Стиви Аллен «Общественное порицание»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не определено )
- Время действия: Близкое будущее
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
В будущем дальнейшее развитие получат не только технологии. Изменится и система правосудия. Уйдут в прошлое тюрьмы, исчезнут за ненадобностью палачи. Преступникам будет выноситься общественное порицание. Но насколько гуманней такая система?
Входит в:
— антологию «Histoires de pouvoirs», 1975 г.
— антологию «Social Problems Through Science Fiction», 1975 г.
— антологию «Criminal Justice Through Science Fiction», 1977 г.
— журнал «N comme Nouvelles n° 9», 1987 г.
— антологию «The World Treasury of Science Fiction», 1989 г.
— антологию «Обнажённое солнце», 1990 г.
— антологию «Общественное порицание», 1990 г.
— антологию «Мир в латах», 1991 г.
- /языки:
- русский (3), английский (3), французский (3)
- /тип:
- книги (8), периодика (1)
- /перевод:
- Е. Дрозд (3), С. Хиллинг (3)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 10 августа 2022 г.
В основе новеллы лежит очередная идея реформы судебной системы, основанная на ее «популяризации» (т.е. передачи в руки народа). По мнению автора, именно народ (а точнее, наиболее достойные его представители, собравшиеся в специально отведенном для разбирательства месте) должен выносить приговоры и одновременно приводить их в исполнение. А позволяет ему сделать это совместное психофизическое воздействие на обвиняемого, которое открыли совершенно случайно. Автор задается вопросом: будет ли общественное обвинение справедливым по сути и гуманным по форме? Судя по тексту новеллы, на оба вопроса писатель отвечает отрицательно. И я склонен с ним согласиться, ибо общественное мнение весьма субъективно и зачастую определяется пропагандой (например, теми же СМИ) или же личной симпатией/антипатией. Другими словами, объективность тут практически исключена. Мне, к примеру, очень не нравится рэпер Моргенштейн (и как исполнитель, и как человек). Но значит ли это, что я могу осудить его на смерть? Если б он кого-то убил или довел до самоубийства, такое наказание было бы оправдано. Но за одно только творчество (точнее, за отсутствие оного) приговаривать человека к высшей мере вряд ли будет делом справедливым. А уж казнить — тем более. Хотя бы потому, что это мало чему научит остальных. Тут гораздо эффективнее будет общественный бойкот его песен и концертов. Мрачный финал рассказа лишний раз подтверждает, насколько опасной и непредсказуемой может быть описанная процедура. Когда-нибудь общественные собрания на экзекуцию станут излишними, и казнить всех «негодяев» будут стихийно-собравшиеся толпы их ненавистников. Сразу на ум приходят два события из мировой истории: Варфоломеева Ночь (избиение гугенотов) и Ночь Длинных Ножей (расправа Гитлера над руководством штурмовых отрядов СА).
--------------
РЕЗЮМЕ: антиутопия на тему общественной ненависти (именно таков более точный перевод название новеллы). Детям до 18 настоятельно не рекомендуется!
god54, 21 декабря 2009 г.
Очень жестокий рассказ об удовлетворении потребности человека в правосудии и убийстве. Вспоминается наше прошлое, как мы все в едином строю осуждали и порицали, клеймили позором всех кто против нас, всех кто не так думает, всех кто не такой как все... Короткий, но очень эмоциональный рассказ.
АвК, 8 сентября 2010 г.
Рассказ о обществе, которое обрело паранормальные способности. Общество же осталось таким, каким и было- стадом волков в овечьей шкуре. Это рассказ о ведомой толпе. Это рассказ о принесении человека в жертву чудовищу. Человеческому стаду