Николай Свечин «Туркестан»
- Жанры/поджанры: Детектив (Полицейский детектив ) | Историческая проза
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь | Азия (Центральная Азия ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Спецслужбы
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Июнь 1894 года. Оставив службу в Департаменте полиции, Алексей Лыков вместе со своим приятелем Титусом едут в Туркестан, чтобы продать лес для строительства железных дорог. Ташкент — город на Великом шелковом пути — встречает путников прекрасными мечетями, яркими коврами и людными улицами. Казалось бы, ничто не может нарушить привычной и размеренной жизни горожан. Но Ташкент потрясает череда кровавых и жестоких убийств. Самое странное, что все жертвы — русские поселенцы. Кто стоит за этим? Новоиспеченные лесопромышленники решают помочь полицеймейстеру туземной части, полковнику Скобееву, расследовать это запутанное дело, в котором, как выясняется, замешаны не только мусульманские фанатики...
Входит в:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Podebrad, 18 ноября 2020 г.
Сильная сторона романа – обилие информации, как и во многих книгах цикла. Её много, местами даже многовато. Информация выглядит проверенной и достаточно объективной. Большинство героев рассуждают с имперских позиций, но при этом видят чужеродность Туркестана в составе империи. Ассимиляция коренных жителей и взаимопроникновение культур начались было, но пошли вспять.
Слабые стороны опять же те, что и в других книгах. Стиль сухой, язык довольно тусклый. Много повторов и тривиальных замечаний. Главного героя автор пытается сделать живым человеком. Именно пытается. Лыков постепенно меняется, испытывает различные эмоции, а не только думает и действует. Он получился далеко не идеальным, но именно поэтому убедительным. Но всё равно поступки и побуждения героя скорее просто перечисляются. Остальные персонажи только обозначены.
А вот ситуация действительно интересная. Она поднимает роман над средним уровнем. Бандиты из местных вкупе с отдельными представителями местной же элиты создали банду. Занимаются аферами, рэкетом, грабежами, убийствами. Сначала трогают только своих. Власти закрывают на эти разборки глаза, а кое-кто и участвует в аферах. Бандиты начинают убивать русских поселенцев. Власти и тут скорее имитируют расследования. Полицейских мало, многие ненадёжны, да и, вообще, знали, куда ехали. В результате местные начальники прозевали критический момент, когда разозлилось уже петербургское начальство. И тут, пока оно добирается от Петербурга до Ташкента (по тем временам около недели), сумели найти и перехватать всех, кто напрямую причастен к преступлениям. Мало того, сумели связать разбои с работой иностранной разведки. Теперь дело примет другое направление, и появляется надежда на прощение и даже, возможно, награждение. Такая ситуация представляется вполне реалистичной, и в царские времена, и в президентские, и даже в советские.
Еркфтвгшд, 13 февраля 2019 г.
Есть такое явление — литературный феминицид...
В него, например, любил Лев Толстой играть. Анну Каренину спросите.
Вот и у Свечина проскакивает. Устоявшаяся мерзотинка Алексея Лыкова наслаждаться проституцией в отрыве от супружницы — коробит. Потому что содержанство, пусть и завуалированное, краткосрочное — это тоже участие в проституциировании женщин. Потому что посмеиваться над саврасами-начальниками с их любовницами и тут же расписывать на два листа прейскурант на покупку-продажу секса и женского (и не только женского) тела, а потом пристроить свой пенис-ухарь к квартирной хозяйке — «чистой», приятной, удобной — это мерзость. Это те самые среднестатистические голубцы уже даже не с мясом и не с ливером. А с дерьмом. Коробиться, что жена потеряла ребенка и прошла через душевный ад, возводить это к божьему наказанию и тут же грешить (раз это им же выбранная система моральных координат) — «брависсимо!».
И опять. Женщина хороша, когда она удобна. Когда она «непристроена». Когда она уязвима. Когда она даже утоплена в фатуме. «Я тебя больше расплачусь». «Молодец», расплатилась. Откуда этот бред? Про женщину-ангела, окрыляющей домашний быт и откуда-то рожающей детей (напомню, у ангелов напросто гениталий нет и родовых путей), и очередную женщину-вечно расплачивающуюся собой за Лыкова?
На этой линии чуть ли четверть сюжета вертится, потому как вставок-разъяснений на каждом углу. На каждый чих. Специфика материала обязывает. Туркестан — огромная область, включавшая Узбекистан, Туркменистан, часть Афганистана, Казахстан. И она была практически средневековой в условиях конца 19 века. Это автор постоянно и растолковывает читателю, а потому сам сюжет, если убрать все пояснительные выжимки, на 1/6 от общего объема книги поместится.
В остатке — детектив-боевичок.
Вот если бы автор осветил тот год, когда Лыков с женой по больницам и санаториям мотался, показал что каждый из супругов прочувствовал при потере ребенка и как они из этой беды вышли-выползли вместе — цены ему бы не было. Ну а пока он способен подкладывать под Лыкова женщин. Без всякой личной для персонажа ответственности. «Ты едешь и забудешь».
Слушайте, пора Варвару Лыкову из этого кошмара изъять. Из гуманизма.
lammik, 13 февраля 2019 г.
Бывает так, что человек сбивается с пути, который уготовила ему Судьба, но та железной рукой возвращает путника на маршрут. Вот и Алексей Лыков, выйдя в отставку, решил стать мирным лесопромышленником, оставив где-то вдали душегубов, бомбистов, воров и прочий криминальный элемент. Однако, дела предпринимательские заносят Лыкова в Туркестан, где уже вовсю идёт Большая игра.
Собственно расследованию убийств русских поселенцев в книге, и без того небольшой, уделено довольно мало места. Зато писатель щедро делится со своим читателем историческими подробностями, погружая того в атмосферу верещагинских картин — штурм Геок-тепе, железнодорожное строительство, Большая игра, в коей всё так же «гадит англичанка».
К «Приключениям Лыкова» часто можно встретить претензии в духе «много энциклопедичности и мало детектива». Ну так это особенности авторского почерка, которые лично для меня являются достоинствами. Автор выбрал свой жанр и хранит ему верность. Про больницы и санатории это просто не к нему. Всё равно, что написать, почему мол Лыков не проник в гарем хивинского хана, не соблазнил там прекраснейшую из наложниц, а затем, убегая от разъярённых евнухов, не обнаружил в подвале Ходжу Насреддина с Авиценной, который уже открыл к тому времени эликсир бессмертия. И все вместе они на машине времени, подаренной Улугбеком Самаркандским отправляются ко двору Александра Македонского предупредить последнего, чтобы не пил, что попало.