fantlab ru

Аркадий и Борис Стругацкие «Машина желаний»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.21
Оценок:
328
Моя оценка:
-

подробнее

Машина желаний

Другие названия: Сталкер

Киносценарий, год (год написания: 1976)

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 32
Аннотация:

«Машина желаний» киноповесть (киносценарий), один из вариантов «Пикника на обочине».

В центре повествования — драматический и психологически убедительный образ «сталкера», неплохого, но запутавшегося паренька, на свой страх и риск, совершающего смертельно опасные вылазки в так называемые «зоны Посещения» — места транзитных посадок таинственных пришельцев, оставивших после себя множество непонятных артефактов. Именно последние составляют горький хлеб сталкеров (за нежданными инопланетными дарами нелегально охотятся все — от ученых до военных и криминальных структур).

Примечание:

Промежуточный (третий) вариант сценария: здесь, как и в фильме, трое так и не входят в ту самую комнату. Написан в декабре 1976 года.

Сохранились несколько рукописей этого варианта. Первая рукопись, на титульном листе которой имеется единственное слово «Сталкер», судя по всему, возникла именно в процессе подготовки к запуску фильма. На обороте титульного листа есть пометка красной ручкой: «Январь, 1977 год. Работали в декабре 1976». В эту машинопись в несколько приемов внесены небольшие изменения. Вторая рукопись с названием «Машина желаний» и подзаголовком «Научно-фантастический киносценарий» явно относится уже ко времени, когда текст готовился для 25-го выпуска «Сборника научной фантастики» издательства «Знание» (1981).


Входит в:

— антологию «НФ: Сборник научной фантастики. Выпуск 25», 1981 г.

— журнал «Kwazar 1983'01», 1983 г.

— журнал «Literatura Soviética № 2, 1984», 1984 г.

— журнал «Soviet Literature, 1984-2 (431)», 1984 г.

— антологию «Lichtjahr 4», 1985 г.


Похожие произведения:

 

 


 Сборник научной фантастики. Выпуск 25
1981 г.
Киносценарии
1998 г.
Полное собрание сочинений в тридцати трех томах. Том 22. 1977
2019 г.
Сценарии
2020 г.
Сценарии
2020 г.
Полное собрание сочинений в тридцати трех томах. Том 22. 1977
2021 г.

Периодика:

Soviet Literature, 1984-2 (431)
1984 г.
(английский)
Literatura Soviética № 2, 1984
1984 г.
(испанский)

Самиздат и фэнзины:

Kwazar 1983'01
1983 г.
(польский)

Электронные издания:

Машина желаний
2017 г.
Полное собрание сочинений. Том двадцать второй. 1977
2018 г.

Издания на иностранных языках:

ストーカー
1983 г.
(японский)
Stalker
1984 г.
(венгерский)
Lichtjahr 4
1985 г.
(немецкий)
Stalker
1987 г.
(шведский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сценарий попал мне в руки довольно поздно, где-то в 1988 году (скорее всего, это была антология «НФ» за 1981, хотя я помню, что вроде как читал ее в каком-то журнале (их тогда было много и разных, только успевай читать)

Намного позже, когда я по отдельным томам собирал серию «Миры братьев Стругацких», мне попалась в руки и другая версия сценария.

(я смотрю здесь — их вообще было много, немудрено и попутать :)

Это была хорошая фантастика, но оригинал («Пикник на обочине») был все-таки намного лучше.

(увы, в особенностях искусства кино братья разбирались не очень хорошо)

Читатель, в своем воображении, создает свой собственный мир, наиболее понятный ему по духу и содержанию.

И для писателя (а особенно — для писателя фантаста) необходимо уметь дать читателю достаточно материала, чтобы разбудить фантазию читателя и сделать сюжет достаточно правдоподобным для него, чтобы не вызвать отторжения (см. в качестве иллюстрации некоторые рецензии на этом сайте :)

/Ну давайте попробуем: /

Можно вполне сравнить этот момент с одеждой женщины — бесформенная одежда гасит мужское воображение, да и полностью голое тело тоже не всегда вдохновляет (журнал «Плейбой» — весьма скучное издание для тех, кто это все уже не раз успел увидеть в реале :).

А вот правильное мини или одежда в обтяжку — тут же разбудит мужское воображение.

(Сорри, не я это придумал — оригинал был еще у Анатоля Франса :)

Так и книга — как мини юбка :)

А вот с кино все сложнее — там тоже должно работать воображение зрителя, только вот разбудить его значительно труднее — все образы уже есть на экране, что ж там додумывать и представлять?

Но у Тарковского (и у многих других режиссеров) был дар — показывая картинку на экране, он стимулировал воображение зрителя, который должен был увидеть что-то свое, близкое ему по духу и пониманию (причем совпадение с задумкой самого режиссера вовсе не обязательно).

(отношение к почти коллегам-писателям у Тарковского в фильме выражено достаточно четко, Писатель у него — это еще и немного АБС, хотя Лему досталось больше :)

Впрочем, Стругацкие все это понимали и чувствовали, поэтому и относились к Тарковскому с большим уважением, понимая, что имеют дело с гением киноискусства.

(Впрочем, можно и не стимулировать воображение кинозрителя — фильмы Marvel Studios не дадут соврать :)

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот какой бы отменный фильм получился, эх, если бы Тарковский не двинулся умом — так не вовремя, все же в таланте ему не откажешь — и не снял, переснял, а потом снова переснял сюрреалистический, меланхоличный киноспектакль, который тяжело назвать полноценным фильмом — «Сталкер» (1979). Ах как жаль... Тарковский откровенно перемудрил, и остался непонятым, хотя и сам он не понял, что писали АБС в своем оригинальном произведении.

Над сценарием к фильму «Машина желаний» Стругацкие работали не покладая рук, адаптировали, старались найти общий язык с режиссером, хотели донести свои мысли, — и получились эти труды уникальными, трогательными, цепляющими и очень близкими к оригиналу «Пикник на обочине». Честно, приятно читать «Машина желаний» и ощущать себя частью «Зоны» и невероятно убедительного мира недалекого будущего после «Посещения» Земли инопланетными формами. Есть тут и интрига, неожиданные сюжетные ходы, герои, которым хочется сопереживать, неожиданная развязка и тонкая философская мысль, и она проходит через все произведение. Хочется надеяться, что когда-то этот сценарий все же будет реализован и хороший режиссер по нем снимет фильм, он то точно будет лучше «Сталкера» от Тарковского... тут еще раз эх и ах.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

По моему скромному мнению, лучшее произведение Стругацких. Есть в нем и психологическая убедительность, и драйв, и неподдельный трагизм. И даже «актуальные» темы, обычно в их произведениях раздражающие, раскрыты ненавязчиво и сильно. Увы, прочие тексты братьев мне показались устаревшими уже в 90-х. Эта вещь — без оглядки на Тарковского — до сих пор перечитывается с напряжением. Надеюсь, мы еще увидим ее адекватное воплощение...

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

В одном из промежуточных вариантов был такой конец: Сталкер мечтает о здоровье для дочки и с этой мечтой выходит на достигнутый им Золотой Диск, исполняющий желания. И идет по этому диску, и меркнет свет вокруг него и оказывается, что идет он уже по лестнице к своей квартире, заходит и видит девочку на костылях и обнаруживает, что на плече у него сумка, полная золота и денег... Вот так. Человека обманули его собственные желания...

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ох, и давно я этот киносценарий почитывал... Что бы там не говорили, а понравилось. Не так, как «Пикник на обочине», но всё же. :shuffle:

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх