Дж. Г. Баллард «Джоконда в полумраке полдня»
- Жанры/поджанры: Сюрреализм
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Для взрослых
Ричард Мейтленд временно лишился зрения. Слепота порождает в его мозгу странные, очень живые видения: мрачный остров, голубые скалы, зеркальный грот и женщина, чье лицо скрыто отблесками света…
Входит в:
— сборник «The Terminal Beach», 1964 г.
— сборник «The Impossible Man», 1966 г.
— антологию «Space Odyssey», 1983 г.
— сборник «The Complete Short Stories of J. G. Ballard», 2001 г.
- /языки:
- русский (4), английский (12)
- /тип:
- книги (13), самиздат (3)
- /перевод:
- В. Гольдич (2), Г. Шокин (2)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
vam-1970, 28 декабря 2023 г.
Герой временно ослеп. Пытается видеть мир внутренним зрением.... и видит Ламию, персонаж из древнегреческой мифологии. Которая могла вынуть свои глаза и пожирала детей. Страшно вроде. Сопоставление двух незрячих персонажей. Но героя тянет снова к этому видению.
А вы, читатели, думайте что хотите в данном случае — как толковать сюжет. Скорее всего как тягу к непознаваемому.
vfvfhm, 1 марта 2022 г.
Очень суровый рассказ не о бегстве от реальности, а о проникновении в самую его суть — «по ту сторону принципа удовольствия». В тот момент, когда Мэйтланд осознал, что являлось главным содержанием его психического бытия — а путь к осознанию парадоксально шел через ослепление — он прозрел и объятый ужасом сделал то ,что сделал.
Очень крутой, прямо-таки хрестоматийный рассказ, разъясняющий суть «внутреннего пространства», которое важнее «внешнего космоса». Исполнено в бесподобной манере Балларда, когда сухой, фактографический реализм смешивается с сюрреальным символизмом и все это пропитано невероятными пресуществляющимися метафорами.
Что касается сексуального смысла этой истории нового Эдипа, то в 1970 году Баллард заявил в интервью «Пентхаузу». что идея интереснее физиологического процесса. И подлиннее, можно добавить, и страшнее.
С другой стороны, все тех же эффектов — видений, погружения в суть собственной психики — можно добиться с помощью медитации. Но это же Баллард, поэтому болезнь, хирургическая операция, психоз фрустрации...
Groucho Marx, 15 февраля 2018 г.
Идеальная новелла о бегстве от реальности во внутренний космос.
Оказывается, видеть мир — это ещё не всё. Иногда зрение мешает постигать истину. Рассказ Балларда очень двусмысленнен, он лишён вывода, у него нет морали. Это характерно для большинства рассказов этого автора. Чем заканчивается «Джоконда в полумраке полудня»? Катастрофой или триумфом? Можно решить так, можно этак. И та и другая точка зрения на рассказанную историю совершенно равноценны.
Герой совершенно счастлив, отказавшись от реального мира. Долго ли продлится это счастье?