Эмили Сент-Джон Мандел «Станция Одиннадцать»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Постапокалиптика | Роман-катастрофа )
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Культы | Болезнь/эпидемия/пандемия (включая инвазии)
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный | Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Кирстен Реймонд никогда не забудет последнее выступление Артура Линдера, известнейшего голливудского актера, умершего прямо на сцене во время постановки «Короля Лира». Через пару недель эпидемия смертельного грузинского гриппа опустошит и разрушит цивилизацию... Спустя двадцать лет Кирстен вместе с маленькой театральной труппой «Дорожная симфония» бродит между поселениями выживших и пытается сохранить останки культуры. Но после прибытия в городок Сент-Дебора, обитель опасного самопровозглашенного пророка, жизнь актеров оказывается под угрозой. Жуткая и одновременно лиричная, «Станция Одиннадцать» рассказывает историю об отношениях, поддерживающих нас, об эфемерном характере славы и о красоте мира, который мы знаем.
Награды и премии:
лауреат |
Премия Артура Ч. Кларка / Arthur C. Clarke Award, 2015 // Роман | |
лауреат |
Премия сайта sf-Lit / sf-Lit Award, 2016 // (Канада) |
Номинации на премии:
номинант |
Национальная книжная премия / National Book Awards, 2014 // Художественная литература | |
номинант |
Гудридс / The Goodreads Choice Awards, 2014 // Художественная литература (11 608 голосов) | |
номинант |
Мемориальная премия Джона Кэмпбелла / John W. Campbell Memorial Award, 2015 // Лучший НФ-роман | |
номинант |
Премия «Солнечная вспышка» / Sunburst Award, 2015 // Для взрослых | |
номинант |
Британская премия фэнтези / British Fantasy Award, 2015 // Роман — Премия им. Августа Дерлета (лучший хоррор роман) | |
номинант |
Премия Фолкнера / PEN/Faulkner Award for Fiction, 2015 | |
номинант |
BooktubeSFF Awards, 2015 // Роман | |
номинант |
Премия Курда Лассвица / Kurd-Laßwitz-Preis, 2016 // Лучший зарубежный роман (Канада/США) | |
номинант |
Премия "Наша книга" / Le Prix Libr'à Nous, 2017 // Иностранная литература | |
номинант |
Премия Геффена / פרס גפן / Geffen Award, 2018 // Переводная книга НФ (Канада/США) | |
номинант |
Финская премия "Блуждающая звезда" / Tähtivaeltaja-palkinto, 2023 // Научно-фантастическая книга (Канада) |
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Ynona, 13 января 2024 г.
Поэтичный пост апокалептический мир!
«Станция одиннадцать» научно-фантастический роман 2015 года о ближайшем будущем, низко технологичном, земном. Ключевые персонажи пересекаются на стадии развития посттравматического стрессового расстройства; они разделяют публичную смерть печально известного голливудского актера, в то время как по городу прокатывается первая волна смертей. Они пытаются выжить в мире после эпидемии без электричества и современных технологий. В центре истории отношения отцов и детей. Автор умело сплетает прошлое и настоящее. Но так ли хороша предпосылка? Отец больше озабочен своей популярностью, чем развитием отношений с сыном, матерью или чередой женщин. Разрыв с семьей был причиной пророка? Эмили Сент-Джон-Мандель говорит то, что должна сказать, бесстрашно, убежденно и не стесняясь в выражениях. Язык Мандель проникновенен, что делает атмосферу книги еще более насыщенной.
Эмили Сент-Джон Мандель, мастерски создает постапокалиптический мир, который одновременно мрачен и полон надежд. «Станция одиннадцать» заставляет задуматься не только о хрупкости нашей цивилизации, но и о важности искусства и культуры в мире, который, кажется, обречен. Описания заброшенных городов и поиск людей придают книге глубокое эмоциональный оттенок!..
kypislona, 4 декабря 2021 г.
Реализм под маской постапокалипсиса. Причём маска не особо тщательно натянута и сваливается уже примерно ко 2 главе. Становится очевидно, что автору намного интересней следить за сплетениями судеб героев (актёр и его женщины, девочка, игравшая случайную роль в его последнем спектакле, медбрат, друг актёра, члены бродячей труппы и пр), чем за последствиями смертельного вируса. Также не интересно ей строить социальные конструкции общества постапока, отсюда самая заезженная тема — пророк очередной агрессивной секты, полный развал социума, выживание на уровне луков и лошадей. В общем кому просто хочется почитать неплохо написанную и переведенную книжку о человеческих судьбах, почему бы и нет. Кому бы побольше за эпидемии и выживание — не сюда.
Orand, 10 января 2021 г.
Слишком неоднозначное произведение, с точки зрения жанра. Кажется, что в произведении раскрыта тема постапокалипсиса, однако в произведении показана обрывочно.
Сначала автору удалось погрузить читателя в гущу событий,которые развиваются с невероятной скоростью.Исключительно, эта часть поставила в сильное недоумение.
