fantlab ru

Дэн Симмонс «Горящий Эдем»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.86
Оценок:
365
Моя оценка:
-

подробнее

Горящий Эдем

Fires of Eden

Другие названия: Костры Эдема

Роман, год; цикл «Дэйл Стюарт/Майкл О'Рурк»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 39
Аннотация:

Элинор Перри, преподаватель одного из американских колледжей отправляется на заслуженный отдых в рай для миллионеров — на Гавайи. Она много лет копила деньги на эту поездку и вообще очень любит путешествовать. Есть у неё и ещё одна причина посетить Гавайи. Давным-давно, ещё в 1866 году одна из её двоюродных бабушек тоже побывала на Гавайях и пережила там довольно опасное приключение в компании писателя Марка Твена. Читая в её дневнике воспоминания о тех событиях, Элинор даже не подозревает о той опасности, которая поджидает в этом туристическом заповеднике её саму...

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Локус / Locus Award, 1995 // Роман ужасов / Тёмное фэнтези


Издания: ВСЕ (4)
/языки:
русский (4)
/тип:
книги (4)
/перевод:
Г. Шокин (1)

Горящий Эдем
1998 г.
Костры Эдема
2008 г.
Песнь Кали
2009 г.
Горящий Эдем
2024 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Алоха Оэ!

«Мы гавайские гитары

К вам приехали сюда,

Отпустите нас отсюда,

Будем очень благода...»

Я в восторге. Дэну Симмонсу, кроме особого пристрастия к подробным описаниям крови, кишок, доброты, обычно пеняю за многословие. Историю, которую вполне себе можно уместить на двухстах страницах, он размазывает на восемьсот. «Горящий Эдем» не по-симмонсовски уютно разместился на четырех-с-небольшим сотнях — аккуратно, компактно, емко. А имея в виду достаточно сложную интригу, обилие персонажей и сюжетных линий, неизбежное в этнофэнтези знакомство с мифологемами (которые тоже требуют книжного пространства) — так прямо виртуозно.

Гавайское этнофэнтези с выраженным социально-философским звучанием, в которое автор, верный литературоведческому кредо «развлекая — просвещать» ввел Сэмюэля Клеменса, подсветив историю марктвеновским юмором. Итак, некто Байрон Трамбо, беспринципный делец, ничего общего с Трампом не имеющий (ага-ага, в книге даже есть оговорка, что герой терпеть не может вновь избранного президента) — этот самый миллиардер выстроил на Гавайях пятизвездочный туристический комплекс. И все бы ничего, да вот незадача, люди не хотят туда ехать, ходят слухи, что гости исчезают с курорта, и слухи эти небезосновательны. Собственно с исчезновения троих история начинается.

Богатые потому так богаты, что («они такие жадные=неверный ответ») чутье уводит их из мест, где жопка подгорает. Трамбо спешно пытается продать курорт японцам, под зону отдыха для их миллиардеров, а чтобы нагнать массовку в непопулярную локацию, разыгрывает суперакцию для радиослушателей всех американских штатов с уик-эндом на райском острове главным призом. По одному победителю от каждого штата. Многодетная мать и владелица мусороперерабатывающей империи (о последнем мы узнаем только в финале) Корди свою поездку выигрывает. Элинор (одинока, профессор истории, специализируется на Эпохе Возрождения) копила на свою пять лет. И не только ради счастья побывать в тропическом раю. Дело в том, что ее дальняя родственница, на которой Марк Твен собирался жениться, оставила дневники, связанные с их встречей именно здесь. Элинор таким образом отдает дань семейной истории и своей любви к человеку, начавшему великую американскую литературу (вы ведь знаете, что вся она вышла из «Приключений Гекльбери Финна», как русская из гоголевской «Шинели»?)

А вокруг, тем временем, творятся невообразимые мрачные чудеса — тут уж Дэн наш Симмонс дает волю естественным склонностям. Вулканы начинают извергаться, в море рыщет горбатый человек-акула, на суше — ужасный человек-кабан и кажется весь вообще гавайский пантеон ополчился на гостей курорта как Бирнамский лес на беднягу Макбета. Понятно, что не без причины, но о причинах вы узнаете, когда прочтете, а еще лучше — послушайте аудиоверсию «Горящего Эдема» от Игоря Князева. Он бесподобен.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Симмонс на удивление пародоксальный автор. С одной стороны его отличает педантизм, глубокое знание предмета, внимание к деталям. С другой — потрясающая небрежность при сюжетных поворотах, плосковатый юмор, отсутствие серьёзности при описании ирреальности. Все эти черты в полной мере проявились в тексте «Горящего Эдема».

На мой непросвещённый вкус — это самый слабый роман автора из прочитанных мной. Симмонс живописует на своих страницах битву между гавайскими божествами. Пеле — богиня огня и Камапуа, многоглазый отвратительный кабан, сошлись в битве за власть над Гавайями.

Сюжет разворачивается в двух временных плоскостях: июнь 1866 года и 90-е годы 20 века. Для каждой линии Симмонс ввёл «особенных» персонажей. Для 19 века — это Сэмюэл Клеменс (Марк Твен), а для века 20 -Байрон Трамбо, в котором, о Ктулху Милосердный, легко угадывается Дональд Трамп. Но не они главные герои. Эта роль отведена женщинам. Умным, сильным, смелым, благородным. Феминистический посыл текста лично мне совсем не близок. Я совсем не женоненавистник, но отождествлять с мужским началом всё зло мира, на мой взгляд, не совсем правильно. С этим в тексте явный перебор.

Что понравилось.

Первое — описание Большого гавайского острова, его природы, ландшафтов и вулканов, географии. Карта прилагается.

Второе — замечательные подробности этнографического и мифологического характера. Здесь Симмонс крут. Отличное знакомство с подобными вещами он обнаруживал и в «Песне Кали», и в цикле «Троя» и в «Терроре» только, естесственно, на другом материале.

Ну а недостатков тьма. Затянутое начало, несерьёзность мистической составляющей, какие-то карикатурные взаимоотношения между персонажами всех уровней, куча неубедительных второстепенных персон, введённых в сюжетную канву романа с непонятными лично мне целями (жёны и подружки Трамбо, его же многочисленные подручные и охранники, куча японцев с трудно выговариваемыми именами). И, как вишенка на торте, бредовая концовка с вымученным хэппи эндом. Я уж грешным делом подумал читая последние пару глав: «А не держит ли нас Симмонс за дураков? А не стебётся ли он откровенно над нами?»

Судите сами, приведу в пример несколько эпизодов. Камапуа предлагающий обмен телами и сделку Трамбо (Трампу), причём последний при этом посылает древнее тихоокеанское хтоническое божество в жопу! Ктулху Милосердный! Каково!? Спуск в царство мёртвых Милу — это отдельная песня, особенно в частях подготовки бутылок из под вина под сосуды для транспортировки душ и обмазывания тел вонючими гастрономическими деликатесами. Я уж молчу о том с какой лёгкостью обычные люди могут туда попасть, в царство мёртвых-то. Хоспади спаси!

Короче, что — то я использовал много букв для этого отзыва. Но не ожидал я от Симмонса такой небрежности и легковесности. Абсолютно не сопереживаешь героям. И не страшно ни капельки.

Читать фанатам автора и желающим познакомиться поподробнее с этнографией и мифологией гавайцев в литературном антураже. Но для этих целей можно выбрать книги и по-серьёзней.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Горящий Эдем» выглядит как добрый брат-близнец «Песни Кали». Оба романа густо замешаны на мифологии и обычаях экзотических стран, оба используют хоррорные элементы, которые не являются самоцелью. Только там, где «Песнь Кали» брала давящей атмосферой, «Горящий Эдем» делает сильный крен в сторону комедии. Результат получился весьма своеобразным.

Итак, читателю предлагается три в равной степени значимые, но в разной степени интересные сюжетные линии:

• Элинор Перри, которая едет на Гавайи с целью отдохнуть и разузнать побольше о некоторых событиях, произошедших сто тридцать лет назад. Дело в том, что Элинор получила дневник своей дальней родственницы, и теперь горит желанием раскрыть его тайны. На мой взгляд, эта линия самая скучная и сильно отдаёт мелодрамой, что несколько ломает атмосферу.

• А вот сам дневник, который получила Элинор, вполне хорош. Во многом благодаря тому, что его автор была отчаянной авантюристкой, и у нее складывалась хорошая химия с Сэмюэлем Клеменсом, также известным как Марк Твен. Клеменс, кстати, действительно в 1866 году был на Гавайях, и чувствуется, что Симмонс хорошо изучил этот период его жизни.

• Но наиболее интересной для меня стала линия Байрона Трамбо. Это миллиардер, который попытался сделать престижный курорт на Гавайях, но что-то пошло не так (всё). Сначала на курорте пропадали люди. Потом появились местные божества и демоны. Затем сделка по продаже курорта постоянно оказывалась под угрозой срыва. Далее к Трамбо разом приехали все его женщины, не подозревающие друг о друге. Кроме того, в окрестностях начал просыпаться вулкан. И это еще не все неприятности нашего миллиардера. Линия Трамбо содержит много чёрного юмора и доставляет больше удовольствия, нежели прочие.

