Рэй Брэдбери «Пришло время дождей»
- Жанры/поджанры: Магический реализм (Современный )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Отель посреди пустыни, в котором живут только три человека. В этом месте дожди бывают только раз в году — 29 января. И вот наступило очередное 29 января, а дождя все нет, вместо него в отель приезжает женщина — преподавательница музыки из Калифорнии. Что было дальше, стоит прочитать.
Входит в:
— антологию «The Best American Short Stories 1958», 1958 г.
— сборник «Лекарство от меланхолии», 1959 г.
— сборник «Нескончаемый дождь», 1959 г.
— сборник «И грянул гром: 100 рассказов», 1980 г.
— антологию «Интегральное скерцо», 1989 г.
- /языки:
- русский (30), английский (2), украинский (1), болгарский (1)
- /тип:
- книги (33), аудиокниги (1)
- /перевод:
- А. Оганян (8), Б. Стасюк (1), Л. Цекова-Маринова (1), Т. Шинкарь (20)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
vfvfhm, 30 октября 2022 г.
Невероятно светлый, чистый и возвышенный рассказ о надежде, любви и свете.
Интересно, успела к этому времени выйти пьеса Сэмюэля Бэккета « В ожидании Годо». И успел ли ознакомиться с ней Брэдбери. Потому что это прямой ответ на вопросы, заданные известным абсурдистом. Бог есть, и Он придет, явит себя в своей силе и славе ,если открыть свое сердце для чуда. Не утратить надежду и веру. Даже прожитая жизнь имеет мощь для преображения мира. И любовь не уходит из мира, как бы отчаяние не хотело заставить нас поверить в это.
В человеке есть искра, способная преобразить пустыню Вселенной и заставить звучать музыку высших сфер.
artem-sailer, 1 ноября 2020 г.
Ну, разумеется, это аллегория. Причём, многоплановая.
Три старика живут в отеле в пустыне. Один раз в год в этой пустыне бывает дождь, все остальные дни года проходят в ожидании следующего 29 января, когда небо вновь разверзнется. Три старика, которые не нужны этому миру, целыми днями они только и делают, что бухтят друг на друга, восседая на креслах-качалках в тени веранды. Они даже хозяину отеля ничего не платят, и так уже лет двадцать.
Что может произойти интересного в их жизни, в унылом, длинном, бесконечном, как жвачка, бытие?
И вот ещё вопрос: а почему на очередное 29 января дождь не пошёл?
Ответ: правильно, единственное, что может внести жизнь в их беспросветное существование, — это женщина. Такая же как они, ненужная никому старая дева, играющая на арфе. В том мире, откуда она прибыла, её за всю жизнь никто так и не понял, не научился слушать её музыку. Вот она и бросила всё на старости лет и отправилась в путешествие наудачу. Вероятно, тот, кто находится наверху и пристально наблюдает за нами, на этот раз сжалился и позволил своим подопечным обрести друг друга: обитателям отеля — подругу и собеседника, музыкантше — благодарных слушателей. Встретились два одиночества, но вместе ведь уже не так одиноко, правда?
И стоило её прикоснуться к струнам арфы, как с неба полил дождь. Как это прекрасно — если она согласится остаться в отеле, то каждый вечер у них теперь будет дождь, свой, обязательный, и уезжать никуда не нужно.
Это ли не идиллия? Хотя идея Стронция 88, высказанная в предыдущем комментарии, выглядит тоже интересно.
Стронций 88, 22 марта 2016 г.
Я читаю предыдущие отзывы и слышу одно, слышу слова о надежде – действительно очень правильные сильные слова, слова которые заслуженно цитируются и за красоту свою и за смысл. Это выражение о надежде очень сильно привлекает внимание, но вот ощущение у меня было какое-то странное... В этой пустыне, в этой сухости и старости мне лично не чувствовалось ни какой надежды – то была какая-то потусторонняя безнадёга, практически ад. Ад из-за отсутствия надежды, из-за какой-то бесцельности, из-за отсутствия времени, точкой отсчёта которого является день дождя… который возможно и не наступит. Я думаю, этот рассказ ещё и о другой известной истине – «человеку нужен человек». Эти старики, страдающие в безвременье пустыни. И эта женщина, страдающая в мире обывательства, где нет ни единого человека «слушающего по-настоящему», не единого человека оценившего бы её несомненный талант. Это было что-то загробное. Два ада. Но вот встреча их – и ад превращается в рай. Мне одному показалось, что все они уже мертвы и это их чистилище? Чистилище безнадёги, где все они должны выстоять, сохранить в себе веру – и только тогда они встретятся, найдут, дождутся друг друга. «Человеку нужен человек». И ад их превращается в рай. И в пустыню приходит время дождей.
