Сигрид Унсет «Венец»
- Жанры/поджанры: Историческая проза | Реализм
- Общие характеристики: Социальное | Семейно-бытовое | С ярко выраженной любовной линией | Психологическое | Религиозное (Христианство (Католичество ))
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Северная Европа ))
- Время действия: Средние века
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Историческая трилогия выдающейся норвежской писательницы Сигрид Унсет (1882—1949) «Кристин, дочь Лавранса» была удостоена Нобелевской премии 1929 года. Действие этой увлекательной семейной саги происходит в средневековой Норвегии. Сюжет представляет собой историю жизни девушки из зажиточной семьи, связавшей свою судьбу с легкомысленным рыцарем Эрландом. Это история о любви и верности, о страсти и долге, о высокой цене, которую порой приходится платить за исполнение желаний.
Входит в:
— роман-эпопею «Кристин, дочь Лавранса»
- /языки:
- русский (7), английский (1)
- /тип:
- книги (8)
- /перевод:
- М.А. Дьяконов (7), Т. Нуннали (1)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Paganist, 7 сентября 2020 г.
Норвежское средневековье в исполнении Унсет не выглядит тёмным и беспросветным, а его обитатели — мракобесами. А всё потому что автор погружает не в исторические события, в коих можно было бы найти немало стереотипных с обывательской точки зрения представлений о Средних веках, а в непосредственную жизнь людей. Впрочем, декорации средневековья играют свою роль. Прежде всего, объясняя социальные и моральные аспекты норвежского общества того периода. Однако поведение и переживания героев вполне укладываются в реалии нашего времени. Или наивные девушки ныне не влюбляются в красивых «плохишей»? Или запутанная личная жизнь характерна лишь для средневековья? Или моральные терзания от импульсивных (читай таких, которые сделаны под влиянием страсти) поступков, громкие невыполненные обещания и неудачные попытки следовать принципам — отличительная черта людей средневековья?
«Венец» — первый роман трилогии. Но нетрудно догадаться, какими будут последующие. Не сюжетно, а стилистически. Они будут вторить первой книге, где делается упор на внутренние переживания героев, малособытийность и столкновение христианско-средневековой морали с проявлениями природы человека. Плюс манеры Унсет — отстранённое повествование, где автор не страдает этическими проповедями на тему «что такое хорошо, что такое плохо». Она только описывает жизнь, выводы — удел читателя. Минус — монотонность текста. Даже когда герои «раскрывают душу», эмоциональный градус повествования если и меняется, то на величину, которой можно пренебречь.
Книга явно на любителя. Буду читать дальше в надежде, что Унсет сможет удивить и посрамить мои предположения насчёт второй и третьей книги.
ужик, 21 августа 2017 г.
Книга, написанная почти 100 лет назад (в 1920 г.), неожиданно порадовала меня куда большим натурализмом в описании человеческих взаимоотношений, чем более современные произведения. (А вы говорите — «женское чтиво», «любовный роман«! )))
История жизни и взросления молодой девушки из состоятельной семьи в Норвегии первой четверти XIV века дает объемную картину жизни общества того времени. Суровый быт в декорациях сложных погодных условий, переплетение языческих верований и обычаев, «заштукатуренное» верой во Христа и напускной религиозностью, заботы о материальном благополучии и благополучии семьи, столкнувшиеся с простыми человеческими чувствами и стремлением быть счастливой.
Кристин — обычная глупенькая пятнадцатилетняя девушка, у которой есть жених, но которая любит не рассудительного, смешливого, но простоватого Симона, а красивого, овеянного героическим ореолом Эрленда. В семье Кристин наступает период, знакомый любому современному родителю, — дочь взрослеет и пытается, в меру сил, самостоятельно влиять на собственную жизнь и собственное будущее. Получается, как всегда, неумело, наивно и «в пылу страсти», с высокопарным «я умру без него», готовностью пуститься во все тяжкое и клятвами о любви до гроба.
«Противоборство» между родительским «как лучше» и дочкиным «он такой классненький!!!!!» длится два года, и здесь звучит вот та самая проза жизни, за которую я недрогнувшей рукою ставлю максимальную оценку — Кристин, так уверенная и такая влюбленная вначале, начинает сомневаться, а «позолота» с образа прекрасного Эрленда потихоньку стирается.
Но ведь потрачено так много сил, а у родителей вымотано столько нервов и жил, что отступить теперь невозможно. Цель вроде бы достигнута, свадьба совсем близко, а счастье какое-то... неубедительное...
И вот еще одно достоинство романа — автор совершенно не морализирует и не становится на сторону того или иного персонажа. Кристин вполне естественна и убедительна в своей первой отчаянной влюбленности в «плохого парня». Эрленд так же естественно смотрится в амплуа недальновидного, порывистого «вечного мальчика» с «душой нараспашку». А родители, желающие дочери только счастья, пекутся о ее благополучии и искренне переживают, что жених, в общем, не лучшая партия для Кристин, и речь совсем не о деньгах, а о личных качествах человека, который ведет себя с их дочерью, по сути, как с подзаборной шлюхой... Но, естественно, из самых кристально чистых и благородных побуждений. Любовь ведь, вроде бы, искупает все?
Эта самая тема и сейчас звучит очень актуально. Конфликт родителей и детей, момент, когда только оперившегося птенца пора выпускать из гнезда,а у него, по мнению родителей, мозгов на то, чтобы крылышками махать — и то не хватает. И родительское обреченное согласие — «делай уже что хочешь, только отстань!!!»...
Проза жизни )))
Velary, 5 ноября 2016 г.
Сигрид Унсет получила Нобелевскую премию по литературе «за запоминающееся описание скандинавского средневековья». Вероятно, заслуженно: приметы времени повсюду раскиданы в романе и создают действительно объёмную картину. Но вот сюжет, обрамлённый в эту раму...
«Кристин, дочь Лавранса» — история любви. Конечно, история взросления и жизни Кристин, но всё же в первую очередь — любви. Любви юной наивной девушки к слабому красивому мужчине. Их связала страсть, а не расчёт, и кто-то скажет, что так и должно. Однако рассказанная история заставляет взглянуть под другим углом. Будет ли Кристин счастлива в таком браке и заплатит ли она за свои «лучшие дни»? Об этом можно узнать в следующих книгах трилогии, вот только я их читать не собираюсь.
Почему? Написано ужасно скучно. Абсолютно безэмоциональное повествование, расцветающее только на описаниях природы.