fantlab ru

Энтони Горовиц «Мориарти»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.34
Оценок:
49
Моя оценка:
-

подробнее

Аннотация:

...Тело Шерлока Холмса так и не было найдено, но никто уже не сомневался в его трагической гибели...

Передо мной лежал раздутый от воды труп Мориарти, и это буквально выводило меня из себя. Оборвалась последняя ниточка, связывавшая Пинкертонов с неуловимым Кларенсом Деверо, таким же мерзавцем, как и тот, что сейчас испускал посмертное зловоние на хирургическом столе. Еще совсем недавно существовала большая вероятность, что нам удастся схватить обоих при их личной встрече в Лондоне, но Рейхенбахский водопад изменил всё. Холмс ценой собственной жизни избавил мир от худшего человека во всей Британии. И тем самым лишил меня возможности сделать то же самое для Америки.

Инспектор Джонс стоял рядом и тщательно изучал тело. Я уже успел убедиться в его способности подмечать малейшие незначительные детали, и сейчас надежда была только на него. Если живой Мориарти уже ничего никому не скажет, то, возможно, мертвым он предоставит нам хоть что-то, что позволит продолжить расследование, и Деверо не уйдет от заслуженной кары...

Входит в:

— цикл «Шерлок Холмс. Свободные продолжения»  >  Романы и циклы


Похожие произведения:

 

 


Мориарти
2014 г.
Дом шелка. Мориарти
2022 г.

Самиздат и фэнзины:

Тетради Шерлока Холмса. Том 2
2019 г.

Издания на иностранных языках:

Moriarty
2014 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Поклонников Агаты Кристи не удивит финальный твист-перевертыш «Мориарти», ибо у нее есть знаменитый роман с подобным вывертом. Однако справедливости ради стоит отметить, что это, пожалуй, всего-то два-три таких случая, известных комментатору, поэтому новизны и неожиданности данный «от-это-поворот!» никак не утратил и прекрасно работает. «Выкупить» заранее его не так уж сложно, но роман достаточно увлекает отличной динамикой, чтобы просто не желать «бежать впереди паровоза».

Горовиц сумел сделать то, на что отваживались не так много продолжателей: он расширил холмсиану не просто очередным расследованием, а создал большущий дополнительный «визуальный» объем вокруг Холмса и Ватсона... полностью исключив их из повествования (отметим этот факт, потому как на него лучше настроиться заранее, чтобы не разочаровываться по ходу отсутствием любимых героев). Лондон задышал новой жизнью интересных деталей и подробностей времени; появился полноценный Скотланд-Ярд с описанием его работы и особенностями существования; заиграли по-новому образы Лестрейда, Грегсона, Джонса и прочей фансервисной братии, без которой просто никуда. Бандитское сообщество перестало быть плоской неопределенной схемой, и страшные, тонко связанные между собой преступления действительно стали вызывать внутреннюю оторопь, а не просто формальное «надо же, какое безобразие!». Про Мориарти — специальный разговор: Ватсон уже встречался с ним на страницах горовицкого «Дома Шелка», но здесь его фигура становится центральной, и хотя автор сознательно во многом уходит от канона — это ему позволительно, ввиду переработки некоторых фактов, на которые тут дают читателю взглянуть по другому, — его профессор приобретает уже не формально-функциональные, а живые черты неоднозначного и неординарного человека. Мориартические объяснения того, что он совсем не кровожадный и не любит убивать, но ради дела способен укокошить кого угодно, включая детей, родственников и друзей, шокируют по-взрослому, особенно подкрепленные конкретными примерами (например, когда он «с сожалением в сердце»... стреляет не раздумывая ни секунды прямо в лицо своему другу — надо для дела!). Это самый настоящий хладнокровный зверь, не осознающий своей природы, уверенный, что он вполне себе достойный человек, просто увидивший дополнительные возможности по расширению заработка криминальным способом. Этакий полноценный капиталистический деляга, возводящий формулу «бизнес — отдельно, личное — отдельно» в ее максиму.