Такие мои мысли.
primorec, 21 сентября 2012 г.
«Не надо терять надежду. Когда все потеряно, остается надежда. Надо всегда во что-то верить».
Об этом эта маленькая, грустная и пронзительная история: о Вере в чудо, которое случается, порой, тогда, когда уже нет никакой надежды, когда впереди — только песок и прах давних воспоминаний, которые несут ветры безнадежности.
На краю пустыни, в полуразвалившейся гостинице доживают свой век три одиноких старика. Здесь нет жизни, нет людей, нет работы, нет занятий, кроме как ждать единственного яркого события — дождя, который идет один раз в год. Пока не настает год, когда дождь так и не пошел.
Три старика, из которых с каждой минутой ожидания по капле истекает вера, надежда, сама жизнь. И вдруг Чудо — новый посетитель, удивительная женщина, талантливый музыкант, отправившаяся в путь в поисках родственных душ, последних слушателей ее удивительной музыки. Настоящее Чудо, древняя богиня Природы, музыкой приносящая дождь, возрождающая угасающие чувства...
Когда я читала этот рассказ, вспомнился давний случай. Мы возвращались с 65-летнего юбилея приятеля, и хороший друг Валя, пьяненький и счастливый, яростно кричал звездам о своей вере в то, что в 65-ть — ничего еще не кончено и еще будут яркие события и свершения. Валя умер через неделю от инсульта, но Вера и Надежда до последнего были с ним, поскольку умел он слушать и слышать саму Жизнь. «Звуки арфы... Слушайте, слушайте же их! Десятилетия засухи кончились. Пришло время дождей».
evridik, 10 апреля 2013 г.
Должно быть, эта повесть не зря поставлена в самый конец сборника «Лекарство от меланхолии». Это в ней звучат знаменитые слова, лейтмотивом проходящие через все предыдущие истории: «Когда всё потеряно, остаётся надежда». Это в ней мечтают о дожде иссохшие, уставшие жильцы отеля, которых не поддерживает ничто, кроме надежды. Это в ней день, когда чаяние оправдаются, отмечен определённой датой на календаре. И когда день этот проходит, и ожидание прерывается отчаянием, приходит та, что приносит облегчение. Не смерть, нет. Женщина с арфой. Музыка и дождь сплетаются под безмолвным восторгом страждущих. Музыка и дождь. Каждый день. Навсегда.
Слишком красиво и проникновенно, чтобы быть настоящим, но это оно и есть. То самое, от чего наворачиваются слёзы.
+10
Stirliz77, 18 марта 2012 г.
- Сколько я себя помню, двадцать девятого всегда приходили дожди, — мистер Терль умолк, сам удивившись, как громко прозвучал его голос. — Если они в этом году и запоздают на денек, я не стану роптать и гневить Бога.
Жил да был на свете один отель. Прожил он жизнь долгую, хотя, видимо, и не очень счастливую, потому как стоял он не на Лазурном Берегу, не на каком-либо курорте и не в крупном городе, а в прокаленной солнцем пустоши, где-то на пути из Грин-Сити, Айова, в Калифорнию. «Отель напоминал высохшую кость в пустыне» и назывался соответственно — «Пустыня». В таком безрадостном и унылом месте жили три человека: хозяин отеля мистер Терль и два его постояльца — мистер Смит и мистер Фермли. Денег он с них за постой не брал, предпочитая меркантильной выгоде хорошую компанию. Так они и жили втроем уже поди лет двадцать, привычная жизнь тянулась изо дня в день по издавна заведенному распорядку. Лишь одна радость нарушала пыльное однообразие будней — раз в году, ровно 29-го января в пустоши выпадал дождь, смывавший жар и прибивавший пыль. Только этот дождь позволял каждый год находить в себе силы, чтобы прожить следующий. Насупило очередное 29-е января, но дождь всё не приходил...
Старость и увядание, безжалостная энтропия, медленно и неотвратимо засасывающая всех и вся, пустыня, раскинувшаяся на месте когда-то зеленевших садов — всё проходит, всё заканчивается. Три человека, проводящие финал своей жизни в выжженой зноем пустоши и сами ставшие «словно сухие листья табака» — они живут лишь надеждой, надеждой на дождь. Но однажды дождь не приходит и это становится тем самым событием, что фактически разрушает эту маленькую отшельническую общину: мистер Смит решает уехать и покует чемоданы, а мистер Фермли решает не вставать с постели до тех пор, пока дождь ни придёт.
