю альтернатив приходит игра — магическое действо на стыке знания и воображения, в ходе которого наши современники становятся историческими персонажами, а выдуманные герои из волшебной страны приобретают черты наших современников. И тогда несбывшееся прошлое вдруг незаметно становится нашим настоящим...
В произведение входит:
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
мрачный маргинал, 3 сентября 2011 г.
Российские антологии, посвящённые альтистории, настолько редки, что критиковать их составителей как-то не хочется. Тем более, Владислав Гончаров стоит у истоков специального альтисторического составительства в России и уже имеет определённые в этом заслуги.
В англо-американской традиции составления антологий «сослагательной истории» принято разделять художественные и «нехудожественные» произведения. К последним относятся небеллетристические произведения, по содержательности иной раз не уступающие признанной классике альтернативки. Их авторы — как правило, профессиональные историки, стремящиеся в форме альтисторического очерка представить волнующую их тему и «узловой момент».
Российские составители чаще всего пытаются совместить оба потока в одном сборнике, — такое происходит, скорей всего, от недостатка материалов и очевидного стремления представить тему как можно разносторонней. К тому же нет и «русскоязычной» традиции интеллектуальной альтисторической очеркистики, она только торопливо создаётся (конец 20-нач. 21 ст.) Англо-американцы опередили нас в этом почти на столетие.
Так что ничего удивительного в том, что яркая символико-метафорическая повесть Д. Клугера (давшая название антологии) помещена под одной обложкой с «модельно-игровым» произведением С. Переслегина и его же статьёй.
К сожалению, подобные антологии «у нас» не образуют выразительные составительские ряды, как то происходит, например, в издательской реальности США и Великобритании. Вот и сама серия «Имперский генштаб» уже закрыта. Составителям не в чем продемонстрировать своё искусство. В этом и состоит главная и досадная подробность. А уж недостатки оформления обложки, — с изрядной лубочностью и схематичностью, — уходят на второй план.
kkk72, 18 октября 2008 г.
Эта антология на военно-историческую тематику не слишком мне понравилась, хотя, возможно, я слишком много от нее ожидал. Но обо всем по порядку.
Итак, «Ночной кошмар» Сергея Переслегина. Вообще-то, я считаю автора одним из интереснейших специалистов в жанре альтернативной военной истории. Но эта книга у меня откровенно не пошла. Попытка автора соединить описание альтернативной истории весны 1941 года с описанием военной игры его и его друзей получилась, на мой взгляд, неудачной. И историческая реконструкция вышла уж слишком фантастичной, и попытка описать героев книги как смесь живого человека и одетой на него маски исторического деятеля показалась интересной, но неудачной. Оценка — 5. Небольшое эссе «В ожидании «гибели богов» дало богатую пищу для размышлений, но здесь как раз хотелось бы прочесть гораздо более подробные размышления автора. Оценка — 7
Повесть «Дежа Вю» Еськова в целом понравилась — неожиданная идея, нестандартные повороты сюжета. Вот только оставила она несколько незаконченное впечатление, немного не дотянув до 8. Скорее, эта повесть понравится представителям более старшего поколения. А вот «Японский оксюморон» хорош — интересно, познавательно и оригинально. Оценка — 8.
«Ветер и песок» Гончарова — интересная и неожиданно лиричная зарисовка, вот только фельдмаршал Роммель в виде лирического героя — не совсем тот человек, о котором хотелось бы прочесть подобный рассказ. Оценка — 6.
«Чайки над Кремлем» Клугера — оригинальное описание мира, в котором победили нацисты. Чувствуется талант автора. Есть интересные идеи и запоминающиеся моменты, но уж слишком автор накрутил интригу, делая ее неправдоподобной. Оценка — 6.
О своем негативном отношении к повести Лазарчука «Мы, урус-хаи» я уже писал.
Зато неожиданно понравились те, от кого я этого не ожидал.
Весьма симпатичной оказалась небольшая зарисовка Мазовой «Жалость» — оценка 8.
И уж совсем порадовали супруги Белаш интересной, яркой, веселой повестью «Дальше некуда». Отличная, хоть и не претендующая на достоверность альтеративная история об освоении россиянами в 19 веке тихоокеанских островов. Заодно авторам удалось очень удачно подшутить над своими коллегами. Едва ли не лучшее произведение в сборнике.
Оценка — 8,5
В целом сборник вроде бы не так уж и плох. Более того, он производит довольно цельное, хотя и несколько тяжелое впечатление. Уж слишком часто в нем «наших бьют». Есть в нем удачные, яркие находки. Но основные произведения антологии мне не слишком понравились, что и обусловило не очень высокую оценку. Хотя любителям военной альтернативной истории сборник все же стоит прочесть. А повесть супругов Белаш рекомендую всем особо.