Вот и получается, что «Горящий Эдем» – чисто развлекательный ужастик, в котором развлекательного больше, чем ужастика. Книга легко читается, даёт довольно много информации о верованиях Гавайев, щедро сдобрена экзотикой, но практически не содержит в себе саспенса и хоррора. Даже местные чудовища не сильно впечатляют: собака с человеческими зубами, кабан с четырьмя парами глаз и прочие могут произвести что-то типа эффекта «зловещей долины», но не более. Серьёзно, главные местные пугалки – это клиффхенгеры в подглавах, которые всегда примерно одинаковые. Персонажи слышат шаги в темноте, а затем… Или чьи-то руки опускаются герою на плечи, а затем… Или за окном слышится пронзительный крик, а затем… В итоге это «затем» всегда демонстрируется через две-три подглавы, и редко когда оказывается чем-то действительно жутким.

Так что многого от романа не ждите, но пару вечером книга скрасить вполне может. Всё-таки удачные шутки здесь есть, да и сюжет не стоит на месте.

Оценка: 7
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Замечательный сверхъестественный триллер. Давно я не читала такого на тему какой-либо мифологии. В данной книге пойдёт речь о гавайских мифах и легендах.

Итак:

В один не прекрасный день, на гавайском курорте для богатых стали происходить странные вещи, а именно: внезапно стали проявлять активность вулканы, затем стали пропадать туристы, а совсем не давно две главные героини (всё-таки там будут две гг.) вместе со своим гидом заметили огромную чёрную собаку бежавшую по пляжу с человеческой рукой в пасти...Во всём этом и другой чертовщине придётся разобраться нашим бесстрашным героиням: Элинор и Корделии.

В книге идёт ещё параллельная история прапрабабушки Элинор, и её приключения на том же самом острове только 150 лет назад , история будет написана в виде дневника, который Элинор и её подруга по отдыху будут читать. Это добавляет роману ещё один плюсик от меня.

Книга написана лёгким языком. Конечно не обошлось без затрагивания проблем дискриминации женщин в обществе.

В целом очень хорошо и местами страшно. Вечерами чтобы расслабиться самое то.

Моя оценка 10.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Еще один ужастик Симмонса, действие которого происходит на Большом Гавайском острове. Мне он показался скорее, комическим, а конец — совершенно бредовым. Может, это сатира на туристов на Гавайях; во всяком случае, серьезно к этой книге относиться нельзя. Впрочем, пейзажи острова описаны очень хорошо (сравниваю с собственными впечатлениями). Можно пропустить и не читать.

Оценка: 5
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

После «Дети ночи» не хотел продолжать читать цикл. Но собрался и не пожалел.

По мне это более интересное, яркое произведение.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

После прочтения романа Костры Эдема, произошло мое второе знакомство с творчеством Дэна Симмонса. Если Песнь Кали была еще куда более менее продуманной книгой,то Костры Эдема получилось просто на редкость бульварным чтивом скорее предназначенным для женщин бальзаковского возраста. 100 стр романа фактически не о чем,обычные беседы,поездки,ланчи от которого появляется желания забросить чтение этого «увлекательного» романа. Весь роман крутится вокруг трех главных лиц миллиардера Трамбо, учительницы за 40 Элинор Пэрри и самой главной героини Корди Стампф такой бабулей выигравшей в лотерее путевку на отдых с миллионерами.Также попутно описываются пожалуй самые интересные места в книги,отрывки из дневника Мэри Стюарт дальней родственницы Элинор Пэрри.

Роман весь напичкан каким то негативным отношением к мужчинам и невольно складывается впечатление а не женщина ли написала этот роман? Мужчины здесь насильники,изменники,пьяницы,ненадежные,женщины же в свою очередь из обычных домохозяек превращаются по настоящему храбрых,смелых,идейных и даже вооруженных,причем не каким то травматическим оружием,а крупно калиберным оружием с кучей патронов. Ну и пока мужчины не на что не годные занимаются всякой ерундой, женщины спасают остров,не умея плавать плывут,причем опять таки вооруженные)) Постепенно роман из ужаса превращается в фэнтези на подобии Дэйва Дункана, напичканное всякими богами,которые в материальном обличии ходят по всему острову.

