Р. А. Лафферти «Страна Больших Лошадей»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Ироническое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Азия (Южная Азия ) | Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Возраст читателя: Любой
Цыгане всегда твердили, что у них была Родина, Земля Обетованная, а теперь они ведут кочевой образ жизни — потому что эту Землю у них украли, и им некуда вернуться. А что если это правда? Что если эту Родину им однажды вернут, а взамен возьмут чью-то другую? Лос-Анжелес, например...
Входит в:
— цикл «Институт Неточных Наук»
— антологию «Опасные видения», 1967 г.
— сборник «Девятьсот бабушек», 1970 г.
- /языки:
- русский (8), английский (4), польский (1)
- /тип:
- в планах (1), книги (6), самиздат (6)
- /перевод:
- М. А. Литвинова (7), М. Гембицкая-Фронц (1), С. Гонтарев (7)
В планах издательств:
Издания:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
fail of reality, 13 апреля 2025 г.
Не скажу, что «Страна Больших Лошадей» мне понравилась как литературное произведение. Читается скучновато, особого сюжета и драмы я тут не увидел, дара речи (как Грегори Фрост из послесловия) не потерял. Да: необычно, по-лаффертиански одновременно сказочно и обыденно, местами забавно и грустно (как про Рыжего Цыгана, торговавшего автомобилями), но… не цепляет. Просто хороший рассказ, и не более того.
Тем не менее, благодаря «СБЛ» я чуть-чуть погрузился в тему цыганства, судьбы этого народа, его культуры и стиля жизни. Ранее я читал и слушал «Детей подземелья» В. Короленко и испытывал нечто похожее: какую-то тоску и вековую печаль, что сопровождают цыган в их скитаниях по миру. Хотя это литература, а есть же реальные цыгане — очень и очень разные, но почему-то недолюбливаемые всеми остальными народами.
Проще говоря, «СБЛ» хорош не литературной частью, а тематической. Должно быть, где-то существует и моя Страна, моя Небесная Штуцамуца, моя Узкая Долина, где всё выстроено лучше и приятней, чем здесь. Но где она? Какими вьюгами заметена?
Послесловие. Меня жутко бесит порой, расстраивает, что люди настолько глупы. Прот с планеты Ка-Пэкс был прав: мы погубим сами себя. А всё почему? А потому, что надо найти среди людей группу «козлов отпущения», на которую остальные станут списывать всё на свете. У нас на планете это евреи и цыгане. И если первые как-никак обрели своё государство и целостность, то вторые до сих пор рассеяны по миру, ожидая, когда вернётся их Романистан.
Регулярный и всепланетный геноцид цыганского народа заставляет задуматься: ну неужели нам это так необходимо — иметь пресловутых «козлов отпущения»? Куда ни глянь, везде их гнали, били и убивали. Некоторые из них отвечали криминалом и маргинализацией (как описано у того же Короленко). Я ещё плохо изучил этот вопрос, но что-то в нём мне кажется мерзким и убогим (а именно наша животная основа, которую прикрывает фиговый листок культуры).
Нашли мы слабых, странных, чуждых и кочевых, и давай к ним цепляться по поводу и без. В то время как это тоже, вообще-то, ЛЮДИ, и относиться к ним стоит по-человечески. Хотя о чём это я, кому сейчас она нужна, эта несчастная дружба миров?
Рассказ «СБЛ», думаю, среди прочего учит вот чему: если у тебя сегодня есть Родина, то вовсе необязательно она у тебя будет завтра. На первый взгляд — тяжело и страшно стать эдаким Вечным Жидом (Вечным Цыганом), что скитается и бродяжит по миру. Но с другой стороны, так ли уж страшна утрата гранфаллона, когда можно искать и влиться в карасс?
Только это всё — опять мой инфантильный идеализм а-ля Кот Леопольд с его «Ребята, давайте жить дружно!». Я же знаю, что Человек и дальше продолжит придумывать символы, знаки, образы, причины и признаки, из-за которых-де обретёт право убивать и грабить другого Человека. Человек продолжит заниматься гранфаллонской ерундистикой, выдавая её за истину непреложную и святую…
Хорошо, хорошо, это очень хорошо, как сказал бы великий Боконон, и как говорю и я, завершая сей отзыв.
vam-1970, 27 ноября 2018 г.
Как юмористическая идея или гипотеза рассказ великолепен. Впервые встречаю обоснования кочевой жизни цыган.А ведь и нет другого народа , ведущего такой образ жизни по планете. И резкий переход автора по аналогии с цыганами на жителей Лос-Анжелоса -юмор продолжается....
Babai, 10 мая 2011 г.
Цыгане всегда воспринимались как маргиналы, зря автор сделал на них ставку. Рассказ слаб. Многочисленные персонажи не привносят ничего нового, кроме кучи цыганских слов, которые даются без перевода, поэтому их речь большей частью непонятна. Может быть, сюжет и выглядит занимательно, если его пересказать в двух словах. Но 12 тысяч знаков автор явно вымучивал, и большая их часть читается без интереса.
Я люблю Лафферти, но данный рассказ с красивым заглавием оставил неприятное чувство. Из-за романтизации цыган, обилия цыганских слов в тексте и совсем уж шаблонных приемов.
god54, 6 июня 2016 г.
Автор предложил довольно оригинальную теорию, объясняющую почему некоторые народности ведут кочевой образ жизни. Крайне интересно, как гипотеза. В этом что-то определенно есть. Хотя, как рассказ, практически не интересен.
majj-s, 25 ноября 2021 г.
«Страну больших лошадей» лучше всего поймет и оценит лингвист, хотя в принципе — любой, кто изучал когда-нибудь языки самостоятельно (больше одного). Два инженера англичанина исследуют пустыню Тар и внезапно один из них начинает говорить на местных диалектах, сам он воспринимает свой неожиданный прорыв как «вспомнил». Рассказ немало перекликается с «Не бродить уж нам ночами» Брэдбери, хотя в целом более гуманный и абсурдистский.