Неизвестный отечественный поэт «Гоп-со-смыком»
Вероятнее всего, песня написана в Киеве в начале 1920-х годов (расцвет бандитизма) в деклассированной и криминализованной среде бывших семинаристов или низшего духовенства. Первые записи относятся к середине 1920-х. Семинаристское происхожднение выдает эрудированность авторов в богословии, ирония над святыми и тема пьянства (ср. со старой студенческой песней «Там, где Крюков канал»). В пользу именно Киева свидетельствуют распространенность зачина «Родился на Подоле Гоп-со-смыком» и наличие украинизированных вариантов песни среди наиболее ранних известных ее вариантов. Одним из источников могла служить быть песня «Я парень фартовый...» о судьбе махновца — вариант более ранней песни о грабителе и убийце «Я родился быть фартовым...».
«Гоп со смыком», в свою очередь, вызвала многочисленные переделки. Подробнее об истории, вариантах и переделках см. Сергей Неклюдов ««Гоп-со-смыком» — это всем известно...» (2006) и Владимир Бахтин «Гоп со смыком» (1997).
Леонид Утесов, благодаря которому песня получила широкую популярность, исполнял ее в конце 1928-29 гг. в ленинградском Театре сатиры в спектакле о жизни железнодорожных воров «Республика на колесах» по пьесе Якова Мамонтова. Утесов играл главаря шайки Андрея Дудку — «президента республики на колесах». В том же спектакле Утесов пел «С одесского кичмана»; к этому периоду творчества исполнителя относятся и «Бублики». Дальнейшему распространению песни способствовала ее запись Утесовым на грампластинку в 1932 году.
Владимир Бахтин предполагал, что автором текста (а также автором текста «Мурки») мог быть одесский поэт Яков Ядов — автор текста «Бубликов» (в таком случае, песня должна была быть написана в Одессе), — но доказательств этому нет. См. статью Владимира Бахтина «Забытый и незабытый Яков Ядов» («Нева», 2001, № 2).
Входит в:
— условный цикл «Жиганско-уркаганский фольклор»
— журнал «Детектив и политика. 1992. Выпуск 4 (20)», 1992 г.
— антологию «Запрещенные песни», 2002 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва