С. Дж. Уотсон «Прежде чем я усну»
- Жанры/поджанры: Триллер
- Общие характеристики: Психологическое | Семейно-бытовое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: 21 век
- Линейность сюжета: Хаотичный
- Возраст читателя: Только для взрослых
Каждое утро Кристин Лукас просыпается в незнакомой комнате, в постели с мужчиной, которого не узнает. Каждое утро этот мужчина терпеливо объясняет Кристин, что он ее муж, а она страдает амнезией с тех пор, как в молодости попала в аварию. По совету врача, занимающегося ее случаем, Кристин втайне от мужа начинает вести дневник, записывая туда все, что ей удается узнать и вспомнить в течение дня. Отчаянно пытаясь сложить из обрывков воспоминаний свое прошлое, Кристин задает все больше вопросов — себе и окружающим. Но каждое новое воскресшее воспоминание все больше пугает ее, ей все сложнее понять, что же на самом деле случилось с ней много лет назад, что именно стерло из памяти всю ее прежнюю жизнь?
Награды и премии:
лауреат |
Британская национальная книжная премия / British Book Awards (Nibbies), 2011 // Детектив или триллер года | |
лауреат |
Премии Ассоциации писателей-криминалистов Великобритании "Кинжалы" / CWA Dagger Awards, 2011 // Кинжал Джона Кризи "Свежая кровь" |
Номинации на премии:
номинант |
Гудридс / The Goodreads Choice Awards, 2011 // Детектив и Триллер (3 114 голосов) | |
номинант |
Премии Ассоциации писателей-криминалистов Великобритании "Кинжалы" / CWA Dagger Awards, 2011 // Стальной кинжал Яна Флеминга | |
номинант |
Премия критиков «Стрэнд» / Strand Critics Award, 2011 // Дебютный роман | |
номинант |
Премия "Тикстон Олд Пекьюлер" за лучший детективный роман / Theakston's Old Peculier Crime Novel of the Year Award, 2012 | |
номинант |
Премия Барри / Barry Award, 2012 // Лучший дебютный роман | |
номинант |
Премия Макавити / Macavity Awards, 2012 // Лучший дебютный детективный роман |
Экранизации:
— «Прежде чем я усну» / «Before I Go to Sleep» 2013, Великобритания, США, Франция, Швеция, реж. Роуэн Жоффе
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
lastVictim, 23 февраля 2017 г.
Книга интересная, такая необычная и живая.. Светлая. Не знаю как объяснить это, но эта книга определенно что-то новое.
Конечно автор не смог сохранить интригу до конца, я уже с первых глав поняла что привело Кристину к такому состоянию, пусть и не до конца. Конец печален не смотря на то, что у Кристины начинает все налаживаться, а возможно и нет. На самом деле Кристина очень сильная женщина, каково это жить и знать что ты потеряла лучшие годы своей жизни? Они просто взяли и исчезли из твоей памяти, будто их и не было. А время все идет и с каждом днем ты все стареешь и стареешь.. Однажды ты проснешься, тебе 70 лет, а ты не помнишь ничего из своей жизни. Это почти что смерть, такое существование невозможно назвать жизнью. Но Кристина продолжает жить и бороться за свою жизнь, она делает то, чего бы не смогла сделать я. Это заслуживает уважение.
Спасибо автору за чудесную историю.
Solnechnaja, 13 августа 2015 г.
«Прежде чем я усну» в моей личной читательской классификации очень даже удобно устроился рядом с «Коллекционером» Фаулза. Причём вовсе не из-за некоторого условного сходства в сюжете. И, конечно же, у двух этих романов нет общих стилистических особенностей или похожей атмосферы. Зато эмоции произведение С.Дж. Уотсона вызывает вполне «коллекционеровские». Та же самая первоначальная скука, пока под микроскопом рассматриваем характеры героев, переходящая в живейший интерес, когда ближе к середине невозможно оторваться от книги. И, наконец, помноженная на отвращение и недоумение жалость к персонажам, переживающим на страницах романа жуткие обстоятельства. Впрочем, в отличие от психологической драмы Фаулза, Уотсон пишет закрученный триллер, напряжённый и с довольно неожиданной развязкой.
Однажды утром Кристин просыпается в незнакомой комнате в постели с мужчиной, утверждающим, что он – её муж. И подобная сцена повторяется ежедневно, потому что некая душевная и физическая травма в прошлом вызвала уникальный вид амнезии. Каждый вечер Кристин засыпает с тем, чтобы наутро всё забыть. Много лет её жизни словно бы вырезаны с киноплёнки, последние кадры которой запечатлели героиню молоденькой девушкой. Иногда она вспоминает чуть больше, иногда ощущает себя совсем ещё ребёнком. Но на следующий день приходится начинать всё заново. Привыкать к мысли, что у тебя за плечами целая жизнь, которую ты не помнишь. И кто знает, какие тайны скрывает провал в памяти? Какое страшное событие привело к такому печальному исходу?
Спасительной ниточкой между прошлым и настоящим становится доктор Нэш, пытающийся если не вылечить, то хотя бы улучшить состояние Кристин. Он советует нашей героине вести дневник, в котором она записывает все события минувшего дня и образы, иногда возникающие из прошлого. Этот самый дневник и составляет основную часть романа. Вместе с Кристин читатель по крупицам собирает осколки её памяти, складывает их в единую картину, в которой всё время что-то не вяжется. И это один из основных недостатков романа. Чтобы подвести сюжет к интригующему и жутковатому финалу, Уотсону пришлось выставить главную героиню этакой дурочкой, не верящей самой себе и игнорирующей очевидные факты. Окружённая ложью и предательством, она закрывает глаза на всё, могущее как-то скомпрометировать её теперешнее состояние, и сама себя загоняет в ловушку, из которой очень трудно выбраться. Хотя потеря памяти вроде бы не сказалась на умственных способностях Кристин, так что доверять некоторым личностям можно было и поменьше.
К самой Кристин отношение сложилось весьма противоречивое. С одной стороны, потеря памяти – страшная вещь, а потому героине невозможно не сочувствовать. А с другой – чем больше подробностей её жизни мы узнаём, тем меньше она напоминает жертву трагических обстоятельств. Очень уж подходит к ней обвинительно-презрительное «сама виновата». Зато метания человека, не имеющего возможности опереться на воспоминания о прошлом, показаны весьма правдоподобно. И истерическое неприятие, и желание разобраться в ситуации, и страх, что некоторые вещи лучше не вспоминать. Кристин получилась личностью, может быть, не совсем приятной, но при этом живой.
«Прежде чем я усну» можно критиковать за простоту стиля, за слащаво-неправдоподобный и сомнительный финал, за некоторые логические нестыковки и общую абсурдность основной сюжетной линии. Но при этом роман цепляет если не с первых строк, то с середины уж точно, когда интрига наконец-то начинает проявляться. Увлекательный, достаточно правдоподобный с точки зрения психологии персонажей и иногда по-настоящему жуткий – именно таким должен быть достойный триллер.
heleknar, 17 июля 2015 г.
Неплохо закрученный триллер оказался очередной cool story о
Жалко сына и мужа, но не саму главную героиню.
9 — за завязку, 4 — за развязку.
Забавное проявление феномена Баадера-Майнхоф: начал читать книгу, на Гиктаймсе выложили статью про похожий случай у британского солдата, который после пломбировки зуба под наркозом, впал в подобное состояние и каждое утро думает что сегодня 14 марта 2005 года и ему нужно лечить зуб.
DownJ, 19 апреля 2015 г.
Вот еще одна книга о любви. Поистине, все что свершается, свершается по велению именно этого чувства! Особенно в этой книге. Из-за великой любви совершено преступление, из-за материнской любви возвращаются на свои орбиты планеты мироздания одного локального индивида, из-за всепонимающей любви совершаются глупости. Любовь — корень всех зол:) И женская тяга к приключениям.
Добротный детектив об играх разума, но, в отличии от фильма, совершенно не триллер. Сначала посмотрев фильм, я уже не могла представить себе других людей в роли главных героев. И, если можно так сказать, в книге характеры не дотягивают до экранных. Герой Колина Ферта лишен шарма и харизмы, героиня Николь Кидман вовсе не боец за правду. В книге совершенно нет любовной линии между больной и доктором. И само повествование в книге более размеренное, некоторые моменты тянутся со скоростью улитки, от чего временами читать не то чтобы скучно, но как-то не интересно.
Что до меня, то думаю, что эту книгу лучше посмотреть:)