Для чего автор ускорил течение события — неочевидно. Уверен, что читателю хотелось бы больше вникнуть в сам начальный процесс развития эпидемии, но из- за обрывов сюжета, увы, этого не получилось.
Читателю приходится прыгать сразу с места в карьер, разом переходя из одного события к другому. Лично для меня, это не понятно. Возможно,автор не захотел углубляться в начальное событие и сразу начать с сюжета после.
Конечно, забегать вперед можно . И иногда даже -нужно. Но чтение оставило такое впечатление, как будто читаешь что-то, готовое к циклу или серии книг, а в итоге получаешь скомканный сюжет о том, что «случилось страшное,а после него было...»
Естественно, в произведении существуют и плюсы. Это и продуманный ход сюжета после катастрофы, и поведение персонажей в «новом мире»,и описание их выживания. Однако, большая часть — это сожаление о том что мир утерян,а в новом мире сплошной хаос.
Как итог- очень слабое произведение.
majj-s, 9 марта 2020 г.
Жизнь коротка, а музыка прекрасна
Мы бродячие артисты, мы в дороге день за днем.
И фургончик в поле чистом — это наш привычный дом.
Мы великие таланты, но понятны и просты...
В версии постапокалипсиса от Эмили Сент-Джон Мандел с цивилизацией покончит Грузинский грипп. Такой же мгновенный и смертоносный, как Капитан Трип кингова «Противостояния». Большая часть сцен, связанных со смертельным вирусом, тоже нарочито скопирована у великого предшественника. И это ни в коем случае не обесценивает романа. В общем, он не о том, а причина трагедии выбрана как наименее разрушительная для предметного мира. Любая катастрофа планетарного или космического свойства потребовала бы серьезной проработки среды, усложнила и утяжелила книгу, не добавив ничего, кроме объема.
Из двух великих вопросов русской литературы Мандел выбирает «Что делать», «Кто виноват» ее не сильно интересует. Какой смысл докапываться до причин, когда без того известно, что человек смертен, и смертен внезапно. Она просто моделирует ситуацию, в которой внезапная смерть случилась с девятью десятыми популяции. Удивительным способом сделав так, чтобы внезапная смерть миллиардов не затенила и не обесценила внезапную смерть одного. Не оттого, что этот один был голливудской звездой, и не за тем что каким-то немыслимым гением. Но потому что Артур был человеком, которого узнаем и поймем (хотя вряд ли сильно полюбим). Одним из нас.
Он умрет на сцене в третьем акте «Короля Лира» накануне дня начала пандемии и не узнает, каким немыслимо хрупким окажется на поверку мир, который казался таким прочным. А мы, двадцать лет спустя, отправимся по дорогам того, что придет ему на смену, нового, но не дивного, с девочкой, игравшей в том же спектакле. Теперь уже молодой женщиной, актрисой и администратором кочующего театра «Симфония». Транспорт вернулся к тягловой лошадиной силе. Они странствуют по селениям, играя Шекспира как во времена Шекспира. Кирстен не помнит, что было с ней в тот первый год после грузинского гриппа и откуда у нее этот шрам, память милосердно затемнила тот промежуток времени. А потом оставалось выживать.
Сцены постжизни в романе, при всем их внешнем динамизме, выглядят тусклыми в сравнении фрагментами из прежнего мира, нашего с вами, большей частью связанными с жизнью Артура (того, что умер в «Лире»). И это мне кажется тоже намеренным авторским ходом; живите здесь и сейчас, цените, что имеете, наслаждайтесь каждым днем того немыслимо прекрасного, что считаете серыми буднями. И тогда обыденность станет для вас Станцией одиннадцать.
Да, кстати, а что за станция и каким боком она ко всему? Она сюжетный стержень книги. Графический роман с таким названием рисует Миранда, художница и первая жена Артура. Это настоящее произведение искусства, изысканное и эстетически безупречное, о техническом гении Докторе Одиннадцать, сумевшем эвакуировать с Земли, спасая от нападения инопланетян, некоторое количество людей на созданную им землеподобную Станцию одиннадцать. Принцип астероидов из «Маленького Принца», только гораздо больше, со своим океаном, где говорящие дельфины, которые любят, когда им поют. Такое сочетание Эдема с Ковчегом.
Миранда начала работу над «Станцией...» девчонкой, а закончила через много лет, оставив позади замужество с Артуром, крушение брака, став успешным финансовым аналитиком. И вот книга наконец увидела свет. По странному совпадению в вечер последнего спектакля, в последний вечер нашей прекрасной жизни. Она успеет подарить бывшему мужу пару экземпляров, один из которых достанется Кирстен, бывшей тут же, а другой попадет к восьмилетнему сыну актера, сыграв судьбоносную роль в жизни обоих.
Хорошая книга. Не постап, скорее Carpe diem. И еще о том, что когда у тебя есть нечто высокое, чему служишь изо дня в день, с кризисами легче справляться.
Я могу отбросить почти все, думает она, и начать заново. Не изменится только «Станция Одиннадцать».
Jekritch, 22 июля 2021 г.
История мирового апокалипсиса, начало которой совпадает с моментом смерти героя. Герой отнюдь не зомби, просто сюжет имеет несколько линий, проходящих в разных временных плоскостях, и в той, что начитается за двадцать лет до начальной точки, герой вполне себе жив-здоров и полон надежд на светлое будущее. Через двадцать лет после своей смерти герой по-прежнему мёртв, но линии судеб прошедших сквозь его жизнь и смерть переплетаются между собой, связываются в узлы и создают довольно занятное полотно сюжета.
В целом неплохо, не смотря на то, что мир постапокалипсиса шит белыми нитками. Чувствуется, что для автора это всего лишь способ донесения главной идеи: survival is insufficient.
SeverianX, 19 марта 2021 г.
Книга привлекла меня в первую очередь своей тематикой: мир, гибнущий от смертельного вируса. Что может быть актуальнее в 2020 году?
События происходят в США. В театре проходит спектакль «Сон в летнюю ночь», во время которого прямо на сцене актер Артур Линдер, играющий короля лира, умирает от сердечного приступа. В это время на сцене находилась девочка Кирстен, играющая одну из его дочерей. Этот роковой момент ей предстоит запомнить на всю оставшуюся жизнь. Как окажется, этот актер будет своего рода связующим звеном между многими последующими событиями.
В этот же день по всему городу начинают умирать люди от неизвестного ранее штамма гриппа, названного грузинским. И, конечно же, смертельную болезнь в США занесли из России. Инкубационный период вируса составляет всего лишь сутки, в условиях отсутствия вакцины летальность составляет 100%. Эпидемия захлестнула весь мир, в кратчайший срок уничтожив практически всё человечество. Остались лишь единицы уцелевших.
Вторая сюжетная линия произошла спустя 20 лет после пандемии. Перед нами Америка, опустошенная катастрофой. От одного небольшого поселения к другому движется театральная труппа, которая показывает представления во время стоянок. Таким образом они зарабатывают себе на жизнь. В этой группе оказывается Кирстен, та самая девочка с постановки «Короля Лира». В данном коллективе она актриса, но также тут есть музыканты, режиссер и представители других подобных профессий. Они заезжают в город, в котором с недавних пор правят сектанты, не желающие так легко отпустить гостей в дальнейший путь.
Параллельно рассказывается еще несколько историй, так или иначе связанных с актером Артуром Линдером. Прошлое и настоящее сплетаются в плотный неразрывный клубок. То мы узнаем о знакомстве Артура с его первой женой, а затем видим её смерть на пляже у южного моря. Сейчас молодой журналист пытается оказать актеру первую помощь прямо на сцене, а через 20 лет он же лечит жену фермера от пулевого ранения. Лучший друг Артура сидит с ним в кафе, а после катастрофы организовывает музей прошлого в аэропорту. Удивительно, как автор сумел все это соединить воедино.
События, происходящие после катастрофы, запомнились интересным антуражем. Постапокалиптическая Америка предстает перед нами жестокой и мрачной. Например, описание самолета, полного людей, из которого так никто и не вышел. Или описание заброшенных домов с трупами родителей и ребенка на кроватях. Все это получилось очень достоверным и пугающим.
Итог: В общем и целом, впечатление от книги получилось неоднозначным. Ничего особо нового автор в жанр не привнесла. Описанию гламурной жизни богемы уделено больше внимания, чем быту выживших. Да и не верится мне, что вся инфраструктура могла рухнуть настолько быстро. Спутники, электростанции, интернет и многое другое сейчас крайне автоматизированы и могут долгое время работать без участия людей. Не хватило мне также проработки мира после катастрофы. Прошло 20 лет, и за это время уже должно бы сформироваться новое мироустройство, которого мы по сути не видим.
Olcha, 27 июля 2020 г.
Читать этот роман в 2020 году слегка жутковато, но не более того.
Лично мне не хватило какого-то объема в персонажах. Временное построение сюжета — интересное, но не новое. Роман как как детский паззл с большими яркими кусками, но складывается он достаточно хреново.
В целом, читается легко и быстро, на пару карантинных вечеров — самое то!
chupasov, 10 июля 2017 г.
Это, конечно, «мэйнстрим». Такой «Век чудес» К.-Т. Уокер, только для взрослых. Сам постапокалиптический сеттинг продуман слабовато — получился мир от гуманитария (Откуда берется электричество? — Из розетки. А если в розетке нет, то, значит, все).
oryxandcrake, 2 апреля 2018 г.
Добротная постапокалиптика с жизнеутверждающим финалом — люди вновь освоили пользование электричеством. Остается надеяться, что новый мир, который они построят, будет немного лучше предыдущего.