Роберт Музиль «Три женщины»
Сборник вышел в 1924 г. в Берлине. Включенные в него произведения имеют самостоятельную творческую историю и первоначально публиковались порознь и в иной последовательности. «Гриджия» (1921) и «Португалка» (1923) связаны с впечатлениями, полученными писателем во время его пребывания на итальянском фронте в 1914- 1916 гг. «Тонка» (1922) была задумана первоначально как часть большого романа и основывается на истории Гермы Диц, девушки из рабочей среды, связавшей свою жизнь с Робертом Музилем в Брюнне в 1901 г., последовавшей за ним в Берлин и там вскоре умершей при обстоятельствах, сходных с описанными в новелле. Объединенные в триптих, новеллы, сохраняя внутреннюю самостоятельность, собственные ведущие темы и проблематику, обнаруживают глубинную связь друг с другом. Одной из «сверхтем», нити которой тянутся из прошлого (от сборника «Соединения») в будущее (любовные истории Ульриха в «Человеке без свойств»), предстает тема «соединения» мужского и женского начал, тема «иного состояния», в котором «рациоидное», активное, интеллектуальное начало стремится к слиянию с «нерациоидным», пассивным, чувственным. В результате — по Музилю — в абсолюте, в идеале должна возникнуть сверхчувственная, но и одновременно сверхинтеллектуальная ситуация, состояние, подобное интеллектуальному оргазму творца, вдруг ощущаещего в себе потребность к Акту творения, которому вдруг «показывается» Истина мира.
Крайне любопытны в новеллах и объединяющие их друг с другом пространственно-временные структуры, используемые автором замыкания абсолютного и анонимного пространства до пределов пещеры в «Гриджии», комнаты в замке фон Кеттена в «Португалке», скромного прибежища бедных влюбленных в «Тонке». Обращает на себя внимание прием торможения и остановки времени, используемый автором: смерть времени может принести героям и их личную смерть (погибает в пещере Гомо, умирает в больнице Тонка), и выздоровление, пробуждение к «иной» жизни (фон Кеттен и его жена сказочным образом обретают счастье). В «Тонке», представляющей своего рода новеллу-«антисказку», в которой люди стремятся дать загадочному факту рациональное объяснение, отказываясь верить в волшебное событие, свершившееся вопреки внешней очевидности, главный герой выживает потому, что его погружение в мир «иного состояния» — лишь попытка, проба на пути в мир обыденный, а не желание жить этим состоянием.
В произведение входит:
|
||||
|
||||
|
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва