Рэй Брэдбери «Дракон»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Неопределённое время действия
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
У этого дракона глаза — огонь, и дышит он паром и дымом. Ни у кого ещё не получалось его одолеть, он большой и страшный и мчится по долине...
Двое рыцарей у костра. Подкарауливая дракона, коротают холодную и неуютную ночь, рассказывая друг другу небылицы — одна страшнее другой...
Что есть время — прямая или круг? Течёт ли река неумолимо или может повернуть вспять?.. Быть может, время — это спираль, и с соседних витков можно видеть друг друга?..
Входит в:
— журнал «The Magazine of Fantasy and Science Fiction, March 1956», 1956 г.
— сборник «Лекарство от меланхолии», 1959 г.
— сборник «Нескончаемый дождь», 1959 г.
— сборник «Р — значит ракета», 1962 г.
— журнал «Mardus 3. 1991», 1991 г.
— антологию «Театр Теней», 1991 г.
— антологию «Страх», 1993 г.
— «Модель для сборки», 1995 г.
— антологию «Планета Норагаль», 1996 г.
— антологию «Dragons: The Greatest Stories», 1997 г.
— антологию «Звезда по имени Галь. Земляничное окошко», 1999 г.
— сборник «Высоко в небеса: 100 рассказов», 2003 г.
Номинации на премии:
номинант |
Хьюго / Hugo Award, 1956 // Рассказ |
- /языки:
- русский (39), английский (4), украинский (2), болгарский (1)
- /тип:
- книги (40), периодика (2), аудиокниги (4)
- /перевод:
- Н. Галь (28), Е. Кифенко (2), А. Оганян (4), Л. Цекова-Маринова (1)
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 15 февраля 2025 г.
Два человека сидят у костра, затерянного посреди безлюдной пустыни, тревожно вслушиваясь в окружающую их тишину. Они хотят и опасаются встречи с огнедышащим драконом, который пожирает всех тех, кто странствует между двумя соседними городами. Только вот окружающая местность совсем не напоминает им их родной мир... Короткое эссе, пытающееся объяснить нам один из вариантов появления в фольклоре такого персонажа, как дракон. Поскольку в животном мире Земли похожих рептилий не было, автор решил прибегнуть к испытанному приему «перекрестка миров» (точнее, «наложения реальностей»). Ведь наш четырехмерный континуум, как известно, сильно искривлен в N-мерном пространстве-времени и иногда может накладываться сам на себя, совмещая разные эпохи. Тогда прошлое может неожиданно встретиться со своим будущим и такая встреча будет истолкована как очередное сверхъестественное явление. Например, исчезновение судов и самолетов в т.н. Бермудском треугольнике. Или встреча с огнедышащим драконом посреди вневременной пустыни. Разве могли два неграмотных рыцаря предположить, что это и не дракон вовсе? Как и сам «дракон» не мог понять, откуда на его пути оказались два средневековых рыцаря.
---------
РЕЗЮМЕ: одно из возможных объяснений возникновения в народном фольклоре образа огнедышащего дракона. Как говорил Альберт Эйнштейн, нет в нашей Вселенной ничего загадочнее и непонятнее инверсного времени.
Тимолеонт, 8 декабря 2024 г.
Это почти то же самое, что если б Дон Кихот жил после изобретения парового двигателя. Здесь мораль и идея мне показались вообще сомнительной — классические рыцари стали архаикой уже после появления плотного пикинёрского строя, мушкетов, артиллерии, массовых армий и, особенно, смены экономической модели. А всё это было за века до первых поездов, и именно они смели своей неукротимой яростью и мощью все рыцарские клинья. Что уж тогда сразу не космический корабль на старте не испепелил их? Впрочем, история-притча от этого хуже не становится и читать в любом случае было интересно.
vfvfhm, 26 октября 2022 г.
Замечательный образец новеллистического жанра. Атмосферно, поэтично, и такой парадоксальный финал, который полностью меняет оптику и философию произведения. Краткий учебник литературного мастерства.
Цепануло только одно. В 900-м году от Р.Х. не строили каменные замки и не носили латных доспехов. Просто не умели это делать.
zotovvg75, 31 марта 2023 г.
Коротенькая зарисовочка о загадочном и неуловимом четвертом измерении-времени. Фантаст не был бы фантастом, если бы в своем творчестве не обращался к этому мимолетному мигу между прошлым и будущим. Брэдбери не раз это делал, и если в классическом «И грянул гром» показал нам ставшим нарицательным «эффект бабочки», то здесь сделал упор на саму загадку непостижимого для человеческого разума измерения. Если говорить о этой непостижимости, то есть версия, что здесь дело просто в особенностях воспринимающего аппарата человека, что в космических масштабах можно представить время и в пространственном отношении. Иногда такие чудеса происходят и у нас на Земле в виде скажем хрономиражей или других необъяснимых событий. В рассказе неведомые силовые линии наложились друг на друга и в «кротовую нору» юркнули события из двух времен, свернулись в кольца спирали и проявили время в пространстве разных тысячелетий. Все вышло красиво, загадочно, волнующе.
Но главная красота в ярком описании вихря, несущего на своих крыльях само время. Здесь заключен весь Брэдбери, весь его оригинальный писательский дар с имеющими свой специфический почерк образными представлениями. В подобном и заключена неповторимость таланта знаменитого американского фантаста, что впрочем не было бы столь красочно выражено для нас без замечательного перевода Норы Галь. А это важно, также как умение обработать драгоценный камень, вот поэтому так здорово передается нам ощущение тревоги и непостижимой тайны. Рассказ быстротечен. как и пронесшийся по его страницам поезд и данная краткость является только одним его условным минусом.
Махновец, 12 октября 2021 г.
«Дракон»-паровоз Бредбери это рассказ о «попаданцах» в будущее. Старая история про магию и технологию (см. третий закон Кларка и религию самолётопоклонников ), история про страшное и непонятное. Казалось бы, старая. Но нам уже не нужно будущее, чтобы сойти с ума. Люди боятся компьютеров и холодильников, им кажется, что микроволновка смеётся и издевается над ними.*** Люди уговаривают машину завестись и даже придумываются ритуалы. Новое и непонятное — поклонение или уничтожение. НЕ изучение и постижение. А нужно просто иногда отключать чувства и включать мозг.
***
lubar, 13 января 2020 г.
Рассказ скорее юмористический, хотя героев жалко. Главная сила рассказа в атмосфере, которую создают как автор, так и рыцари. Да и обитатели дракона тоже не считают место встречи с рыцарями очень гостеприимными.
Рассказ хорошо запоминается. Черно юмористическое фэнтези.
lex_art, 15 августа 2019 г.
Безусловно, один из самых интересных рассказов Рея Бредбери.
Сюжет можно воспринимать буквально (есть долина, в которой пересекаются два мира, из-за чего время от времени происходят несчастные случаи с излишне любопытными людьми), а можно как аллегорию (есть консерваторы, движимые долгом, есть прогресс, движимый необходимостью, и есть драма от их столкновения). Как известно, достаточно продвинутая технология мало чем отличается от магии (третий закон Кларка). Дракон — магическое существо. Паровоз для мира, в котором обитают рыцари, — продвинутая технология. Вот и получилось, что два героя пошли сражаться с магической тварью не понимая, что сражаются они с техническим прогрессом.
Короче, не стойте на пути технического прогресса. Вам честно посвистят свистком, чтобы вы убрались с дороги, но останавливаться никто и не подумает. Ваши благородные побуждения тоже не будут иметь никакого значения. Снесет, как того рыцаря с копьем.
artem-sailer, 27 апреля 2016 г.
Этот рассказ — совершенство. Ни больше и ни меньше, также как в нём самом нет недосказанности и нет ничего лишнего. Возможно, самый лучший во всей мировой литературе рассказ. Добавить тут больше нечего.
Разве что вот это — слышал его давным-давно в великолепной передаче «Модель для сборки». Поэтому, когда сегодня утром читал в бумажном варианте, в голове всё равно играла психоделическая музыка DJ Инкогнито, а текст словно бы начитывал Владислав Копп...
Стронций 88, 18 января 2016 г.
Типичный «перевертыш» – короткий, добротный, и, что радует, без претензий на что-то большее (всё-таки Брэдбери всегда знает, что делает). Однако понравилась эта пустошь – как место где нет времени (и, собственно, возможны такие вещи). Язык, как всегда, прекрасен.
V-a-s-u-a, 3 августа 2015 г.
Стандартный перевёртыш — он, как ни верти(no pun intended), стандартный перевёртыш. И, по-моему, Брэдбери смог привнести в формат едва ли сильно больше, чем какой-нибудь относительно безвестный участник очередной фантлабораторной.
Разве что мысль, что рыцари сами виноваты, что стали жертвой дракона — исключительно их собственные страх и воинственность тому виной. Это достаточно милый посыл. А в остальном — ничего нового: то, что наука на достаточно высоком этапе развития неотличима от магии, всем давно известно. По крайней мере, всем любителям фантастики.
amak2508, 24 апреля 2014 г.
Один из наиболее часто публикуемых у нас рассказов автора. К сожалению, на сегодня интерес в нем вызывают только его эмоциональная составляющая (общая атмосфера, гнетущее ощущение неизбежности, страх и решимость героев рассказа исполнить задуманное) да, собственно, сам талант автора, выразившийся в построении произведения и его тексте.
Тема же о встречах во времени за прошедшие с момента написания рассказа полстолетия эксплуатировалась писателями-фантастами столь нещадно, что современный читатель знает о ней уже практически все (и даже больше :)). Вот в том далеком 65-м, когда вещь была опубликована в неизбалованном фантастикой Союзе впервые, она действительно впечатляла...
Солнечный ветер, 4 ноября 2013 г.
Великолепный рассказ. Порадовала и концовка, и затронутая тема. А вообще мне очень нравится каким красивым языком пишет Брэдбери. Какие невероятные описания, сравнения. Очень здорово передана атмосфера некой неотвратимости, тревожного ожидания и надвигающейся безысходности. Кто и что символизирует, по моему мнению, говорить не буду, а то ощущения от финала подпорчу. Читаем, получаем удовольствие)
Gnbwsyf, 30 марта 2010 г.
Брэдбери не только великий фантаст, но и великий философ!!!
В этом коротком рассказе таится глубокий смысл: что для одного привычно и обыденно, для другого необыкновенно и таинственно!
Страшный и непобедимый дракон оказался всего лишь поездом из нашего времени.
Мне в голову приходит такая шальная мысль — как бы отреагировала моя пра-пра-пра-бабушка на мобильный телефон, компьютер или микроволновую печь, появись они у неё неожиданно?:biggrin:
Alexandre, 29 октября 2009 г.
Совершенно явно — это столкновение прошлого и будущего. «Здесь, на равнине, нет Времени — только Вечность.» Бедные рыцари, долг приказывает им сражаться с драконом, но ведь нет у них шансов. И все же выходят они на битву.
А сам Дракон — как внезапно это оказывается — нет чудовища, есть только обычная, недобрая, но и незлая машина, зацепившая своим боком кусок другого времени и натворившая, как и положено машине, немало бед.
Эх, огородили бы в прошлом эту лощину, чтоб не забредали туда овцы, да и рыцарям нечего было соваться на верную смерть! Но легко советовать нам, посторонним наблюдателям, а те, кто живет в том давно прошедшем времени, опять собирают в бой очередного рыцаря, желающего победить кошмарного дракона.
А ведь кто мешал поставить освящённые кресты — и никогда из своего логова не выбрался бы дракон к людским поселениям. И пусть бы мелькал посреди надёжно огороженного пространства.
Приятный и чудесно написанный рассказ.
baroni, 30 января 2009 г.
Один из самых великолепных рассказов Брэдбери. Стилистически безупречный, тонкий, поэтичный, и, одновременно, наполненный саспенсом. Один из самых «атмосферных» рассказов в мировой литературе. И головокружительный финал, переворачивающий всю ситуацию с ног на голову. Это даже не сюжетный поворот, а сюжетный взрыв. Рассказ для многократного перечитывания — перечитываешь, и пытаешься понять: как же в этом рассказе все устроено? в чем заключается его волшебство? Понять не удается. Понимаешь лишь одно: Брэдбери — гений.