Сьюзан Вейд «Белая ладья, чёрная пешка»
- Жанры/поджанры: Мистика
- Общие характеристики: Психологическое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Для взрослых
У пожарного Эллиота не ладится семейная жизнь: его жена неожиданно забрала дочь и уехала к родителям после восьми лет совместной жизни. Тогда же Эллиот замечает, что территория вокруг его дома стала местом повышенной активности кошек и котов.
Эллиот Франклин, потеряв связь с женой и дочерью, сталкивается с загадочным поведением кошек, будто живущих своей таинственной жизнью. Оставшись один, он замечает тревожные знаки, уводящие его вглубь собственных страхов и сомнений. Мрачные сцены с белыми и черными кошками переплетаются с мыслями о семье, обостряя его внутреннюю борьбу.
Входит в:
— антологию «Финт хвостом», 1996 г.
- /языки:
- русский (2), английский (2), французский (1)
- /тип:
- книги (5)
- /перевод:
- О. Захватова (1), Ф. Лёбуше (1), Е. Фрибус (1)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Moloh-Vasilisk, 3 ноября 2024 г.
Белая ладья, черная пешка. Сьюзан Вейд. 1996 год.
Эллиот Франклин, потеряв связь с женой и дочерью, сталкивается с загадочным поведением кошек, будто живущих своей таинственной жизнью. Оставшись один, он замечает тревожные знаки, уводящие его вглубь собственных страхов и сомнений. Мрачные сцены с белыми и черными кошками переплетаются с мыслями о семье, обостряя его внутреннюю борьбу.
Произведение Сьюзан Вейд, представленное в файле «Белая ладья, черная пешка», предлагает, на первый взгляд, захватывающий рассказ, балансирующий между семейной драмой и мистикой, но, к сожалению, не оправдывает первоначальные ожидания. История вращается вокруг Эллиота Франклина — человека, застигнутого в водовороте личных конфликтов и навязчивых символов. В отстраненной и сумбурной манере автор исследует внутренние терзания героя, однако из-за чрезмерной зацикленности персонажа на себе, произведение лишается полноты и оставляет чувство незавершенности.
В описании семейных отношений в книге явственно ощущается разрыв между Эллиотом и его близкими, однако, к сожалению, оно остается поверхностным. Напряженность в браке с Ритой и отчуждение от дочери Анны подаются скорей как фоновые элементы, чем как действительно значимые конфликты. Жена Эллиота изображена лишь в общих чертах, а её мотивация уехать остаётся недосказанной, не вызывая эмпатии. В результате, обостряющийся семейный разлад не находит эмоционального отклика и ощущается скорее как нарочито добавленный конфликт.
Сюжет с кошками, занимающий центральное место в повествовании, создаёт атмосферу загадочности, однако кажется недостаточно мотивированным и слишком оторванным от реальности. Автор как будто стремится создать некий мистический конфликт между белыми и черными кошками, и хотя в начале это действительно добавляет интерес, вскоре эти сцены кажутся излишне повторяющимися и не имеющими развития. Этот приём утрачивает значимость и превращается в визуальный фон, не раскрывающий каких-либо глубоких метафор.
Ощущение незавершенности доминирует и в финале, где автор отказывается от ясного завершения в пользу туманной недосказанности. В результате, концовка кажется не столько многозначительной, сколько просто невнятной. Вместо того чтобы подвести черту под поисками героя и дать хотя бы намек на решение его внутренних конфликтов, автор оставляет в растерянности.
Несмотря на потенциал, роман уходит в сторону повествовательной неопределенности, которая скорее разочаровывает, чем завораживает. В итоге, произведение вызывает двоякие чувства: с одной стороны, интересный замысел, с другой — недостаточная проработка семейной темы, надуманные мистические элементы и финал, не дающий ответов. 5 из 10.
Ouroboros_8, 26 мая 2022 г.
֍ ВЕЧНОЕ СРАЖЕНИЕ, или ВОЙНЫ БЕЛЫХ И ЧЕРНЫХ КОШЕК ֍
ЦИТАТЫ:
«Эллиот стал всегда носить с собой блокнот, кратко записывая новости, которые он слышал, видел или читал, и пытаясь увязать конфликт кошек с внешними событиями».
(Сюзан Вейд. «Белая ладья, чёрная пешка»)
«В действительности они все из одной группы скрещивания. На основании этого шаблона доминантных и рецессивных генов, отвечающих за окраску, если кошка не белая, она черная».
(Сюзан Вейд. «Белая ладья, чёрная пешка»)
Чёрное и Белое … Белое и Чёрное … Ясный день и тёмная ночь: одно без другого не бывает, но плавно перетекает одно в другое.
***
В рассказе Сюзан Вейд «Белая ладья, чёрная пешка» из сборника «Финт хвостом» чего только нет: мистика, аллегории, философия и … глубокий внутренний смысл. Поэтому, прочитанный на ночь, на сон грядущий, он не оставил мне места для анализа и рассуждения. С вопросом «Что это было?» и девизом Скарлет О'Хара «Я подумаю об этом завтра» унеслась в мир сновидений.
И сон, действительно, приснился: яркий, красочный, фантастический. И была я в нём победительницей. И всё было во сне так, как я хочу: я подчиняла себе всех; обманывала неугодных и была абсолютно коварной и безнаказанной, а все мои прихоти исполнялись … Я была совершенно счастлива!
О! «Чтоб я так жил!!!»
Только сон-то был не от Бога, а, скорее, – от дьявола. А может, наоборот? Чёрное и Белое … Белое и Чёрное …
К чему это я? Да всё к прочитанному рассказу. И этот сон мне в помощь. Честно: он был. Что весьма удивительно: как правило, сплю без сновидений.
***
Фабула: разваливаются семейные отношения у мягкого и доброго человека – пожарного по имени Элиот, который дорожит семьёй и обожает Анни – маленькую дочку семи лет. Жена с ребёнком уезжают на лето (до школы) в другую местность, чтобы пожить в семье родителей жены главного героя. Пожарный понимает: разрыв уже случился.
И в это время с Элиотом происходят мистические, фантастические и одновременно реальные события, которые способствуют приобретению не только новых качества характера, но и всмотреться в огромный внешний мир и начать искать закономерности. Эти закономерности приводят к тому, что Элиот понимает происходящее в его собственном доме.
Философия: не существует резкой границы между «чёрным» и «белым»: между добром и злом. Именно чёрные кошки в рассказе символизируют добро, а белые – наоборот. И вечные столкновения: войны, драки между лагерем чёрных и белых. Так устроен мир. И в нём происходит постоянное движение: белое перетекает в чёрное, а чёрное – в белое.
Всё точно также происходит и в семье Элиота… Даже ненаглядная доченька приобретает новые черты, которые отнюдь не вызывают умиление …
А кошки? А кошки – существа замечательные. И не всегда они вызывают «ми-ми-мишные» эмоции. Звери из породы кошачьих – ещё те звери! Но, независимо от того, белые, или чёрные – это всё равно – кошки! Законы Менделя никто не отменял: «если кошка не белая, она черная».
А ещё мир полон других цветов, их оттенков и нюансов. Не только черный и белый. Даже у серого – «пятьдесят оттенков». «А если ты страдаешь цветовой слепотой, ты никогда не поймешь, о чем говорит человек, различающий цвета, что он видит. Даже если очень стараться». Как замечательно сказала Сюзан Вейд!
Замечательный рассказ. Высший балл.
А наблюдательность и размышления – замечательные черты характера. Их необходимо развивать. Философское отношение к миру, жизни помогает выживать в наше нелёгкое время. Оно никогда и «никогде» не бывает лёгким. Чёрное и Белое … Белое и Чёрное …
Учиться различать всё многообразие цветов в мире. Иначе мы не сможем понимать других.