В своем первом романе Песнь Кали,Дэн Симмонс упомянул Стивена Кинга как человека пишущего дрянное пляжное чтиво,так вот пожалуй злой рок сыграл с мистером Симмонсом злую шутку, что он сам скатился до такого чтива. Совершенное не интересное проходное произведение,которое уж точно нельзя назвать в списке достойного внимания для ознакомления с жанром ужасы.

Оценка: 5
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман оставил двойственное впечатление. Я, конечно, не ждал, что он будет лучше «Песен Гипериона», потому что ничего не может быть лучше «Песен Гипериона», но он оказался даже слабее «Песни Кали». К плюсам романа можно отнести гавайскую мифологию, приятную атмосферу и общую задумку.

Но минусы торчат из романа всеми углами. Половина книги посвящена неспешному пересказу того, что я прочитал еще в аннотации. И ладно бы ради раскрытия каких-то особенно интересных и глубоких персонажей — нет, персонажи здесь самые обыкновенные. Ни плоские, ни выпуклые. К счастью, вторая половина романа все-таки захватывает, пусть и не лихо закрученной интригой, так хотя бы бодрым повествованием.

В сущности, если положить этот роман на пленку, получился бы неплохой мистический триллер, но не более того. Роман, в сущности, представляет собой готовый сценарий, настолько шаблонные киношные приемы в нем применяются. «И тут ей на плечи легли тяжелые руки...», «В темноте раздались чьи-то быстрые шаги...» — и рекламная пауза, таких приемов в книге полно. И ладно бы после этого произошло что-то путное.

В итоге: мистический триллер с неплохой задумкой, но откровенно бульварной реализацией, значительно уступающий «Песни Кали» по художественной ценности, но не оставляющий впечатления безостановочного кошмара, в котором нет никакого просвета.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Довольно неплохая, на мой взгляд, книга. Приключенческая фантастика, хотя начинается как хоррор, а заканчивается как боевик.

Мне довольно трудно сравнивать между собой романы Симмонса: у него каждая книга разного жанра. Одна — космическая опера, «Песнь Кали»- психологический триллер, «Лето Ночи»- хоррор и т.д. Как определить какая лучше? Ведь написаны они почти все на мастерском уровне. Ну, конечно, если сравнивать «Песни Гипериона» и « Горящий Эдем»,то первые книги намного сильнее. Но, несмотря на это, «Горящий Эдем» — хороший, качественный роман, читается легко и приятно.

В основе сюжета лежит гавайская мифология. Добрые боги сражаются против злых богов, в их битву вмешиваются обычные туристы, отдыхающие на Гавайях. Интересные приключения, колдовские ритуалы, извержения вулканов. Чисто хоррора в романе нет, и если кто будет читать книгу только из-за ужасов, то разочаруется. Нет, здесь присутствуют чудовища, убивающие людей, но роман, начинающийся таинственными убийствами вовсе не страшен. Здесь нет ощущения нагнетающегося ужаса, или безъисходности, как в «Песни Кали».

Просто отличный приключенческий роман.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хочу похвалить, хоть много и критикуют. Отличный мистический роман с элементами ужасов, при чтении которого ОТДЫХАЕШЬ! Плевать на все недочёты, которые похожи только на придирки, лишь потому что великий писатель написал «не то, что ожидали». Атмосферно, увлекательно, с юмором. А кто читал Марка Твена «На легке», тот получит редчайшее удовольствие от дополнения к автобиографическим приключения легендарного американского классика. К тому же много нового узнал о Гаваях :) Аллоха!

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Может, и не самый лучший роман Симмонса, но читать его после мрачной, давящей «Песни Кали» было сплошным удовольствием. Обращение к гавайской мифологии — большой плюс, редко этот мотив используется в литературе хоррора. Может, собака с человеческими зубами или восьмиглазый кабан смотрятся и не так страшно, как мертвый поэт, оживший по воле Кали, но они привносят приятное разнообразие. Еще один плюс — настоящей героиней оказывается не та, на кого думаешь сначала.

Единственное, что не понравилось — упоминание Марка Твена. На его место можно было бы вписать любого авторского персонажа-журналиста, и роман бы от этого ничуть не пострадал.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Масса удовольствия. Тонкая ирония автора в описании линии бизнесмена, история с Марким Твеном, крышесрывающая гавайская мифология... Если бы мне кто-то сказал, что это меня сможет заинтересовать... А тут — я в восторге от каждой главы. Браво, маэстро! Высший класс. Оторваться невозможно!

