Джозеф Конрад «Gaspar Ruiz»
Чилийский генерал Сантьерра, ветеран войны за независимость, рассказывает своим гостям-англичанам историю жизни силача и великана Гаспара Руиса. Будучи рядовым солдатом Армии Независимости, тот был несправедливо приговорен к расстрелу как дезертир, а затем, чудом избежав гибели, возглавил мятеж и партизанскую войну против новой власти. Его история полна таких неожиданных поворотов и фатальных совпадений, что слушателям верится в нее с трудом. Поверят ли в нее читатели?
Впервые опубликовано в журнале The Pall Mall Magazine (London, UK) июль-октябрь 1906 и в газете The Saturday Evening Post (New York, NY, USA) 28 июля 1906 — 18 августа 1906.
Входит в:
— журнал «The Pall Mall Magazine, September 1906», 1906 г.
— сборник «A Set of Six», 1908 г.
Периодика:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
makar-g, 27 июля 2020 г.
Читая книги Джозефа Конрада, трудно не обратить внимание на одну закономерность, проявляющуюся у него значительно ярче, чем у других авторов: те произведения, где повествование ведётся от третьего лица (например, повести «Дуэль» и «Тайфун»), значительно более насыщены действием, чем рассказанные от лица одного из персонажей (как, например, роман «Случай» или большая часть рассказов). Соответственно произведения из первой группы зачастую относят к разряду «приключенческих» и включают в соответствующие серии и сборники, а вторые числят в ряду «серьезных». У Конрада контраст между историями от первого и третьего лица усугубляется тем, что первых лиц, зачастую, двое — собственно рассказчик и автор, пересказывающий услышанное или прочитанное, — поскольку оба они щедро делятся с читателем своими соображениями, так или иначе касающимися рассказываемой истории. Конечно, есть и исключения из этого правила. Например роман «На отмелях», хотя он и написан от третьего лица, настолько переполнен раздумьями и рефлексиями героя, разрывающегося между долгом и чувством, что несмотря на все формальные приметы литературы приключений, вряд ли подходит под категорию «рамочных».
Рассказ (или повесть — все же 12 главок?) «Гаспар Руис» являет собой обратный пример: здесь, несмотря на столь любимый Конрадом прием рассказа в рассказе, событий столько, что вполне хватило бы и на роман. Война и любовь, обвинение в предательстве и не вполне удавшаяся казнь, переход на другую сторону и месть — и все это сдобрено латиноамериканским темпераментом, поскольку дело происходит в Чили времён войны за независимость!
Жанр рассказа хочется определить как спагетти-вестерн, имея ввиду тот факт, что в нем, как и в лучших фильмах Леоне, стиль имеет не меньше прав, чем экшен.
Здесь можно прочесть любительский перевод первых четырех главок рассказа «Гаспар Руис»: