Марта Сукап «Как избавиться от крыс»
- Жанры/поджанры: Сказка/Притча
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Генетические эксперименты, мутации
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой | Для взрослых
Патологическая ненависть к мышам и крысам превращает молодую привлекательную женщину в безжалостную кошку-крысолова...
На краю безумия героиня решает распрощаться с обыденной войной против мелких вредителей. Тихий кошмар, заползающий в щели стен, становится врагом, нарастающим с каждым шорохом. Грань между человеком и зверем едва ощутима, когда каждый шаг превращается в охоту.
Входит в:
— антологию «Финт хвостом», 1996 г.
— сборник «The Arbitrary Placement of Walls», 1997 г.
- /языки:
- русский (2), английский (3), французский (1)
- /тип:
- книги (6)
- /перевод:
- О. Захватова (1), П. Марсель (1), Л. Шабад (1)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Moloh-Vasilisk, 4 ноября 2024 г.
Как избавится от крыс. Марта Сукап. 1996 год.
На краю безумия героиня решает распрощаться с обыденной войной против мелких вредителей. Тихий кошмар, заползающий в щели стен, становится врагом, нарастающим с каждым шорохом. Грань между человеком и зверем едва ощутима, когда каждый шаг превращается в охоту.
Марта Сукап в своем произведении преподносит зловещую притчу о бесконечном противостоянии человека и природы, о той непримиримой борьбе, что, возможно, изначально обречена.
Автор изначально уводит нас в пространство повседневности, где краски едва уловимы, а текст полон ненависти к мелочам быта. Протагонистка, одержимая неутолимым гневом и отчаянием, превращается в символ бессмысленного и напрасного человеческого сопротивления, обреченного на фиаско.
Рассказчик с безжалостной точностью выводит сцены, где жизнь теряет привычные формы и начинает напоминать театральную постановку, доведенную до абсурда. Набор из диалогов, раздумий, метаний между отчаянием и гневом — всё это не служит развитию действия, но создает гнетущую атмосферу, где едва ли удается различить добродетель от безумия. Сам текст временами погружается в перегруженные аллегории и ненужные описания, словно желая заглушить в читателе любой светлый проблеск.
Отмечу и злоупотребление метафорами, стремление переусложнить то, что можно было бы выразить лаконично. Повествование чересчур нагромождено; каждое слово, как кирпич, утяжеляет текст, в результате чего вскоре теряется всякое сочувствие к главной героине. В какой-то момент ей становится невозможно сопереживать — автор, с избытком раздувая внутренний монолог, словно предлагает отказаться от всякой надежды на логику и проницательность.
По сути, это притча об отчаянии человека перед силами, неподвластными его воле, и о трагическом отказе принять это обстоятельство. Рассказ несет в себе множество потенциальных смыслов, но теряется в собственной замысловатости, где одна и та же мысль возвращается снова и снова, подавляя весь смысл под весом тяжелого и мрачного языка.
В итоге — мрачная зарисовка, по форме напоминающая переусложненный сценарий театра одного актера, несет мало ценного для любителя простоты или лаконичного философского взгляда. Она скорее заставит досадно морщиться, чем увидит в этом гимн человеческому духу. Словно низведенная до банальной бытовой истории, рассказ бросает на весы больше, чем может удержать. 5 из 10.