Евгений Агранович «Еврей-священник»
Прочитать стихотворение можно на авторском сайте.
Из воспоминаний автора: «Было у меня и стихотворение «Еврей-священник», которое в 60-е годы ходило по рукам. Люди переписывали его от руки. Его приписывали вначале Слуцкому, а через много лет Бродскому. Борис Слуцкий мне рассказывал, что его вызывали в «органы», показывали это стихотворение, пытаясь узнать, чьё это сочинение. Слуцкий сказал, что не знает, хотя знал прекрасно, потому что я ему первому дал прочесть, но меня он не продал.
В основу этого стихотворения лег конкретный факт: у меня была соседка, знавшая в одной подмосковной деревне батюшку-еврея, которого очень хвалили все тамошние женщины: и молодой он, и красивый, да ещё с высшим техническим образованием. И я представил себе, как этот еврей вначале окончил с блеском институт, потом его никуда не берут на работу, он идёт в священники и втягивается в это дело. Так, начав с обмана, он даже не заметил, как маска приросла: из притворства он становится истинным христианином.»
О судьбе публикации (а точнее — не публикации) стихотворения Агранович написал в эссе «Стишок с крылышками — подвиг без подписи».
Впервые опубликованное в 1993 году в альманахе «Ной».
Входит в:
— сборник «Шапка на снегу», 1996 г.
— сборник «Я в весеннем лесу пил березовый сок…», 1998 г.
— сборник «Избранное. Том 1», 2001 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
БорЧ, 29 января 2015 г.
В 1962-63 годах по всей Москве печатали «Еврея–священника»... в списках на пиш.машинках. Наверное общее количество копий по стране — превысило тиражи очень многих сегодняшних изданий фантастических романов. Всего 18 строф, но — целая маленькая поэма о «безродных космополитах» 50-х годов... Всего две строфы из начала — скажут больше, чем любой развёрнуто-многословный отзыв:
Он кончил институт в пятидесятом — / Диплом отгрохал выше всех похвал.
Тогда нашлась работа всем ребятам — / А он один пороги обивал.
Он был еврей — мишень для шутки грубой, / Ходившей в те неважные года,
Считался инвалидом пятой группы, / Писал в графе «Национальность»: «Да».
... и последняя строфа
Еврей мораль читает на амвоне, / Из душ заблудших выметая сор...
Падение преступности в районе — / Себе в заслугу ставит прокурор.
Надо сказать, что Агранович не знал лично Александра Меня... И «словесный портрет», и биография — абсолютно не совпадают... Но сколь яркие аллюзии!!!