Аркадий и Борис Стругацкие «Машина желаний»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Философское | Психологическое | Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не определено )
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Контакт
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
«Машина желаний» киноповесть (киносценарий), один из вариантов «Пикника на обочине».
В центре повествования — драматический и психологически убедительный образ «сталкера», неплохого, но запутавшегося паренька, на свой страх и риск, совершающего смертельно опасные вылазки в так называемые «зоны Посещения» — места транзитных посадок таинственных пришельцев, оставивших после себя множество непонятных артефактов. Именно последние составляют горький хлеб сталкеров (за нежданными инопланетными дарами нелегально охотятся все — от ученых до военных и криминальных структур).
Промежуточный (третий) вариант сценария: здесь, как и в фильме, трое так и не входят в ту самую комнату. Написан в декабре 1976 года.
Сохранились несколько рукописей этого варианта. Первая рукопись, на титульном листе которой имеется единственное слово «Сталкер», судя по всему, возникла именно в процессе подготовки к запуску фильма. На обороте титульного листа есть пометка красной ручкой: «Январь, 1977 год. Работали в декабре 1976». В эту машинопись в несколько приемов внесены небольшие изменения. Вторая рукопись с названием «Машина желаний» и подзаголовком «Научно-фантастический киносценарий» явно относится уже ко времени, когда текст готовился для 25-го выпуска «Сборника научной фантастики» издательства «Знание» (1981).
Входит в:
— антологию «НФ: Сборник научной фантастики. Выпуск 25», 1981 г.
— журнал «Kwazar 1983'01», 1983 г.
— журнал «Literatura Soviética № 2, 1984», 1984 г.
— журнал «Soviet Literature, 1984-2 (431)», 1984 г.
— антологию «Lichtjahr 4», 1985 г.
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
1001, 12 февраля 2025 г.
Сценарий попал мне в руки довольно поздно, где-то в 1988 году (скорее всего, это была антология «НФ» за 1981, хотя я помню, что вроде как читал ее в каком-то журнале (их тогда было много и разных, только успевай читать)
Намного позже, когда я по отдельным томам собирал серию «Миры братьев Стругацких», мне попалась в руки и другая версия сценария.
(я смотрю здесь — их вообще было много, немудрено и попутать :)
Это была хорошая фантастика, но оригинал («Пикник на обочине») был все-таки намного лучше.
(увы, в особенностях искусства кино братья разбирались не очень хорошо)
Читатель, в своем воображении, создает свой собственный мир, наиболее понятный ему по духу и содержанию.
И для писателя (а особенно — для писателя фантаста) необходимо уметь дать читателю достаточно материала, чтобы разбудить фантазию читателя и сделать сюжет достаточно правдоподобным для него, чтобы не вызвать отторжения (см. в качестве иллюстрации некоторые рецензии на этом сайте :)
/Ну давайте попробуем: /
Можно вполне сравнить этот момент с одеждой женщины — бесформенная одежда гасит мужское воображение, да и полностью голое тело тоже не всегда вдохновляет (журнал «Плейбой» — весьма скучное издание для тех, кто это все уже не раз успел увидеть в реале :).
А вот правильное мини или одежда в обтяжку — тут же разбудит мужское воображение.
(Сорри, не я это придумал — оригинал был еще у Анатоля Франса :)
Так и книга — как мини юбка :)
А вот с кино все сложнее — там тоже должно работать воображение зрителя, только вот разбудить его значительно труднее — все образы уже есть на экране, что ж там додумывать и представлять?
Но у Тарковского (и у многих других режиссеров) был дар — показывая картинку на экране, он стимулировал воображение зрителя, который должен был увидеть что-то свое, близкое ему по духу и пониманию (причем совпадение с задумкой самого режиссера вовсе не обязательно).
(отношение к почти коллегам-писателям у Тарковского в фильме выражено достаточно четко, Писатель у него — это еще и немного АБС, хотя Лему досталось больше :)
Впрочем, Стругацкие все это понимали и чувствовали, поэтому и относились к Тарковскому с большим уважением, понимая, что имеют дело с гением киноискусства.
(Впрочем, можно и не стимулировать воображение кинозрителя — фильмы Marvel Studios не дадут соврать :)
Сева1977, 14 июля 2017 г.
Вот какой бы отменный фильм получился, эх, если бы Тарковский не двинулся умом — так не вовремя, все же в таланте ему не откажешь — и не снял, переснял, а потом снова переснял сюрреалистический, меланхоличный киноспектакль, который тяжело назвать полноценным фильмом — «Сталкер» (1979). Ах как жаль... Тарковский откровенно перемудрил, и остался непонятым, хотя и сам он не понял, что писали АБС в своем оригинальном произведении.
Над сценарием к фильму «Машина желаний» Стругацкие работали не покладая рук, адаптировали, старались найти общий язык с режиссером, хотели донести свои мысли, — и получились эти труды уникальными, трогательными, цепляющими и очень близкими к оригиналу «Пикник на обочине». Честно, приятно читать «Машина желаний» и ощущать себя частью «Зоны» и невероятно убедительного мира недалекого будущего после «Посещения» Земли инопланетными формами. Есть тут и интрига, неожиданные сюжетные ходы, герои, которым хочется сопереживать, неожиданная развязка и тонкая философская мысль, и она проходит через все произведение. Хочется надеяться, что когда-то этот сценарий все же будет реализован и хороший режиссер по нем снимет фильм, он то точно будет лучше «Сталкера» от Тарковского... тут еще раз эх и ах.
bvelvet, 11 августа 2010 г.
По моему скромному мнению, лучшее произведение Стругацких. Есть в нем и психологическая убедительность, и драйв, и неподдельный трагизм. И даже «актуальные» темы, обычно в их произведениях раздражающие, раскрыты ненавязчиво и сильно. Увы, прочие тексты братьев мне показались устаревшими уже в 90-х. Эта вещь — без оглядки на Тарковского — до сих пор перечитывается с напряжением. Надеюсь, мы еще увидим ее адекватное воплощение...
viv, 8 декабря 2007 г.
В одном из промежуточных вариантов был такой конец: Сталкер мечтает о здоровье для дочки и с этой мечтой выходит на достигнутый им Золотой Диск, исполняющий желания. И идет по этому диску, и меркнет свет вокруг него и оказывается, что идет он уже по лестнице к своей квартире, заходит и видит девочку на костылях и обнаруживает, что на плече у него сумка, полная золота и денег... Вот так. Человека обманули его собственные желания...
Ruddy, 11 июня 2007 г.
Ох, и давно я этот киносценарий почитывал... Что бы там не говорили, а понравилось. Не так, как «Пикник на обочине», но всё же. :shuffle: