К. Дж. Сэнсом «Плач»
- Жанры/поджанры: Историческая проза | Детектив (Классический детектив )
- Общие характеристики: Религиозное (Христианство (Протестантизм | Католичество )) | Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: Эпоха географических открытий (15-16 века)
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Лондон, 1546 год. Переломный момент в судьбе всей английской нации…
В свое время адвокат Мэтью Шардлейк дал себе слово никогда не лезть в опасные политические дела. Несколько лет ему и вправду удавалось держаться в стороне от дворцовых интриг. Но вот снова к Мэтью обратилась с мольбой о помощи королева Екатерина Парр, супруга короля Генриха VIII. Беда как нельзя более серьезна: из сундука Екатерины пропала рукопись ее книги, в которой она обсуждала тонкие вопросы религии. Для подозрительного и гневливого мужа достаточно одного лишь факта того, что она написала такую книгу без его ведома – в глазах короля это неверность, а подобного Генрих никому не прощает. И Шардлейк приступил к поискам пропавшей рукописи, похищение которой явно было заказано высокопоставленным лицом, мечтавшим погубить королеву. А значит, и Екатерине, и самому адвокату грозит смертельная опасность…
Входит в:
— цикл «Мэтью Шардлейк»
Номинации на премии:
номинант |
Премии Ассоциации писателей-криминалистов Великобритании "Кинжалы" / CWA Dagger Awards, 2015 // Исторический кинжал |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
sergej210477, 17 мая 2023 г.
Шестая, по порядку, книга о приключениях лондонского юриста времён короля Генриха VIII, Мэтью Шардлейка.
Опять, как и в пяти предшествующих произведениях, одни и те же герои, одинаковое построение сюжета, одни и те же достоинства и недостатки. Книги — как братья-близнецы. Ну, разве что, одни чуть сильнее, другие, на мой взгляд, слабее.
Две сюжетные линии:
— Первая, основная — некое переосмысление А. Дюма и его «Трёх мушкетёров». Английская королева за спиной своего царственного и свирепого супруга плетет некие интриги. Не политические и не любовные, правда, а религиозные. Что, все равно, приравнивается королем к измене. Да, как точно заметили в прошлом отзыве, пропали подвески королевы (в виде рукописи), а романтически влюбленный Д' Артаньян (в лице пожилого горбуна-адвоката) будет спасать честь королевы.
— Вторая, второстепенная (и, по-моему, ненужная ) сюжетная линия рассказывает о процессе раздела родительского наследства между братом и сестрой, в котором главный герой принимает участие. Зачем автор вплел в роман это, никак не относящееся к главной интриге, дело, мне не понятно.
Книга — детектив в исторических декорациях. Очень много времени отдано описанию различных религиозных течений того времени. Консерваторы, радикалы, баптисты и католики. Еретики, сочувствующие, умеренные и ультрарадикальные. Различные секты, группировки и кружки. Любящие христиане ненавидят друг друга, пишут доносы, сгорают на кострах за свои религиозные взгляды. Интересно? Не знаю, наверное, но, за всем этим слишком бледно выглядит основная детективная линия.
Роман — шестая серия длинного «мыльного» сериала. Со всеми минусами, ну, и, конечно, плюсами, для любителей подобного жанра. Все персонажи путешествуют из книги в книгу. Главный злодей, враг Мэтью Шардлейка — сэр Ричард Рич, опять, будет преследовать героя. Выглядит это карикатурно и смешно. Старые друзья и враги. Главные и второстепенные персонажи, все они, в каждом новом романе встречаются вновь. Даже лошадь Шардлейка переходит вмести с ним из произведения в произведение. Ну, конечно, это, ведь, очень важно! Слуги, управляющие, экономы, кухарки, конюхи — писатель не забывает познакомить читателя с их жизнью. Да, ни один второстепенный персонаж не забыт.
Приятная, но, как мне показалось, скучная книга.
Нет, роман «уютный», неторопливый. Только, начиналась эта серия книг как мрачный и таинственный готический детектив, а, потом, с каждым новым произведением, все больше и больше превращалась в «Санта Барбару». Для кого-то, это достоинство, мне же — не нравится.
Нельзя не похвалить:
— отличный язык,
— выпуклые и живые герои,
— яркие и натуральные диалоги,
— тщательно проработанный исторический фон.
Но, на мой взгляд, интрига, детективный сюжет, в этом романе слабые. Слишком все хитро, запутанно, «притянуто за уши». Слишком много лишних и ненужных движений и поворотов. Кошелек с золотом и клинок наёмного убийцы, в то время, решали все проблемы гораздо чаще.
Честно говоря, дочитывал эту огромную книгу уже с трудом. А, впереди, ещё один, вроде бы, последний, на данный момент, роман этого цикла. Нет, всё-таки, создавать такие огромные, многотомные серии книг, нельзя, без потери качества. Вот, у романа куча достоинств, К. Сэнсом — яркий и талантливый писатель, опытный историк, но, уже, «приелось», надоела мне Англия XVI века, устал я от адвоката Мэтью Шардлейка, и, всех его друзей, врагов и знакомых...
CharlieSmith, 16 декабря 2017 г.
Странное ощущение во время чтения и по прочтении книги…. С одной стороны, читается хорошо, быстро, легко… для моего незнания истории (надеюсь, антураж достоверный) интересно… Но … чудовищно пресно…
В принципе сюжет очень хорошо описан в краткой аннотации и особенно в комментариях автора. Для не державших в руках…
Лондон, 1546 год… Начальник конторы (1-3 помощника) Линкольнс-Инн, одного из 4 судебных иннов (юридических корпораций), аналогов российских государственной адвокатских палат, сержант юстиции Мэтью Шардлейк, адвокат Суда по ходатайствам, оказавший во времена Кромвеля небезопасную для него помощь тогда еще не королеве Екатерине Парр, дал себе слово никогда в дальнейшем не вмешиваться в политические дела, вопросы…
Однако королева опять его попросила. Дело в том, что у нее пропала написанная ей книга (на самом деле, может, страниц 30-100) «Стенания грешницы», в которой просвещенная женщина описала свою жизнь, о грехах, о спасении, о вере и т.п. В частности, о том, что спасение приходит через веру и чтение Библии, а не через бесполезные обряды. Беда в том, что в те времена, после отказа короля Генриха VIII признать верховенство римского папы (царей, монархов нарекает сам Бог) верующие разделились на традиционалистов (папистов, консерваторов, часть из которых хотели возвращения к верности Риму) и реформаторов (радикалов, или протестантов), хотевших перехода к лютеранским, а позже кальвинистским порядкам. Религиозные радикалы, особенно анабаптисты, считали, что государство должно больше делать для борьбы с бедностью, верили, что истинное христианство означает разделение всех богатств между всеми людьми, чем естественно вызывали ужас как у имевших высокое имущественное положение консерваторов, так и у реформаторов. Традиционалисты настаивали на приоритете мессы, во время которой освящаемые священником хлеб и вода физически превращаются якобы в тело и кровь Христа… Непризнание казалось сожжением у столба, ересью… Мне, например, ближе что-то более правдоподобное, да и идея борьбы с бедностью… Было интересно узнать (освежить в памяти) о религиозных течениях…
Вот и королева и приблизилась в своей книге к опасной черте… Забегая вперед скажу, что впоследствии смертельно больной король не обнаружил в суждениях королевы ереси… Однако само написание такой книги, не говоря уже о публичном размещении, вызвало бы негодование, а возможно и смерть или заточение…
Традиционалисты и реформаторы при дворе попеременно входили в фавор у короля. Понятное дело, что склонения короля к консервативным взглядам кончалось … казнями, в том числе сжиганием (весьма неприятное описание), вызывало у просвещенных реформаторов осторожность, страх, отчаяние…
Таков и главный герой… И королева (уговаривала короля снять запрет на чтение Библии женщинам и простонародью)…
Да еще война с французами, потери флота…
В Лондоне и в Темзе грязь…
Далее … описание характеров и поступков помощников Мэтью, лордов, канцлеров, священников, фрейлин, стражников и шутов при дворе, естественно самого короля и королевы, опросы по расследованию дворцовых, несколько убийств, в том числе членов анабаптистского кружка (с засланным предателем), подкуп, дубликат ключа, пару схваток на мечах и кинжалах, взгляды, беседы, благородство… и всё… Интрига, кто похитил, а точнее какое важное при дворе лицо заказало и оплатило убийство и изъятие у убитого похитителя книги … раскрывается лишь на последних страницах… Постоянно импульсивные поступки, непроработанные планы поимки, допроса, задержания-ареста, заканчивающиеся смертями коллег, помощников, учеников, друзей… Постоянное ощущение … неправдоподобности… Ну как какой-то ничтожный сержант получает доступ, задание, внимание, допрос, негодование непосредственно от столь высоких особ, членов Тайного королевского совета? Королева, лорды «выделяют» для стычек 1-2 человек! Даже если он когда-то оказывал помощь… Да... Еще недолгое и закончившееся неудачей и увольнением клиента участие в споре брата с сестрой по поводу наследственного имущества в виде картины на стене комнаты в доме… Да еще опасности, будучи обвиненным в ереси бывшей клиенткой миссис Слэннинг…
Ну какая тут загадка, какой бестселлер!?
Больше всего роман мне напомнил «Три мушкетера» Дюма, ..но много скучнее… Что-то (типа подвески) нечаянно (сознательно) увезли, украли. Если злодеи покажут это королю – тот казнит или заточит неверную жену в тюрьму… Очень незначительное сходство с романами о частных великих сыщиках типа Пуаро, ничтожная дедукция (оторванный кружевной рукав, отрубленное ухо, лысый…)…
Слог нормальный, фабула тоже, а вот сюжет!
Увы, только 6,9….