Про персонаж пухленького улыбчивого ребенка, походя режущего горлЫ направо и налево, стоит сказать отдельно. Он этого однозначно достоин. Пожалуй, такого мерзкого, косящего под саму невинность и неожиданного подончика мало кто может предложить на страницах своих произведений. А описанная в финале биография парнишки добавляет «убойных» красок в его милый портрет.

Поначалу кажется, что Горовиц, убрав из истории Холмса и Ватсона просто заменяет их аналогичной парочкой Джонс-Чейз с теми же функциями. Но постепенно становится ясно, что и тут нас удивляют прекрасно раскрывающейся обманкой, где один — лишь не слишком удачный подражатель знаменитого сыщика, а второй — совсем не так прост, как тот же прямолинейный Ватсон, и исполняет далеко не такую легкую «арию» человека, излагающего события и с восхищением следящего за удивительными логическими выкладками партнера. Кстати, именно на этом примере будет хорошо показано, что казалось бы неоспоримые логические выкладки могут оказываться совершенно ошибочными и иметь полностью другой смысл.

Еще один замечательный роман от Горовица, делающий книжную вселенную Холмса и Ватсона еще более полноценным миром. Пожалуй, даже лучше, чем его же «Дом Шелка».

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Еще одно продолжение приключений Шерлока Холмса от Энтони Горовица. Но без Шерлока Холмса.

Все вы знаете, что случилось на Рейхенбахском водопаде… Шерлок Холмс и его заклятый враг профессор Мориарти сошлись в поединке, чтобы вдвоем погибнуть, упав с водопада. Все вы также знаете, что Холмс на самом деле не умер, а исчез на три года. Но сейчас не об этом.

Смерть профессора Мориарти создала вакуум в криминальном мире Лондона. Свято место не бывает пусто – гениальный преступник из США стремится подмять под себя империю профессора. По его следу идет сыщик агентства Пинкертона Фредерик Чейз. В самом начале своего пути Чейз начинает сотрудничать с Этелни Джонсом, детективом Скотленд-Ярда. Вместе они раскроют личность нового «Наполеона преступного мира».

В какой-то мере «Мориарти» увлекательнее «Дома шелка». Во-первых, в самой первой главе идет критический разбор происшествия на Рейхенбахском водопаде, со всеми неточностями и нелогичностями. Во-вторых, вместо Холмса и Ватсона перед читателем предстают совершенно новые (почти) персонажи, за которыми следить не менее интересно.

Особенно автору удался Этелни Джонс. Путь этого сыщика уже пересекался с путем Шерлока Холмса в повести «Знак четырех», и тогда Джонс предстал не в лучшем свете. Все стало еще хуже после инцидента со статуэтками монархини (рассказ, тоже написанный Горовицем). После этого Этелни Джонс стал одержим консультантом с Бейкер-Стрит. Он изучил его метод, перечитал все его монографии, стремясь если не превзойти Холмса, то хотя бы приблизится к нему максимально близко. Джонс очень трогательно размышляет о становлении с Чейзом новыми Холмсом и Ватсоном.

Приключения Джонса и Чейза в словно помрачневшем Лондоне не дают и минуты передохнуть. Твисты следуют один за другим, и ведут они, увы, к предсказуемому финалу. И даже несмотря на истинность, как оказалось в конце, своей догадки, я надеялся, что автор выкрутится, что история не закончится тем единственно возможным финалом. Увы. От этого немного гадко, что не умоляет других достоинств романа.

«Мориарти» не просто еще одно расследование Холмса и Ватсона, которых может быть бесконечное количество, а попытка расширить, если ее так можно назвать, вселенную Холмса. Попытка, попрошу заметить, удачная.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как большой любитель шерлокианской литературы, не могу не отметить, что по прочтении складывается ощущение, что если Горовиц Дойла и читал, то уж точно очень давно не перечитывал. В романе, действие которого происходит после «гибели» Холмса, ГГ и инспектор Джонс расшифровывают письмо по методу ШХ. При этом Джонс ссылается на дело «пляшущих человечков». Но такого дела-то еще не было! «Человечки» были уже после возвращения Холмса! Очевидно, Горовиц, наивно полагая, что серии соответствуют дойловской хронологии, ориентировался на гранадовский сериал, где это дело расследуется ДО водопада. Логичней было «Долину ужаса» вспомнить. Вот она уж точно и гибели Холмса предшествовала, и шифр там тоже присутствовал... К сожалению, боюсь, что вспоминать Горовцу было нечего, ибо не читал (ну, или подзабыл основательно, как Холмс Библию), а в сериале этой серии-то и не было.

Еще ляпы:

1. Жену Ватсона в девичестве, оказывается, почему-то звали Мэри Морган (Вообще-то, Морстен).

2. Ватсон получил ранение в «сражении в Майване». Это где ж такое сражение было? При Майванде, что ли?

3. «Герцог из Богемии». Низложили бедного глупого короля, а чтоб не расстраивался, дали утешительный титул.

Это мелочи, но они так портят общее впечатление! Причем, роман-то интересный! Рассказ вообще выше всяких похвал. Но почему бы автору не изучить тему получше?..

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Американская преступность и британское правосудие сходятся в неравной схватке на берегах Темзы. Инспектор Скотланд-Ярда Этелни Джонс, высоко оценённый самим Шерлоком Холмсом во время раскрытия дела «Знака четырёх» вместе с новым союзником, обретённым в швейцарских Альпах, сделают всё возможное, чтобы покарать заокеанских злодеев, проникших в такое место, о котором и говорить страшно...

В хорошем детективе у читателя в финале должно возникнуть «ощущение Уотсона» — как так, ведь всё же было очевидно и текст содержал столько намёков на личность «дворецкого», а я так ничего и не понял, ну разве что кое-что. В «Мориарти» ничего подобного не происходит. О сути происходящего начинаешь догадываться с обложки и к середине книги уверенно всё понимаешь. Поэтому и чтение становится несколько натужным. «Дом шёлка» я прочитал за пару дней, «Мориарти» же мучил целую неделю.

Книга на одну трубку, но прочтения всё же заслуживает, ибо даёт ответы на те вопросы, что не успел дать сам сэр Артур Конан Дойл.

P.S. И «Пляшущие человечки» и «Долина ужаса» опубликованы уже после «Последнего дела», а точной привязки ко времени в «Человечках» просто нет.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вещица на раз, как всякое произведение, главная ценность которой некий технический финт. Зная о нем, следить за сюжетом интереса нет ( как в фильме Первобытный страх при всей добротности работы актеров если знать сюжетную развязку — смотреть неинтересно). «Мориарти» — честное развлечение, автор не нарушает конвенции. Трупов и страстей в обилии, характеры прописать необходимости нет — все сильно спешат. Главный онтологический дефект книжки: приписывание Мориарти каких-то несвойственных авантюристических функций. Для великого комбинатора и мастера суперинтриг совершенно не характерны ставка на редкое везение и участие личное в смертоубийственных акциях с высокой вероятностью смерти — а таких в романе уйма. К роману приложен рассказ о деле Холмса — традиционный и достаточной посредственный.

Оценка: 6
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга однозначно заслуживает внимания! Не смотря на неоднозначные отзывы о «Доме шелка», эта книга автору удалась. Причем стилизация настолько естественна, что порой ловил себя на мысли, что читаю оригинальное произведение А. Конан Дойла. Язык произведения, описание героев, мест как будто бы созданы автором, живущим в 19-ом веке. Стилизация под произведения Дойла практически идеальна, хотя и самого сыщика Шерлока Холмса в ней нет.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

От второй книги Горовица, посвященной бессмертным героям Конан Дойла, не могла оторваться, как и от первой («Дом шелка»). Сюжет развивается стремительно, сцены очень живые, наглядные, кинематографичные, что ли. Много диалогов, экшена, герои яркие и запоминающиеся. Люблю такие книги за прочтением которых забываешь об окружающем мире. С удовольствием почитала бы другие детективы этого автора, если бы они существовали в природе.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх