Стивен Джонс «The Mammoth Book of Terror»
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Входит в:
— серию антологий «The Mammoth Book of...», 1991 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Borogove, 19 января 2021 г.
Немного парадоксальная, но очевидная мысль: все хорошие составители антологий когда-то набивали себе шишки на плохих сборниках. Вот и человек-ужас Стивен Джонс тоже наверняка мечтает некоторые свои ранние компиляции забыть как страшный сон. Стоп, он же как раз фанат ужасов! Тогда наоборот – как приятный сон. А возможно конкретно этот сборник он вообще не считает неудачей, с учетом того, что тот после релиза в 1991 году пережил еще два переиздания. Ну а у меня другое мнение: средний уровень произведений тут невысок, и главное непонятно, зачем было включать столько проходных вещей. Ладно бы они как низкий жанр не претендовали на особую литературность! Так они и напугать толком не могут! На исторический срез хоррора эта подборка тоже не тянет, хотя Джонс включил сюда вещи из разных эпох, в том числе из палпа тридцатых годов (Кейв, Веллман) и из рассказов середины века (Коппер, Четвинд-Хейс). Какие-то вещи разношерстные и друг с другом никак не желающие сочетаться. Разве что составитель пытался таким методом продемонстрировать разнообразие подходов к хоррору.
По порядку о содержимом:
Клайв Баркер «Последняя иллюзия» — не люблю Баркера, но вот эта атмосфера «Гран-Гиньоля», конечно, хороша. Ну и вообще в ужасах чем больше сюрреализма, тем эффектнее. Хорошая «открывшка» для сборника.
Дэвид Дж. Шоу «Бенни нам не сказал» — древнее-зло-убивает-не-особо-приятных-людей. Часть 1. С черным юморком, но посредственно.
Хью Б. Кейв «Мургунштрумм» — вампирская повесть из золотой эпохи палпа. Вроде как ничего из ряда вон выходящего, где-то даже наивно, но при этом чувствуется талант. Зловещая атмосфера соблюдена, на мой вкус, куда лучше, чем у того же ГФЛ, да простят меня адепты.
Дэннис Этчинсон «Ночная смена» — средненький рассказ с интересной, но недодуманной идеей. Жаль, потому что Этчинсон может лучше.
Лиза Таттл «Повелитель лошадей» — люблю Лизу Таттл. Тоже не самый удачный рассказ в её карьере (много сюжетных натяжек), зато видно, что автор умеет нагнетать обстановку, а от концовки действительно бегут мурашки по спине.
Рональд Четвинд-Хейс «Джампити-Джим» — готическая повесть о древнем проклятии. С толикой черного юмора, но в целом ничем не выделяющаяся вариация на тему.
Рэмси Кэмпбелл «Истек срок авторских прав» — неплохой рассказ о внутренней кухне издательского мира. Не страшно, но познавательно. Фанаты старого палпа оценят.
Карл Эдвард Вагнер «Река ночных грез» — одна из относительных удач сборника. Вагнер был талантливым писателем, но его стремление запихнуть порнушку туда, где ей не место, меня коробит. Без нее был бы добротный трибьют «Королю в желтом», с хорошим финальным твистом.
Бэзил Коппер «Янтарная пленка» — для фанатов старого Голливуда и экспериментального кино. Немного похоже на рассказы Кима Ньюмана, хотя и не так талантливо.
Брайан Ламли «Дом над прудом» — Ламли принято слегка поругивать и говорить, что он не дотягивает до ГФЛ. А мне, наоборот, кажется, что Ламли работает чуть более тонко и литературно по сравнению с Лавкрафтом. Вся вот эта Ктулхиана меня оставила равнодушным, но – внезапно! – после этого рассказа мне даже приснился сон про тварь с щупальцами. Кто бы мог подумать!
Роберт Блох «Югославы» — обаятельный рассказ о столкновении зла хтонического и зла бытового. Блох совсем плохо писать не умеет.
Дэвид Кэмптон «Перворожденный» — лишенная харизмы история о плотоядных растениях. Местами натуралистично.
Мэнли Уэйд Веллман «Черная драма» — еще одна палп-повесть. Одна из первых в палпе и на мой взгляд небезынтересных попыток сделать произведение по методу «текст-в-тексте», да еще и откланяться перед классиками – Байроном, Шелли и даже Г.К. Честертоном, с которого списан один из героев. Не гениально, но и общей картины не портит.
Чарльз Грант «Кристал» — неожиданно лучший рассказ сборника. О роли злого рока в судьбе, тщетных попытках найти свое место в жизни и о дыре в душе.
Ф. Пол Вилсон «Ведерки» — была бы еще одна средняя хэллоуин-стори, если бы не сложная тема (аборты) и не шикарно найденный автором центральный образ. Обойдусь без спойлеров, но рассказ стоит прочесть. Последняя удача сборника.
Дэвид Э. Райли «Голова сатира» — древнее-зло-убивает-не-особо-приятных людей. Часть 2. Мурашки не бегут, читать не интересно.
Стивен Лауз «Металлолом» — древнее-зло-убивает-не-особо приятных людей. Часть 3. Мурашки не бегут, читать не интересно.
Грэм Мастерсон «Обед для свиньи» — мясцо с кровищщей. Просто не люблю сплаттерпанк.