Начало рассказа оказалось довольно мрачным и безрадостным (хорошо хоть отель назывался не «Оверлук»), но всё переменилось буквально в одночасье с прибытием в это Богом забытое место случайного посетителя, точнее посетительницы. Мисс Бланш Хилгуд — «выпускница Гринельского колледжа, не замужем» всю свою жизнь занималась музыкой и, выйдя на пенсию, решила покинуть родные места и перебраться в Калифорнию. Но с транспортом у неё как-то не задалось — автомобиль, на котором она путешествовала испустил дух аккурат возле отеля. Видимо провидению было угодно, чтобы она стала избавлением для этих трех, затерянных в жарком безвременьи, людей. Дождь, долгожданный и такой прекрасный дождь пошел именно благодаря ей, благодаря её искусству, благодаря той музыке, которую она привезла с собой. «Звуки арфы... Слушайте, слушайте их! Десятилетия засухи кончились. Пришло время дождей».
Итог: ещё один маленький шедевр, вышедший из-под пера Брэдбери. В считанных страницах текста он смог сказать больше, чем многим удается сказать в огромном романе. Здесь надежда тесно переплелась с усталостью, а счастье с волшебством, рожденным из тонких струн арфы, чтобы в итоге произвести на свет прекрасный, тонкий и лиричный рассказ. Однозначно рекомендую.
тихий омут, 29 июля 2011 г.
Рассказ об одиночестве и поиске родственной души. Ведь засуха и пустыня простирается вовсе не за окном дома, где живут герои, а глубоко в душе каждого из них. И пусть дождь не забарабанил по крыше и в окна, но время засухи прошло и наступил сезон дождей с появлением нового постояльца в отеле «пустыня».
Красиво, поэтично, символично. Но увы, не проникся я всей душой и сердцем этим рассказом. Может опыт жизненный не тот, а может просто есть рассказы на эту тему посильнее.
sham, 13 июня 2010 г.
В очередной раз перечитывая Брэдбери убеждаюсь в правоте пословицы «Всё гениальное — просто». Пересказывать такие рассказы глупо: жили-были 3 старика, они ждали дождь и было им грустно; появилась женщина сыграла им на арфе и они повеселели. На первый взгляд обыкновенная история, которая вроде бы не должна цеплять, с минимум сюжета и динамизма. Но зато как красиво! Брэдбери очень четко выписал жару, изнурящую, депрессивную; и как он нарисовал музыку, несущую влагу и дождь... особо в этой связи хочется отметить переводчика!
Alexandre, 29 октября 2009 г.
Наверное не всем понятно. Но что мне за дело? Рассказ прекрасен, в частности потому, что рассказывает и о моей жизни. Хотя живу я не в пустыне, и дождей в моём родном городе предостаточно.
Люди нужны людям. А если с этим всё в порядке — то и остальное приходит, даже дождь, о котором столько лет бесполезно молили постояльцы гостиницы и её хозяин.
И, конечно, важно, что появилась Женщина. Как считают последователи одной восточной религии ни мужчина, ни женщина — это не люди. Только вместе. И, конечно, не обязательно всегда быть вместе, но возвращаться друг к другу необходимо. И быть нужными друг другу — обязательно.
И тогда появляется счастье, то самое, которое разрушается только смертью.
god54, 22 сентября 2009 г.
Нужно всегда ждать чуда и оно придёт к тебе. Но не просто ждать, а верить. И тогда совместная воля помноженная на вибрации воздуха во Вселенной могут, а это теоретически возможно, исполнит твое желание. И тогда мир станет другим, да и ты тоже...
DukeLeto, 19 января 2007 г.
На склоне лет желания человека становятся простыми и бесхитросными — как у маленьких детей, а желания имеют свойство сбываться самым неожиданным для нас образом.
Anita, 30 июня 2008 г.
Изумительный по красоте и поэтичности рассказ. Видение картинки полное.
Музыка стучит и ласкает — как капли по коже, — и ведет за собою дождь...
Yazewa, 6 января 2008 г.
Вот на что способно настоящее Искусство. Впрочем, надо отдать должное и тем, кто способен его так воспринимать! Музыка — животворная, как вода...
ona, 23 февраля 2007 г.
Раскаленный немилосердным солнцем отель с символическим названием «Пустыня» и трое стариков — хозяин и два постояльца, живущие здесь уже 20 лет, и надежда на долгожданный дождь... «Когда все потеряно, остается надежда.» Неожиданный приезд старой леди с арфой, который все меняет.
Звуки арфы, звуки дождя... «Десятилетия засухи кончились. Пришло время дождей.»
Поэтично. Оптимистично. И, пожалуй, действительно обнадеживает, несмотря на общий минорный тон рассказа...
Andreev, 23 мая 2008 г.
В их жизни наконец то появилась гармония и все стало на свои места.