з.ы. На Гавайи уже не поеду никогда :)

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Костры Эдема» продолжают начатую еще «Песней Кали» тему белокожего рационалиста в экзотических бывших колониях, где его, в общем-то, не очень ждут, особенно местные боги. Но если «Песнь Кали» — пробный камень, то в «Кострах» Симмонс уже заслуженный мастер, настоящий сказочник. Кинематографичность повествования зашкаливает. Персонажи выписаны как в лучших романах Хэйли. Добавьте к этому немного криптоистории по-американски (Mark Twain vs ancient evil, anyone?), неповерхностные экскурсы в тихоокеанскую мифологию и щепотку юмора. Настоящий гавайский коктейль! В целом нам, суровым любителям достоевщины и напитка имени Менделеева, на вкус книга может показаться сладковатой, но это Гавайи.

«Костры Эдема» — настоящий гимн храбрости: персонажей, которые хоть как-то стремятся дожить до конца книги, можно пересчитать по пальцам, и каждый по крайней мере однажды совершает смелый поступок. Инстинкт самосохранения у героев Симмонса бывает периодически бит более весомыми мотивациями «разобраться», «довести дело до конца», «послать превосходящие силы противника по маме».

Предполагаю, что «колониальная проза» — все-таки больше поденная работа Симмонса, чем продукт вдохновения. Но это работа добротная, честная и не тяжеловесная. Возможно, лучшее, что можно читать в транспорте и на отдыхе.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как совершенно правильно подмечают многие — не лучший роман Симмонса. Простоватый сюжет, неубедительность мистической части — всё это здесь присутствует. Однако во многих вещах Дэн традиционно силён, и поэтому назвать роман плохим язык не поворачивается.

Во-первых он очень увлекателен, проглатывается моментально. Во-вторых чертовски мощное «чувство местности», главный козырь писателя. Гавайи описаны столь наглядно, подробно и ярко (как и Индия в романе «Песнь Кали»), что внутреннее зрение читателя-визуала испытывает подлинный экстаз. У этой медали есть и обратная сторона — после событий в романе, на Гавайи я уже никогда не поеду :) (как и в Индию, впрочем :wink: ) Так что если в своём воображении вы рисуете Гавайи как эдакий тропическо-туристический рай, то после романа наверняка измените свои представления об этом курорте. Опасные лавовые поля, дожди, вулканы, выбрасывающие в воздух пыль и раскалённый газ, затерянные в джунглях древние языческие храмы, где приносились человеческие жертвы...

И последний плюс романа: Дэн, как и всегда, заставляет поверить в происходящее. Не знаю как он добивается такого уровня реализма, но он очень высокий, этот уровень. А для романа в жанре хоррор это очень важный критерий.

Бонусом идёт качественный ликбез на тему гавайской мифологии.

Понравилось, хотя и без восторга. Легко читается, интересно, хорошо написано. Однако, боюсь, перечитывать врят ли захочется — излишне простоватый сюжет, приключения ради приключений.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

От Дэна Симмонса всегда ждешь чего-нибудь особого. В лучших своих произведениях он и самом деле таков: умный, неординарный, бескомпромиссный. «Костры Эдема» в принципе роман неплохой и, пусть и не лучший из им написанного, но и однозначно не худший, и кто бы что ни говорил, чисто симмонсовский. Да сюжет плоский и ничем не примечательный, да, довольно ходульные и такие же плоские герои. Но вот что спасает эту книгу, делает её интересной, так это как раз-таки умение Симмонса оживить и место действия и действующих лиц, которые, пусть и набросаны двумя-тремя небрежными мазками, тем не менее, выглядят и действуют вполне логично. Кроме того, как всегда тщательно проработаны все мелкие штришки и детали, создающие ненавязчивый, но убедительный фон для действия. Да и само действие тоже, хоть и довольно буднично и неторопливо, но не лишено динамики. Кроме того, отношение Симмонса к происходящему проникнуто добродушной, с капелькой яда, иронией.

Если попытаться представить книгу в разрезе, то получится довольно любопытный пирог в несколько слоёв. Первый и, самый поверхностный слой — сам сюжет, простенький хоррор пополам с фэнтези. Второй более глубокий и пожалуй даже более интересный самому автору, это мнимые похождения Марка Твена на Гавайях. Ну и третий, не столь заметный как два других, но самый патетичный заключается в диалектике женского и мужского начал. Это чёткое разделение передано и метафорически, как борьба стихий-божеств (соответственно, огонь и вода, изначально противостоящие друг друг элементы) и впрямую, посредством эмоциональных переживаний главной героини, в своём роде потомственной феминистки. То есть помимо традиционного для фэнтези-хоррора средней руки набора атрибутов имеется в наличие и кое-какое интеллектуальное наполнение, пусть и не столь богатое, как в «Песни Кали».

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх