Михаил Емцев, Еремей Парнов «Море Дирака»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика ) | Детектив (Классический детектив )
- Общие характеристики: Приключенческое | Производственное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь | Европа (Центральная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Изобретения и научные исследования
- Линейность сюжета: Параллельный
- Возраст читателя: Любой
Роман М. Емцева и Е. Парнова «Чёрный ящик Цереры» («Море Дирака») собрал в себе большинство характерных для шестидесятых годов элементов советского научно-фантастического романа о близком будущем. В нём имеется и фантастическое изобретение, и детективная история, и зарисовки из жизни советского НИИ, и научно-популярные отступления (одно из названий романа — «Море Дирака» — понятие, взятое из квантовой электродинамики), а действие ретроспективно переносится из СССР шестидесятых в Третий Рейх времён войны. Среди основных героев — учёный-бессребреник, учёный-карьерист, спекулянт, гениальный изобретатель-одиночка, немецкий антифашист... Удалось ли авторам органично совместить все эти элементы в одном произведении — решать читателю.
Вариант, издававшийся под названием «Чёрный ящик Цереры», является сокращённым.
Входит в:
— антологию «НФ: Альманах научной фантастики. Выпуск 5», 1966 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
igorgag, 27 июня 2019 г.
В советской фантастике были не только братья Стругацкие, двоюродные братья Войскунский и Лукодьянов и отец с сыном Абрамовы. Имелся ещё один тандем – Михаил Емцев и Еремей Парнов. С творчеством их познакомился о-очень давно – по сборнику «Ярмарка теней», хотя поначалу и не очень был впечатлен. К одному из главных произведений подобрался сравнительно недавно – роману «Море Дирака». Сокращённый вариант, который называется «Чёрный ящик Цереры», впрочем, не совсем прошёл мимо меня. Он был издан в одном из альманахов НФ, и я то ли что-то слышал о нём в пересказе, то ли читал фрагмент. Тоже очень давно, в школьные годы. О том, что существует роман, узнал из какой-то книги Василия Звягинцева. одной из последних в цикле «Одиссей покидает Итаку» (ещё раз спасибо Василию Дмитриевичу за то, что просвещал! Жаль, что ушел…)
Показательна судьба романа – в советское время выпустили всего раз. Наверно, чересчур вольнодумным сочли издатели. Это очень неплохо выстроенный научно-фантастический детектив. Действие в нём начинается ещё в нацистской Германии, потом переносится в СССР 60-х. Сама центральная идея, связанная с квантовой физикой, было передовой для своего времени. Неплохо смотрится и сейчас (особенно на фоне однообразных баталий нынешней российской фантастики). Неплохо выписаны персонажи. Язык удивительно свежий, упругий (опять особенно на фоне стертой речи сегодняшних «мэтров»). Ближе к финалу есть глава просто фантасмагорическая – поначалу даже ошарашила меня. Фантасмагорически-психоделическая. По-моему, так блестяще даже Стругацкие не писали. А тут – издали книгу всего дважды, один раз в шестидесятые и еще раз уже в нулевые. Ну да, в идеализме, наверно, заподозрили. Да и конфликт в науке, который авторы изобразили, должно быть, тоже не прибавил энтузиазма ответственным товарищам. Конфликт этот обрисован, быть может, и не так детально как в «Белых одеждах» Дудинцева, но всё равно интересно. И смело.
В общем, для меня книга – открытие.
che_shirchik, 1 декабря 2023 г.
Имя Еремея Парнова возникло на моём горизонте в 1990-х, когда книжный клуб Терра продавал его книгу «Властители и маги». Потом вдруг нашел его в книге «Фантастика века» в соавторстве с Михаилом Емцевым. А затем... пошёл поворот в виде «Ларца Марии Медичи»... и это детектив.
В 1960-е — 1970-е народ серьёзно ломанулся писать фантастику. Есть данные о Дудинцеве, Вознесенском и Евтушенко, написавшими фантастические произведения. Но в случае «Чёрного ящика Цереры» получается детектив... фантастический. До тех пор, пока не появляется производственный роман из жизни учёных. И это, извините, не «Понедельник начинается в субботу». Это «Белые одежды»! Но есть вторая линия, с немцами. Из которой только один вывод: немцы сделали то же, что и герои в 1960-х — 1970-х (типа тогда недалёкое будущее) на территории Латвийской ССР, но когда эти линии сходяться... А вот фигушки! Они не сходятся.
Словом, увлечение Емцева и Парнова детективом не пошло на пользу. Книжка вышла скучная откровенно. Пока тебе раскидывают загадки, у тебя терпелка заканчивается и ты уже не хочешь разгадывать загадку. Это и детектив так себе, и фантастика так себе, и даже сюжета особо нет из-за тягомотины начинающегося Застоя.
amak2508, 15 января 2019 г.
Фантастическая составляющая книги совсем невелика — всего лишь некий «Чёрный ящик», обладающий уникальными возможностями. Но, тем не менее, и сегодня, когда роман уже справил свой полувековой юбилей, он выглядит совсем неплохо: явных нелепостей не содержит, читается очень легко и, даже, включает в себя некое подобие детективной интриги. Ну, а что касается красивых теорий о свойствах вакуума и всяких там виртуальных кварках, наука, похоже, в этом вопросе за пятьдесят лет не очень-то и продвинулась, так что и с этой стороны к книге не подкопаешься. Тем более, что авторы в этот вопрос благоразумно углубляться не стали — главное, что «Чёрный ящик» существует, а для читателя в первую очередь интересны его свойства, а не то, как он устроен :).
Явной удачей авторов оказался и выбор манеры изложения — эдакой полуприключенческо-полунаучной. И, кстати, страницы, посвящённые советской академической науке, выглядят в романе даже как-то поувлекательней и поубедительней, чем линия Милича-Черныша: научный поиск, творческая работа и, тут же, изощрённые интриги, карьеристы и проходимцы. В общем, котёл ещё тот. Думается, и сейчас там мало что изменилось....
Отдельно хочется отметить прекрасно написанные вставки о «снах наяву» главных героев произведения: они получились и увлекательными, и остроумными, и с неплохим юморком. А уж аукцион, на котором критерием приобретения товара является сила желания его участников, так и вовсе супершедевр фантазии авторов. Впрочем, как и способность Ивана Фомича уменьшать людей взглядом :)....
Кропус, 20 мая 2018 г.
Первая половина книги понравилась. Соавторам явно удалось показать психологию деляги, которому мало иметь много денег, ему ещё нужно и других, тех кто чище него, совратить. Чего стоит фразочка «Он окинул здание института взглядом Люцифера. Я вас всех совращу, — подумал он.». (За буквальную точность не ручаюсь, но смысл такой). Но со второй половины пошёл сумбур.
Вообще я заметил, что соавторы нередко придумывают неплохие идеи, но за редким исключением не способны вытянуть вменяемый сюжет.
segenbrg, 1 сентября 2012 г.
Положил что-то хорошее в коробочку, нажал кнопочку, открываешь — а «чего-то хорошего» уже два! У кого из пацанов не билось учащенно сердце в грезах о таком фантастическом изобретении?! Кто не мечтал «положить в коробочку», попади она ему в руки, что то своё, нужное, заветное... Вот такая « коробочка» и попала в руки одному из главных героев романа. Именно за этой сюжетной линией и следил я в 8-9 лет читая эту книжку. И детектив и политика были безразличны... Полста лет прошло, а помнится хорошо!